Кино. Воплощение детской мечты
Желание стать артистом у Александра Михайлова возникло в раннем детстве. Уже с
двенадцати лет он ходил в театральную студию, где постигал секреты актерского
мастерства, участвовал в постановках, занимался фехтованием и пластикой. Такая
подготовка, а также несомненный природный талант, помогли юноше легко поступить в
Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Ю.В. Катина-Ярцева) при театре им.
Евг. Вахтангова.
Во время учебы Александру начали поступать предложения сняться в кино.
Дебютировал он в 1981 году ролью Тропинина-младшего в драме Сергея Евлахишвили «
Тропинины», а на втором курсе снялся у Анатолия Эфроса в телевизионном
спектакле «Ромео и Джульетта» в роли Ромео.
Сразу после окончания ВТУ в 1983 году Александр Михайлов исполнил роль молодого
Ломоносова в популярном телесериале «
Михайло Ломоносов». Но особенно актер запомнился и полюбился зрителям
по эксцентрической мелодраме Марка Захарова «
Формула
любви». Это его герой, одухотворенный, поэтический юноша Алексей, просил графа
Калиостро оживить скульптуру, в которую влюбился, а потом стрелялся все с тем же
графом из-за прелестной Машеньки (Елена Валюшкина). Прекрасная, искрометная роль!
А какие актеры играли вместе с Михайловым: Александр Абдулов, Семен Фарада, Нодар
Мгалоблишвили, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой!
Александр Михайлов вспоминает о той своей работе: «Я не относился к ней серьезно,
как к своим драматическим ролям в театре, ведь «
Формула любви»
- это комедия. Потом я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое
впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и
доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил.
Кстати, у А.Н.Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям,
придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня
автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в
облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой
герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же...»
Обретение себя
По окончании ВТУ Александр Михайлов был принят в Центральный детский театр, ЦДТ.
Здесь его карьера также начала складываться более чем удачно: много работы,
главные роли. В театре Александр встретил и свою любовь в лице молодой актрисы
Елены Черняк. Он вспоминает: «Мы сразу поняли, что внутренне близки, начали много
общаться, нам почему-то все время хотелось друг другу выговориться, наверное,
потому, что у каждого за спиной была уже прожитая часть жизни, были душевные раны».
Вскоре они сыграли свадьбу, и Елена взяла фамилию мужа...
Казалось, что все в их жизни хорошо. Но за внешним благополучием скрывалось
неудовлетворенность жизнью, душевное смятение. Как рассказывает Александр, в
театре наметилась тенденция на развращение человеческих душ. Те роли, которые ему
доставались, он отвергал по этическим принципам. Ну не мог он играть убийц или
самоубийц! Некоторое время Александр и Елена пытались бороться с этим, но все
оказалось бессмысленным.
По совету Елены Александр Михайлов обратился в церковь, к отцу Николаю
Ведерникову. «Батюшка меня спросил - в чем вы хотите покаяться, а я не знал, ну в чем
мне каяться? - рассказывает Александр. - И он сказал тогда - вы еще не готовы. И мы
просто разговаривали. Я говорил о своей жизни, о своих сложностях, о том, что меня
мучает, фактически, это нельзя было назвать исповедью. Но несмотря на это, когда я
вышел из храма, я вдруг ощутил, что что-то произошло. Я почувствовал, что это не
просто так, как мне раньше казалось - постояли и поговорили два человека. Нет,
кто-то еще при нашей беседе присутствовал. И я ощутил это Присутствие, и стал к
этому относиться серьезно, стал анализировать, записывать грехи, которые нужно
исповедовать».
Просто так уйти из театра, в никуда, не подготовив почву, было опрометчиво. Против
этого был отец Иоанн, который говорил им: «Ничего не делайте по наитию и желанию,
но сообразуясь с реальной обстановкой и своими возможностями. Что вы умеете и
есть ли возможность реализовать это умение. На этот вопрос ответьте себе сами. И
всякое дело начинайте с молитвы». Александр и Елена, еще работая в театре, начали
брать уроки вокала и сольфеджио, готовя себя для служения в храме. Окончательно
порвать с театром они решили в 1987 году.
Новая жизнь
Уход Александра и Елены Михайловых из театра окружающие восприняли по разному.
Родители недоумевали, как можно было оставить успешную работу, многие коллеги,
считая их предателями, перестали с ними общаться, а газеты радовались возможности
преподнести читателям «жареные» факты. Впрочем, были и те, кто восхищались
поступком Михайловых.
«Уйдя из театра, мы окунулись в другой, совершенно неведомый нам мир, который
переборол все. Мы не оглядывались с болью назад, и для нас это была милость Божия.
Радость, к которой мы приобщились, она все покрывала», - признается Александр. Свою
новую жизнь они начали в храме, в подмосковном селе Гребнево, став певчими в хоре.
Альт и тенор.
Чуть позже Михайловы пришли к идее совместного исполнения духовных песен. В 1994
году они начали выступать с сольными концертами по России, а затем и за рубежом. Их
аудитория самая разная. Михайловы выступают в больницах и детских домах, в домах
для престарелых и тюрьмах, и, конечно же, в монастырях и многочисленных приходах
московских храмов. Их песни, посвящены любви к Богу и к родной земле, а авторами
стихов являются как знаменитые поэты: Сергей Есенин, Владимир Тредиаковский,
Николай Гумилев, так и деятели церкви: архидьякон Иосиф, монахиня Антония,
святитель Дмитрий Ростовский, а также неизвестные сочинители. Дуэт Михайловых
возвращает людям спокойствие, веру в добро и в духовное богатство.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Михайловы выпустили несколько аудио-альбомом: «Слава Богу за все!» (1995), «Пойте,
детки, Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003).
Последний альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора
Соколова, погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 году.
Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, Александр и Елена в 1997 году
окончили Православный Свято-Тихоновский богословский институт со степенью
бакалавра религиоведения (Александр) и бакалавра искусств (Елена).
Еще одной стороной творчества Михайловых стала постановка спектаклей. Александр
Михайлов рассказывает: «Нам в какой-то момент показалось мало певческого языка,
чтобы высказать все, что сейчас нас волнует. Мы почувствовали, что нужно
воспользоваться языком драматургии». Да, они вновь вернули к театру, но к театру, о
котором мечтали, выбирая литературу, близкую им по духу.
Для своей первой постановки (которая была осуществлена в 1998 году) Михайловы
избрали сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», пригласив режиссёром
профессора театрального училища имени Б.В.Щукина Марианну Рубеновну
Тер-Захарову. Михайловы же исполнили в спектакле каждый по несколько ролей. О вере
в спектакле напрямую не говорится, но при этом поднимаются понятия совести,
нравственности. А ведь совесть - это и есть глас Божий в человеке.
В последующие годы Михайловы поставили еще ряд спектаклей, среди которых -
«Матрёнин двор» по рассказу Солженицына (режиссёр В.В. Иванов),
демонстрировавшийся в театре «Глас». Постановки Михайловых все больше
пользуются успехом и популярностью у зрителей, а это значит, что их усилия не
напрасны.