В театре
Ростислав Янович Плятт родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону.
Его отцом был довольно известный в то время адвокат Иван Плят. Позже актер
придумал себе псевдоним: он прибавил к фамилии одну букву и немного изменил
отчество.
По национальности его отец был поляком, а мать - украинкой. Поэтому его бабушки
хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.
"Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки - Жозефина Феликсовна,
мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, - и начиналась тихая битва, -
приводит вспоминания Ростислава Плятта "Аргументы и факты". - Одна следила, чтобы
дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от
всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни
одного языка, кроме русского".
В 1909 году семья Плятов переехала из Ростова в Кисловодск, а с 1916 года Ростислав
Плятт жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО им. Томаса Эдисона, куда часто
приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.
В 1926 году Ростислав Плятт с первого раза поступает в студию Юрия Завадского на
Сретенке, переименованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского. В
том же 1927-м состоялся дебют Плятта в спектакле "Простая вещь" по рассказам
Лавренева, где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Удачно
показал себя в "Ученике дьявола" Бернарда Шоу (1933) и "Школе неплательщиков"
Вернейля (1935).
В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону. Это
произошло не случайно: в это время в Москве началось движение по "переброске"
молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено
было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова - на Урал. Но эти коллективы отказались
выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же
согласился переехать в Ростов. Позже Плятт, который в этом городе родился,
вспоминал:
"Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в
Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьез подозревали меня в причастности к
этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе".
Кстати, сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился
с иронией. Впрочем, позже актер полюбил родной город: на закате лет он назвал
ростовские годы лучшими в своей жизни.
В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли,
где он играл в дуэте с Верой Марецкой - супругой режиссера Юрия Завадского.
По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранкен ("Дни нашей жизни" Андреева, 1938) -
роль, которая неожиданно обнаружила склонность актера к углубленному,
психологически тонкому раскрытию характера, пишет энциклопедия "Кругосвет". До
этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы,
отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью.
В 1938 Плятт вернулся в Москву и до 1941-го работал в Театре им. Ленинского комсомола. С
1941-го по 1943 год Плятт работал в Московском театре драмы, а затем вернулся к
Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета.
В Театре им. Моссовета Плятт создает такие значительные образы, как Бернард Шоу
("Милый лжец"), Цезарь ("Цезарь" и "Клеопатра" ), Федор Карамазов ("Братья Карамазовы" ).
За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его
репертуаре эксцентрические Болингброк ("Стакан воды" Скриба) и Нинкович ("Госпожа
министерша" Нушича), чеховские Тапер и Дорн, современные Гарри Смит ("Русский
вопрос" Симонова) и Добротворский ("Закон чести" Штейна), классические Казарин
("Маскарад" Лермонтова) и Яропегов ("Сомов и другие" Горького) и др.
Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого
исполнителя Бурмина ("Парень из нашего города"), а позже Васина ("Русские люди").
В кино
Плятту было 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Его дебют - персонаж в
популярном детском фильме "Подкидыш" в 1939 году.
Несмотря на то что актер почти всегда играл в кино роли второго плана, он добился
признания и стал одним из самых любимых советских актеров. Как пишет "СБ-Беларусь
Сегодня", по мнению критиков, он играл интеллигентность в своем исконном
состоянии - "беззащитную, неброскую, порой нелепую, но глубоко сознательную
порядочность" ("Слон и веревочка", "Первоклассница").
Даже его отрицательные герои ("Зоя", "Весна" , "Люди") не вызывали неприязни у
зрителя, так как было в них что-то всегда глуповато-напыщенное, трусливое. В
середине 60-х в фильме "Иду на грозу" Плятт предстал перед зрителем во всей своей
напряженной, нравственной бескомпромиссности.
По-настоящему "звездный" час актера настал в 70-х годах. Героев позднего Плятта
можно увидеть в телефильмах "Семнадцать мгновений весны" , "Авария", "Истцы и
ответчики", "Дальше - тишина" и др.
