Александр Беляев - писатель, основоположник российской фантастики. В его
произведениях на фоне приключенческого сюжета и романтических коллизий в смелых
научно-фантастических гипотезах ставились острые вопросы из самых разных
отраслей знания - социологии, биохимии, генетики, трансплантологии, космических
путешествий. Талант Беляева принёс ему любовь читателей и имя «русского Жюля
Верна».
Детство и юность
Будущий писатель родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске в семье священника Романа
Петровича Беляева, служившего настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери
Одигитрии, и его супруги Надежды Васильевны, в девичестве Черняковской. В семье
царила атмосфера набожности и почитания родителей, а потому Александру
предстояло пойти по стопам отца: в 1891 году его отдали в духовное училище, в 1895 году
- в Смоленскую семинарию. Оба учебных заведения Александр окончил по первому
разряду, но наотрез отказался становиться священником, более того - стал
убеждённым атеистом.
Во время учёбы Александр увлёкся театром, взахлёб читал: среди его любимых
авторов оказались Жюль Верн и Герберт Уэллс.
В 1904 году Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле,
погрузившись в изучение гражданского и уголовного права. Как многие молодые люди
своего времени, он интересовался политикой, отдавая симпатии партии эсеров. Во
время революции 1905 года, когда занятия в лицее прервались, Беляев уехал в Москву и
принял участие в декабрьском восстании. Он не стрелял по правительственным
войскам, но в самый разгар событий участвовал в возведении баррикад. В 1906 году,
когда занятия возобновились, Александр вернулся в родной Смоленск, в 1909 году
завершил образование и стал работать помощником присяжного поверенного.
Дальнейшая жизнь
Поначалу биография Александра Беляева не предвещала будущей литературной
карьеры. Он быстро приобретал профессиональный опыт и репутацию, его гонорары
росли, позволив совершить путешествие по Европе и подумать об устройстве личной
жизни. В свободное время молодой адвокат участвовал в любительских театральных
постановках по Горькому, Островскому и Тургеневу, писал театральные и
музыкальные рецензии в ежедневную газету «Смоленский вестник».
В июне 1914 года, буквально накануне Первой мировой войны, Беляев получил должность
присяжного поверенного при Смоленском окружном суде, а уже в ноябре решил
расстаться с юридической практикой и полностью посвятить себя журналистике и
литературе, заняв место ответственного редактора «Смоленского вестника». К этому
моменту уже состоялся его писательский дебют - летом в Москве была опубликована
пьеса «Бабушка Мойра».
Весной 1915 года Беляева поразила страшная болезнь - костный туберкулёз, отягчённый
параличом нижних конечностей. В поисках более благоприятного климата он
перебрался сначала в Ростов-на-Дону, а затем в Ялту. Три с половиной года, с ноября
1916 по весну 1920 гг., Беляев был закован в гипсовый корсет. Несмотря на вынужденную
неподвижность, он внимательно следил за происходящими в России событиями,
сотрудничал с издававшейся кадетами и эсерами газетой «Ялтинский голос», стал
свидетелем красного террора в Крыму, но сам счастливо его избежал. Летом 1921 года
Беляев заставил болезнь отступить и встал на ноги. Он устроился инспектором в
местный уголовный розыск, затем заведовал школой-колонией для беспризорников,
подрабатывал библиотекарем.
В 1923 году Беляев с женой переехал в Москву, где устроился в наркомат почт и
телеграфов, а вскоре возобновил литературную деятельность. После выхода в 1925 году
рассказа «Голова профессора Доуэля» на него обратила внимание читающая публика.
Произведения писателя печатали популярные журналы «Всемирный следопыт» и
«Вокруг света», газета «Гудок».
В декабре 1928 года Беляев переехал в Ленинград, в сентябре 1929 года, с обострением
давних болезней - в более солнечный и тёплый Киев, в сентябре 1931 года вернулся в
город на Неве. С января 1932 года он обосновался в Детском Селе (с 1937 года - город
Пушкин), где жил до лета 1935 года, когда ему предоставили квартиру на Петроградской
стороне. Окончательно в Пушкине писатель осел в 1938 году, когда его здоровье вновь
серьёзно пошатнулось.
В 1930-х гг. Беляев встречался со своим кумиром Гербертом Уэллсом, в очередной раз
посетившим Советскую Россию, вёл активную переписку с К.Э. Циолковским, глубоко
интересовался проблемой межпланетных полётов. В последние годы он много времени
уделял детской литературе, писал для популярных тогда журналов «Чиж» и «Ёж».
Творчество
По-настоящему Александр Беляев взялся за литературу только после 40 лет, но успел
написать достаточно много. Главной темой его произведений стали достижения науки
и техники далёкого будущего. Рассказ 1925 года «Голова профессора Доуэля», позднее
переработанный в роман, привлёк широкое внимание читателей самой идеей
конструирования человека без тела, вокруг которой развернулась жаркая дискуссия.
