Александр Александрович Волков - русский, французский режиссер, работал также в
Германии и Италии.
Александр Волков родился 27 декабря 1885 в Москве в дворянской семье. Его отец
страстно увлекался музыкой, обе сестры виртуозно играли на фортепьяно. Уже в
гимназии Волков занимался живописью и написал портрет императрицы Александры
Федоровны, жены Николая II. Обладая красивым голосом, он также увлекался музыкой в
надежде стать профессиональным певцом. В 1902 его приняли в Императорскую оперу в
Москве.
В 1905 Волков познакомился с кинопродюсером Паулем Тиманом, который с 1904 возглавлял
представительсто фирмы «Гомон» в Москве и предложил ему сняться в кино. Однако
Волков решил стать режиссером.
Он поступил к Тиману на службу в торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С.
Осипов», в то время представительство ведущих западноевропейских студий в
России, и работал сценаристом, автором надписей, переводчиком, монтажером,
коммерческим агентом. В 1912, переняв московскую студию Пате, Тиман поручил ему
руководство ателье в Тифлисе.
В 1912 дебютировал в качестве актера в фильме Якова Протазанова «Пригвожденный». В
1913 снял в качестве режиссера фильм «Сны мимолетные, сны беззаботные снятся лишь
раз», сентиментальную драму на сюжет стихотворения Николая Минского «Тянутся по
небу тучи тяжелые», исполнив также главную роль.
После тяжёлого ранения в первые месяцы Первой мировой войны и шестимесячного
лечения в госпитале в 1916 Волков поступил на слубжу к продюсеру Иосифу Ермольеву,
так как Тиман, будучи этническим немцем, был сослан в Уфу.
В 1918 фирма Ермольева, важнейшее кинопредприятие дореволюционной России, была
вынуждена разместить свое производство в Ялте. В 1920 она переехала в
Константинополь, а затем во Францию. В 1921 Волков сыграл в фильме «
Пьяница» (La Rocharde), а
затем сосредоточился на режиссуре. Поставил ряд фильмов с Иваном Мозжухиным в
главной роли, в том числе «
Дом тайны» (La Maison du Mystère,
1922), шестисерийный фильм по А. Дюма, и «Кин» (Kean, 1923) о знаменитом английском актере
XIX века.
В 1926 в течение нескольких месяцев помогал Абелю Гансу на съемках грандиозного
фильма «Наполеон» (Napoléon, 1927). Год спустя на экран вышел его зрелищный фильм «
Казанова» (Casanova, 1927), который пользовался большим успехом. Затем Волков
два года работал в Германии. На студии УФА снял фильмы «Тайны Востока» (Die
Geheimnisse des Orients, 1928) с
Николаем Колиным в главной роли, «
Белый дьявол» (Der
weiße Teufel, 1930) c Мозжухиным в роли Хаджи-Мурата.
Вернувшись во Францию, поставил фильм «
Тысяча и вторая ночь» (La mille et deuxième nuit, 1932) по «Сказкам тысячи и одной
ночи». Был художественным руководителем фильма Владимира Стрижевского «Сержант
Икс» (Le Sergent X, 1932), который снимался в немецком и французском вариантах. Мозжухин
сыграл в нём первую звуковую роль, причём его русский акцент мотивировался
сценарием. В 1934 Волков поставил римейк фильма «
Дитя
карнавала» (L`Enfant du carnaval).
Так как он культивировал «русский стиль» и марьеризм, который был вытеснен во
Франции поэтическим реализмом, в тридцатые годы Волков работал мало. В 1936 он снял
в Германии фильм «
Стенька Разин»
(Stjenka Rasin), а в 1941 в Италии - «
Любовь императриц» (Amore imperiale), ставший его последней работой.
Александр Волков умер 22 марта 1942 в Риме.