"Я был жаден до работы и очень контактен - мне нравилось узнавать людей, - писал
актер в книге воспоминаний "Без эпилога". - Я брался за все, что предлагали,
стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра им.
Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если
в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в
успех входил в работу..."
За почти 50 лет работы в кино
Ростислав Янович Плятт снялся, по его словам, "примерно в сорока
картинах". Работал на радио, озвучивал мультфильмы - в том числе читал слова автора
в мультфильмах "Слово имеют куклы", "Как львенок и черепаха пели песню", "Алиса в
стране чудес" , "Алиса в зазеркалье".
Его последняя роль - в фильме "Визит к Минотавру" . На съемках Плятт чувствовал себя
очень плохо - сломал шейку бедра.
В жизни
Ростислав Плятт был увенчан всеми возможными регалиями: народный артист СССР (1961),
Герой Социалистического Труда (1989), получил Государственную премию СССР (1982) и
орден Ленина (1989). По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали
благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить
над коллегами и посмеяться над собой.
Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал
целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. "А не много ли у нас пляттства на
радио?"
Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и
никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Как пишет журнал "ТелеШоу", однажды
реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты
обнаружил, что долгов очень много - все раздал, ничего не осталось. Он подошел к
Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.
Плятт поразился: "Единственный человек, который подошел в то время, в которое
обещал! Отдашь, не отдашь - ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги,
сколько тебе нужно".
Он помогал не просто деньгами - за "брата-актера" он был готов обивать
начальственные пороги. Он многим "выбил" квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине
Муравьевой .
Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, а вот личная складывалось не
просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Георгия
Бахтарова, "Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре
Корша и была очень эффектной - рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в
хромую старуху и регулярно грозила ему: "Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!"
Вера Марецкая - знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия
Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в
нее. После смерти режиссера, пишет "Правда", он предложил ей руку и сердце, но она
отказала, сославшись на возраст.
"Слишком поздно начинать новую семейную жизнь", - ответила она.
Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра
Моссовета Павла Хомского, актера очень трогательно относился к Фаине Раневской.
"Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека
остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости", - сказал он в
интервью газете "Труд".
Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они
оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре - возникало настоящее
актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий
Александров в картине "Весна" . А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса "Дальше
- тишина" плакала вся театральная Москва, напоминает телеканал "Культура".
Его другом и соседом по квартире был Юрий Никулин , с которым они снялись в фильме
"Родственные души" - о долговязом квартирном воре и не вовремя проснувшемся
хозяине квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой. Однажды Плятт достал
для семьи Никулиных билеты на спектакль "Дальше - тишина" - попасть на эту драму о
двух стариках можно было только по блату.
Плятт спросил у Никулина: "Кого из вашей семьи вставить в пьесу?" На что Юрий
Никулин ответил: "Вставь Марию Петровну, мою тещу".
Во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт, играющий американского
старика, вдруг говорит: "Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна
выгуливает собачку Кутю", - и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила -
настолько ловко, не нарушая заданной интонации, ввернул Ростислав Янович в текст
зарубежной пьесы московскую Марию Петровну с Кутей.
В одном из спектаклей - в 1950-е годы - Ростислав Плятт , игравший важного начальника,
должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя
выстроившихся лицом в зал подчиненных. Зритель видел только затылок Плятта, а
остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги
увидели на его лбу надпись - нецензурное слово. Актерам было сложно удерживаться
от хохота.
Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: "Чаевые
оскорбляют достоинство советского человека". И Плятт, рассчитываясь с
парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: "Обожаю оскорблять
достоинство советского человека". Расплатившись и оставив щедрые чаевые,
спрашивал: "Я достаточно оскорбил ваше достоинство?"
Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком.
Считал, что существует только одна национальность в мире - хороший порядочный
человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим
театральным чиновником, Плятт поразился: "Как он может так жить?".
В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры "унесли с собой
столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых
была и золотая звезда Героя Социалистического Труда". Ни одна из наград
Ростислава Плятта до сих пор не найдена.