Между тем, в основу повествования Беляев положил свой личный опыт многолетнего
паралича, когда писатель, по собственным словам, жил вне тела. В 1926 году роман
«Остров погибших кораблей», действие которого развивается в Саргассовом море,
окончательно закрепил за Беляевым репутацию мастера научно-фантастических
историй.
В 1928 году вышел знаменитый роман «Человек-амфибия». Канвой для одной из самых
популярных книг Беляева стала история любви живущего в морских глубинах
Ихтиандра и земной девушки Гуттиэре, однако, помимо драматического сюжета и
психологических переживаний, в ней писатель поднял острые социальные вопросы,
заставляя читателя задуматься о нравах людей в капиталистическом обществе.
Во второй половине 1920-х гг. Беляев опубликовал цикл рассказов о гениальном
изобретателе профессоре Вагнере - человеке, не тратившем время на сон, умевшем
проходить сквозь стены и проверявшем изобретения прежде всего на себе. Романы
«Продавец воздуха» и «Властелин мира» были посвящены проблеме власти над миром, а
«Человек, потерявший лицо» - истории гениального комика-уродца, поменявшего
громкую славу на заурядную внешность и жизнь обывателя. Увлечение Беляева
космосом явственно отразилось в произведениях 1930-х гг. - прежде всего, в романах
«Прыжок в ничто», «Звезда КЭЦ» и «Лаборатория Дубльвэ». Последний роман Беляева
«Ариэль» вышел уже после начала войны, в сентябре 1941 года. В нём он описывал
способность человека к левитации - полёту без всяких технических устройств.
Необыкновенные приключения, наполнявшие книги великого фантаста, со временем
заинтересовали кинематографистов, однако первые попытки экранизировать
произведения Беляева сорвались. Одесская киностудия в 1939 году и Уолт Дисней в 1949
году по разным причинам отказались от съёмок, однако первая же картина,
появившаяся на экранах, имела оглушительный успех. В 1962 году фильм
«Человек-амфибия» с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях
побил все рекорды по числу зрителей в СССР.
Ни одна последующая экранизация «отца отечественной фантастики» не смогла даже
близко приблизиться к триумфу «Человека-амфибии», однако несколько картин
заслуживают упоминания. Это «Продавец воздуха» (1968), «Завещание профессора
Доуэля» (1984) и «Остров погибших кораблей» (1987). К сожалению, киноверсии романов
Беляева, вышедшие в последующие 30 лет, по художественным качествам заметно
уступали советским картинам и вполне заслуженно не пользовались зрительским
вниманием.
Семья и личная жизнь
Александр Беляев был женат трижды. Первый брак, заключённый в январе 1908 года с
Анной Станкевич, оказался недолговечным - уже через год после свадьбы молодая
жена ушла к другому мужчине. Вторая жена
Вера
Былинская также не выдержала и двух лет испытаний трудностями и в 1915 году
оставила мужа, как только тот слег с параличом. Писателю принесла счастье только
третья супруга - Маргарита Константиновна Магнушевская (1895-1892). Она происходила из
петербургской польско-шведской семьи, которая перед Первой мировой войной
поселилась в Ялте. Там в 1919 году и произошло знакомство будущих супругов, а в 1921
году они обвенчались.
В браке родились две дочери - Людмила (1925-1931) и Светлана (1929-2017). После смерти
писателя немецкие оккупационные власти в феврале 1942 года депортировали его жену
и дочь в Германию. Там они содержались в лагерях, а по освобождении весной 1945 года
отправились в бессрочную ссылку в Барнаул. Только в 1956 году с Маргариты
Константиновны Беляевой сняли все ограничения, и она вернулась в родной
Ленинград, где и скончалась в 1982 году. Дочь писателя Светлана прожила долгую
жизнь. Она пробовала себя в литературном творчестве, многое сделала для
сохранения литературного наследия отца.
Смерть
Война застала писателя в Пушкине, где он проживал все последние годы. Плохое
состояние здоровья после очередной операции не позволило ему эвакуироваться:
когда 20 сентября 1941 года в Пушкин вошли немцы, семья Беляевых оказалась в
оккупации. Вскоре в городе начались перебои с продуктами, топливом и товарами
первой необходимости. В октябре ударили заморозки, в ноябре наступили лютые
холода.
Вскоре надломленный болезнями организм Беляева не выдержал: писатель умер в
январе 1942 года (по другим сведениям, в декабре 1941 года). Жена и дочь хотели достойно
похоронить главу семейства не в общей, а в индивидуальной могиле, которую
попросту некому было копать, и тело пролежало в пустующей соседской квартире всю
зиму. Только весной 1942 года завёрнутые в одеяло останки великого
писателя-фантаста предали земле чужие люди. Место захоронения Александра Беляева
не известно до сих пор.
Источник: histrf.ru