Артык Джаллыев - советский, туркменский актёр театра и кино, режиссёр и
театральный деятель. Заслуженный артист Туркменской ССР. Народный артист
Туркменистана.
Родился 12 августа 1933 года в селе Багир близ Ашхабада.
Ранние годы
Страсть к лицедейству жила в нём всегда. Однако родилась она не из желания
изображать других, а прежде всего от неуёмной потребности выразить самого себя.
Непременный участник всех школьных спектаклей, Артык даже работая после школы
грузчиком, доставляя из родного Багира на ашхабадские рынки ящики с овощами и
фруктами, умудрялся и в эту монотонную работу вносить элементы игры. Однажды
артистизм и колоритная внешность парня - высокий рост, огромные голубые глаза и
густая копна вьющихся волос, привлекли внимание кого-то из киношно-театральной
среды, и тогда прозвучала знаменитая фраза: «Парень, да ты прирождённый артист.
Тебе нужно в театре играть». И ему дали адрес Ташкентского театрального института
им. А.Н.Островского, где набирали первую группу студентов из Туркменистана.
Театральная жизнь
После окончания в 1956 году Ташкентского театрального института, играл на сцене
Ташаузского музыкально-драматического театра.
Позже, с 1968 года, 15 лет был главным режиссёром театра в Ташаузе.
Министерство культуры республики предложило Артыку Джаллыеву возглавить в
Дашогузе музыкально-драматический театр и самому набрать труппу. Понимая, что
вряд ли кто из столичных артистов согласится поехать на периферию, он задал
резонный вопрос: «А где я возьму актёров?». «А где хочешь», - ответили ему. Приказ
есть приказ и его надо выполнять. Недолго думая, Артык рано утром пришел в
Ашхабадский культпросветтехникум и встав у входа принялся внимательно наблюдать
за учащимися. Намётанным глазом он отделял от толпы понравившегося ему парня или
девушку, подзывал к себе и спрашивал: «На кого учишься? На массовика-затейника?
Становись сюда, будешь актёром. А ты на кого? На работника клуба? Иди сюда, будешь
актрисой». Проведя этот имповизированный кастинг, он за один день набрал труппу и
повёз её в Дашогуз. Впоследствии Дашогузский музыкально-драматический театр был
признан одним из лучших театральных коллективов, а некоторые из его членов
удостоились звания народный артист Туркменистана.
Цель жизни - кинематограф
Своё первое почётное звание - заслуженный артист Туркменской ССР, Артык Джаллыев
получил в 25 лет за театральные работы. И всё же, прослужив долгое время в театре, он
понял, что сценические подмостки не для него. Ему, полководцу по натуре, были тесны
границы сцены, ему требовалось пространство, поле для битвы. Эту возможность мог
дать только кинематограф. Артык навсегда уходит в кино.
Яркий представитель киноискусства Туркмении. Слава киноактёра пришла к нему
сразу после его первой большой роли председателя Ходжома в фильме Алты Карлиева
«
Айна». Ещё до
завершения съёмки киноленты, Джаллыева уже приглашали сниматься в других
кинофильмах.
Рассказывают, что после первой же роли в фильме «
Айна» режиссёр Алты Карлиев сказал про
Артыка: «Этот голубоглазый ещё всем нам покажет». Он не ошибся в прогнозе. Роль в
картине «Десять шагов к востоку» принесла Артыку еще больший успех, а знаменитый
фильм «
Состязание» режиссёра Булата Мансурова - славу.
За 40 лет в кино Артык Джаллыев снялся более чем в 120 ролях. К значительным работам
актера относятся роли: Мурад («
Десять шагов к Востоку», 1961), Курк («
Случай в
Даш-Кале», 1963), Чапык-хан и Мамедяр-хан («
Состязание», 1964), Ашир
(«
Решающий шаг», 1965), Клыч («
Пустыня», 1967), Беки и Артык («
Утоление жажды», 1966), Кунгрет («
Тайна пещеры Каниюта», 1966), старшина Мамед («
Смерти нет, ребята!», 1970), Дед («
Охламон», 1993) и многие другие.
В актёрской среде существует шутка, что артист - это набор штампов и чем шире их
диапазон, тем лучше артист. Может оно и так, но сколько бы ни было у актёра в
артистическом багаже масок, если у него нет своего лица, если он не пропускает
создаваемый образ через себя, не отдаёт ему свои нервы, свою душу, то он может
стать узнаваемым и даже популярным, но не любимым. Хороший артист - это, прежде
всего, личность. Артык Джаллыев был именно любимым артистом. Вот почему он был
востребован не только на родном «Туркменфильме», его приглашали киностудии
России и Беларуси, он много снимался на «Узбекфильме» и «Таджикфильме», в
совершенстве владея узбекским и таджикским языками. Когда Артыку присвоили
звание народного артиста Туркменистана, кто-то заметил, что к званию можно
добавить слова « и Средней Азии».
В 1995 году Артык Джаллыев представлял туркменское кино на торжествах в Москве,
посвящённых 100-летию мирового кинематографа, поднявшись на сцену в числе ста
лучших представителей киноискусства СССР. Его одинаково тепло принимали коллеги
и зрители в Индии, Турции, Иране и других странах.
Сценарист
В последние годы Артык Джаллыев пробовал себя как сценарист. Писал для сына,
режиссёра Сапармухаммеда Джаллыева, возглавляющего Объединение «Туркменфильм»
имени Огузхана, сценарий об эпическом народном герое Кеймир-Кере, надеясь сыграть
в его постановке. Не успел...
Ушёл из жизни в 2000 году в результате тяжёлой болезни.
Личная жизнь
Люди, близко знавшие актера, говорят, что в жизни и на киноэкране Артык Джаллыев
был совершенно разным. Он не любил выносить на показ личную жизнь. Свою жену Веру,
профессиональную актрису, Артык привез из Таджикистана, но она предпочла
остаться в его тени, посвятив себя семье, воспитанию детей.
Сын - режиссер
Сапармухаммед Джаллыев, возглавлял Объединение
«Туркменфильм» имени Огузхана.