Детские годы
Евгения Мельникова родилась 27 июля 1909 года. Она - коренная москвичка. Детство ее
прошло на 1-й Тверской - Ямской, где была церковь Василия Кесарийского. В семье было
четыре девочки. Отец работал слесарем-механиком, мама была домохозяйкой.
Детство Евгении Константиновне запомнилось встречей с царем. Ну кто такой для
девочки в1914 году был царь? «Мы выписывали журнал «Нива», и там я видела Большой
портрет Николая II, красивого, в регалиях. А тут царь должен был ехать с Ходынки.
Народу на улице было не так уж и много. И вот едет машина военная. И там сидят двое.
Один из них и был Николай II» - вспоминает Мельникова.
Актерские наклонности у девочки проявились довольно таки рано. В пять лет, она
прочла книгу "Жил да был Крокодил..." Корнея Чуковского. Эти стихи и стали ее первым
репертуаром. Она непременно должна была всем их рассказать. Очевидно, что-то
актерское было заложено в ней самой природой.
Однажды, посмотрев любительский спектакль "Золушка", поняла, что сама не хотела бы
сыграть Золушку. А вот злую сестру Берту - вполне. Так вот и проснулись задатки
характерной актрисы.
Студия «Потешное кольцо»
Девушка поступила в группу молодого интересного художественного руководителя
Федора Михайловича Никитина. Впоследствии он стал народным артистом, много
работал в Ленинграде, снимался в кино. А тогда возился с малышней. Студия
называлась "Потешное кольцо" и даже имела свое собственное знамя - фиолетовое с
зеленым кольцом. С этим знаменем студийцы ходили хоронить Вахтангова.
А однажды начинающие актеры вышли на вполне профессиональный уровень. Показали
пьесу "Новая шапочка Андерса" в театре "Летучая мышь", где играл Никитин. В ложе
тогда сидел сам Константин Сергеевич Станиславский! Ему очень понравился
спектакль, и он предложил ребятам показать свой репертуар во МХАТе.
И вот в старом МХАТе студийцы играли сцену из "Синей птицы" - "царства будущего".
Константин Станиславский - высокий, стройный, красивый, седые волосы - сидел за
столиком, на котором стоял в серебряном подстаканнике стакан с чаем и лимонной
долькой, а рядом - маленькая тарелочка с двумя сухими пирожными. Все считали, что
перед ними Бог!
После просмотра Станиславский всех поблагодарил, а маленькую актрису, сыгравшую
Тильтиля, погладил по головке. Он ее просто благословил... Правда, тогда Евгения
Мельникова, тогда даже не обратила на это внимание. И только став уже актрисой и
прочтя книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", пересмотрев все спектакли
старого МХАТа, она поняла, что ее в то время коснулся художественный гений.
Кино
Потом была учеба в Государственном техникуме кинематографии. А по его окончанию в
1930 году Евгения Мельникова попала в штат "Мосфильма". В то время, правда, молодежь,
главным образом, была занята на субботниках - киностудия переезжала с Житной на
Потылиху.
Евгении Мельниковой, конечно же, хотела сниматься. Тем более, что она уже успела
поработать в немом кино, правда, в эпизодах. Была такая картина "Изящная жизнь".
Главную роль советской милиционерши играла Жизнева, моряка-американца - Тенин, а
Мельникова играла буфетчицу Лизу. Ее эпизод заключался в следующем: этот моряк -
Тенин хотел ее поцеловать, а она, естественно, не могла такого стерпеть и ударила
его по лицу. Это и была первая роль Мельниковой и в немом кино, и на экране вообще.
«Летчики»
Известный режиссер Райзман снимал фильм «
Летчики», и все никак не мог
подыскать актрису на главную роль. Пробовались почти все актрисы, какие тогда
существовали. Неизвестно почему, но, как-то так случилось, что он обратил внимание
на Евгению Мельникову, хотя по сценарию требовалась высокая стройная девушка с
голубыми глазами. Мельникова явно не обладала такими данными. Но решили
попробовать: актрису покрасили, постригли, сшили летный костюм, и... утвердили. Это
было счастье! Евгения даже почувствовала себя летчицей, вошла в образ. А тут еще
вдруг сказали, что нужно дать возможность взлететь... Ощутить, так сказать,
полет...
Ну что? Кроме как на велосипеде актриса, ни на чем не ездила! Ну, играла в баскетбол,
волейбол... А тут - взлететь! Приехали на Ходынку, увидели знаменитый "У-2". После
слов: "А теперь давайте прокатим Женю!", у Мельниковой в мыслях пронеслось: или
роль, или смерть. Когда налетались, сели, вся съемочная группа: "Ну, как? Что там?"
Оказывается, летчик делал в воздухе мертвые петли!
"Цирк"
После фильма "Летчики" актриса почувствовала успех, стала знаменитой и сразу же
попала в поле зрения Александрова и Любови Орловой. Они готовились к съемкам
киноленты "Цирк". В общем, актрису сняли для пробы, и этот кадр, где эксцентричная
Раечка приходит к Марион Диксон и говорит: "Товарищ Диксон, кому вы писали это
письмо? Не Скамейкину?" - как записали, так эта сцена и вошла в фильм.
