Александр Николаевич Островский - российский драматург и писатель, на
произведениях которого строится классический репертуар театров России. За всю
жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков:
Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся
«Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины
виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой,
театром и любовью к родине.
Детство и юность
Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме
на Малой Ордынке. В этом районе драматург провёл свои юные годы, а дом, где он
появился на свет, существует и по сей день. Отец Островского был сыном священника.
Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской
профессии и подался в судейские чиновники.
Мать будущего писателя, Любовь Островская, скончалась, когда сыну было восемь лет.
Спустя пять лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от
первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на
женщину из дворянского сословия.
Карьера Николая Островского шла в гору - он получил дворянское звание, посвятил
себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В
его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он
перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.
Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже
в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он
поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения
Островский проводил всё свободное время в Малом театре, где блистали актёры Павел
Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть
институт в 1843 году.
Отец питал надежду на то, что сын образумится, и пытался пристроить его на
выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в
Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого
суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт
драматург часто использовал в своём творчестве, вспоминая немало интересных
случаев, услышанных им за время практики.
Литература
Литературой Островский увлёкся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и
Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых
произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской
листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный
должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди - сочтёмся». В
1849 году автор закончил работу над ней.
Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он
описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта.
Персонажи пьес Островского - обладатели колоритных и узнаваемых характеров. Язык
произведений лёгок и прост, а финал ознаменован моральной подоплёкой. После
публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя
цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.
Островского внесли в перечень неблагонадёжных авторов, что сделало его положение
невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил
отец. Он отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже
сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы, и с 1851
года полностью посвятить себя литературе.
Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на
театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре.
Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного
актёрского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность
должны были смениться естественностью существования в предлагаемых
обстоятельствах.
С 1850 года Островский стал членом редакции журнала «Москвитянин», но материальную
проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объёма работы,
которую проводил автор. С 1855-го по 1860-й год Островский вдохновлялся
революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым
и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».
В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского
министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и
впечатления в творчестве.
1862 год ознаменовался путешествием Островского по Европе. Писатель посетил
Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе
основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли
талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие.
В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его
председателем с 1874 года до последних дней жизни.
Личная жизнь
Личная жизнь писателя была не менее интересной, чем его творчество. Островский
состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья
Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалёку от дома писателя.
Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Однако отец Островского был
против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе.
Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма
происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.
Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она
славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом,
работая над новой пьесой.
Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра
Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте - в живых
остался только старший сын Алексей.
Следующей возлюбленной Островского стала
Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах писателя, но не
теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где
находится могила женщины, неизвестно.
После её смерти Островский два года жил один, а после этого Мария Бахметьева стала
официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырёх сыновей.
Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.
Последние годы
Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал
на себя. Он вёл бурную общественную и творческую деятельность, но всё время
оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы, также Островский
имел 3000 рублей пенсии, но этих средств было недостаточно.
Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он
находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и
живой Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего
воплощения.
Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 14
июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Похороны драматурга
прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора
расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.
Творческое наследие
Произведения Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой
для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на
сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало
развитию литературного жанра, режиссуры и актёрского мастерства.
Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя
несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и
афоризмы.
Цитаты
«Чужая душа - потёмки».
«Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится».
«Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода».
«Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам
ему и цена».
«Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями».
По материалам 24smi.org