Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской
области (Казахстан) в дворянской семье.
Окончил Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова в 1965 году (педагог - А.
С. Быстряков).
С 1965 года - актёр Саратовского драматического театра имени Карла Маркса,
с 1973 года - московского театра имени Ленинского комсомола (Ленком).
В кино с 1968 года (первая роль - Генрих Шварцкопф в фильме «Щит и меч»).
С 1993 года - Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ
«Кинотавр»).
Потомственный дворянин
Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка,
происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и
поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в
сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все
архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана
Павловича.
Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с
оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее
элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...
Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на
бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою
мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в
обносках... Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на
иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же
ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно,
говорились некоторые "крамольные" вещи. Это не могло не запасть в душу маленького
Олега.
Театральный дебют
Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными
корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но
родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела
передать тягу к сцене.
Старший из братьев Олега - Ростислав Янковский - окончив саратовское театральное
училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего
Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец -
средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший
дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу
эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу
осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и
видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в
спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный
выстрел подходить к футбольному полю.
Судьбоносная история
Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, и, как только появилась
возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора
было решать, что делать дальше.
Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую
профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь
словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.
Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой
минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что
экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях
приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и
сказал: "Вы приняты. В сентябре приходите учиться". Олег вернулся домой
ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на
занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается,
брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о
сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, -
сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище
приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно
кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто
перепутали имя абитуриента Янковского.
Жениться один раз и на всю жизнь
Марина Ивановна учила своих сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь.
По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и
именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс
старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.
Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с
удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком
вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о
будущем. Они и не думали тогда, что их будущее - здесь, в Москве!
После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр.
Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила
мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега
тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Театральная судьба Янковского
складывалась не столь удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не
известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай...
Дебют в кино
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать.
А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной
Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали,
где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала
мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот
человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог.
А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не
поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения
Карелова "Служили два товарища". Между прочим, в этом фильме актеру должна была
достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах
Янковского, воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" В итоге
Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Театр
После выхода фильмов "Щит и меч" и "Служили два товарища", Янковский мгновенно стал
знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого
актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли как
классического ("Таланты и поклонники", "Стакан воды"), так и современного ("Человек
со стороны") репертуара. Наибольшего успеха Янковский добился в роли князя
Мышкина (спектакль "Идиот").
В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила
пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в
Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского,
требовались "крепкие тылы".
В новом театре Янковский быстро стая ведущим актером. Среди его лучших
спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд",
"Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик",
"Гамлет".
Кино. 70-е годы
Обратили внимание на талантливого актера и кинорежиссеры, посыпались
предложения.
Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в
фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно,
благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: "Моего творчества
Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена,
увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Андрей посмотрел и говорит - конечно,
это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа . Семейное
кино получилось".
Фильмы Марка Захарова
О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать
отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина "Обыкновенное чудо"
(1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника.
Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.
Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати этой роли
Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел
в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей -
характеры, выдающий его происхождение, - вспоминает Григорий Горин. - Я не верил в
его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал
в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми
мы другого актера".
В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который
построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы
Марка Захарова. Фильм был снят в духе "Обыкновенного чуда" и "Мюнхгаузена" с тем
лишь отличием, что смотрелся гораздо с меньшим интересом. Что же касается
Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и
Мюнхгаузена.
Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в
фильме-притче "Убить Дракона" (1989). Хотя фильм получился откровенно
конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера.
80-е
годы[/b]
80-е годы стали настоящим
расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка
Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна "Полеты во сне и
наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой
талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны
Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по
собственному желанию" (1982).
В последнюю картину Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшая в
том фильме другую главную роль - Веру. Именно она уговорила режиссера Сергея
Микаэляна, посоветовав прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить
Янковского: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть
джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!"
90-е
годы[/b]
В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно
разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и
историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца". А затем... «Когда
новые "кинематографисты", отмывавшие деньги, окончательно все оккупировали,
отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал
сниматься. По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в
международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, последнее
эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал,
что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось
за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым
народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался
последним... »
В следующие годы Олег Янковский снимался в кино редко.
Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор"
(1996). Но сам Олег Иванович признается, что "удовлетворения нет ни от одной из
последних работ".
С 1993 года Янковский - президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи
("Кинотавр").
2000-е годы
В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный
фильм «
Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной
«Пока она умирала...» и сыграл в нём главного героя, Игоря - «нового русского»,
который по ошибке попал к «старым русским» - старой деве, ухаживающей за умирающей
матерью.
В 2001 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «
Шут Балакирев»
по последней пьесе Григория Горина. Олег Янковский сыграл в этом спектакле Петра
Великого. В 2002 году Олег Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «
Любовник».
В 2006 году на телеэкраны вышел сериал «
Доктор Живаго»
по роману Бориса Пастернака, за который он получил Нобелевскую премию. Янковский
сыграл адвоката Виктора Иполлитовича Комаровского. В 2009 году режиссёр Сергей
Соловьёв смог завершить свою картину «Анна Каренина». Соловьёв много времени
уделил именно Каренину в исполнении Олега Янковского, сам фильм идёт от его лица,
это история человека, который любил женщину, с которой его развела судьба.
Последние
работы[/b]
Последней работой Олега Янковского в кино стала роль митрополита Филиппа в
фильме Павла Лунгина «
Царь». Фильм был показан на Каннском фестивале за три дня до смерти
актёра.
Последней работой Олега Янковского в театре стала роль моряка Жевакина в
спектакле «Женитьба» по Н. В. Гоголю, поставленного Марком Захаровым на сцене
Ленкома. 18 февраля 2009 года актёр в последний раз вышел в этой роли на сцену.
Семья[/b]
Олег Иванович всегда был приверженцем семейных ценностей. Он, которому судьба
улыбалась столько раз, считал, что семья - самая большая удача в его жизни.
Вдова - актриса, заслуженная артистка России Людмила
Зорина, на которой он женился на втором курсе театрального училища. Сын Олега
Янковского - Филипп Янковский - также актёр и кинорежиссёр. Невестка - актриса
Оксана Фандера . Внуки - Иван (после окончания факультета режиссуры
Международной киношколы поступил на актёрский факультет ГИТИСа) и Елизавета.
Братья: Ростислав Янковский (р.1930), актёр театра и кино, народный артист СССР и
Николай Янковский (р.1940), работает заместителем директора саратовского театра
кукол «Теремок». Племянник - Игорь Ростиславович Янковский - актёр кино.
Смертельный
недуг[/b]
Проблемы со здоровьем у Олега Янковского начались в 2008 году. Олег Иванович
обратился в одну из московских клиник с жалобами на плохое самочувствие. В канун
Нового 2009 года его госпитализировали, поставив страшный диагноз: рак
поджелудочной железы поздней стадии...
В
феврале, накануне своего 65-летия, он вернулся в Ленком и вышел на сцену в спектакле
"Женитьба". Это было 17 февраля 2009 года. В тот день Олег Иванович навсегда
попрощался со зрителями. В конце апреля наступило ухудшение, и побороть тяжелое
раковое заболевание Янковский так и не смог... Утром 20 мая 2009 года в 06:52 утра Олег
Иванович скончался в одной из московских клиник.
Похоронен актёр 22 мая на Новодевичьем кладбище столицы.