"Цирк" имел огромный успех, он популярен уже более 60 лет. К сожалению, Евгению
Мельникову как летчицу признали, а как актрису цирка... увы! Несмотря на то, что она
и на лошади скакала, и в пушку залезала. Любовь Орлова, с которой актриса
подружилась во время съемок, как-то сказала: "Женечка, дорогая, имейте в виду, что я
сыграла не свою роль". И что бы это значило? "Марион Диксон - не моя роль, - повторила
Орлова. - Я собираюсь играть советских женщин, героинь". Тогда стало все понятно,
что рядом с ней никому делать нечего. И, несмотря на добрые отношения, Мельникова
не стала работать: Александров творил только для Орловой. Это была замечательная
пара, влюбленная друг в друга и работающая только на себя.
После такого успеха, такой популярности актриса получила приглашение от
режиссера Юдина сняться в комедии "Девушка с характером", сценарий которой
писался именно на нее. Она собиралась родить ребенка, и отказалась, сказав тогда:
"Нет-нет. Что-нибудь одно: или кино, или ребенок. Вот семь лет подряд я снимаюсь,
теперь надо позаботиться о другом". Актриса решила стать матерью. В тот период у
нее было много предложений. Роу предлагал сыграть царевну Несмеяну, но она всем
говорила: "Нет, нет и нет".
Мамы, тети, бабушки
А после войны Евгения Мельникова вернулась на экран уже в возрастных ролях. Ее
героини ушли в далекое, в историю. Евгения Константиновна обрекла себя на
неузнаваемость, очень рано перейдя на характерные и эпизодические роли. Сделала
она это ради семьи, ради дочери.
Актриса хорошо выглядела, моложе своих лет, но все же стала играть мам, теть, и даже
бабушек! Один за другим вышли фильмы "Школа мужества", "Аттестат зрелости", "Первые
радости", "Дело было в Пенькове", "Коллеги".
Все роли были положительными, но однажды актрисе все-таки повезло. Она давно
мечтала сыграть отрицательную героиню. В Театре киноактера был спектакль
«Несущий в себе». И там был персонаж - некто Бодрухин, декан факультета. Актриса
видела таких людей, знала их, чувствовала, как надо сыграть. После проб Евгения
Мельникова была утверждена на эту роль не только в спектакле, но и в фильме «
Жизнь сначала», который снимал Лев Рудник по этой пьесе. Актриса была
очень довольна, что сыграла такую роль. Многие ее даже не узнавали - такая она там
была...
Евгению Мельникову, кстати, не узнали и в "Снежной королеве". Когда режиссер
Казанский предложил ей роль Бабушки, она даже удивилась - все-таки еще не старая
была. Ее всю обложили ватой, надели седой парик, очки, шапочку. Вроде бы и неплохо
получилось. И пошли, поехали бабушки - старушки!
Великолепная картина "Не хочу быть взрослой". И последняя интересная роль -
Евгения Мельникова и мама для героини Натальи Варлей, и бабушка. Но там, конечно,
главный человек - мальчик Кирилл Головко. Это было такое очарование. И
замечательный режиссер Юрий Чулюкин, трагически погибший в Мозамбике. Он
представлял на каком-то форуме советское кино. Весть о его смерти потрясла
актрису. У нее остались очень светлые воспоминания и о нем, и о совместной
работе.
«Чтобы помнили»
Евгения Мельникова оставила профессию в начале восьмидесятых годов. Но работа
всегда оставалась при ней. Она много играла в Театре-студии киноактера, вела
шефскую работу. А в последние годы актриса снималась для телепередачи «Чтобы
помнили», рассказала о Сергее Столярове и многих замечательных советских
актерах.
Актриса все, что могла, сделала. Она так много отдала кино и сцене, ничего не требуя
взамен. Фильмы и спектакли прошлых лет, в которых вместе с Евгенией Мельниковой
блистали великие артисты, режиссеры. И еще долгие годы поколения российских
зрителей будут с напряжением и надеждой следить за судьбой героев Евгении
Мельниковой, радоваться и горевать вместе с ними, убеждаясь в том, что настоящее
искусство вечно.
Личная жизнь
Муж Евгении Мельниковой, Анатолий Павлович, работал на "Мосфильме" вторым
режиссером. Он поставил пять картин с Владимиром Басовым, затем помогал Сергею
Бондарчуку ставить батальные сцены в фильме "Судьба человека".
Надо заметить, что Евгении Мельниковой везло на встречи заметных фигур: царь
Николай II, Станиславский, Шолохов... Картину "Судьба человека" сняли за год.
Получили массу премий и призов. Но главное - удивили весь "Мосфильм". После этого
фильма к Бондарчуку стали относиться совсем иначе. Большую роль в этом сыграл
Шолохов, ему очень понравился материал.
Решено было такое событие отметить. И двадцать четыре человека во главе с
Бондарчуком и Шолоховым пришли в гости к Евгении Мельниковой. Квартира-то была
только у них с мужем! Причем, Бондарчук помог переехать в новый дом на
Мосфильмовскую улицу. И вот Евгения Константиновна принимает гостей. Раздвинули
стол - бутылки, закуска, а она сидит на пылесосе, любуется Шолоховым - высокий лоб,
короткие светлые волосы, хотя сам он был довольно маленького роста, но красивая
голова!
У Евгении Мельниковой выросла прекрасная дочь. Она кандидат филологических наук,
преподает в МГУ на факультете журналистики. Она старший научный сотрудник
кафедры зарубежной печати и литературы. Внук актрисы - Андрей Голованов -
спортивный комментатор на ОРТ.
Ушла из жизни великая актриса 10 сентября 2001 года в Москве, в возрасте 92 лет.
Похоронена на Востряковском кладбище.