Стеценко Елена Петровна родилась 18 февраля 1983 года в Минске.
В 2004 году окончила Белорусскую государственную академию искусств, курс В.А.
Мищанчука,
С 2002 работает в Национальном академическом драматическом театре имени Максима
Горького. Сыграла в спектаклях «Я твоя невеста» (Лида), «Пойманный сетью» (Вики),
«Чудаки» (Зина), «Земляничная поляна» (Ангелина), «Завтрак на траве» (Юля) и
другие.
Работы в кино: «
Буровая», «
Дунечка», «
Сумасшедшая любовь» и другие.
Елена Стеценко снималась в телевизионных проектах «15 республик» и «История
города», рекламных роликах, была ведущей программы для детей «Внеклассный час».
Интервью Валентина Пепеляева с Еленой Стеценко в газете «Советская
Белоруссия» от 13 февраля 2008 года:
Молодую актрису Национального академического театра им. М.Горького Елену
Стеценко все запомнили студенткой по спектаклю «Чудаки». А потом, как это часто
бывает в актерской карьере после яркой роли, наступил период затишья. Но свой
шестой сезон в Русском театре Елена уже продолжила главной ролью Каштанки в
детском спектакле Алексея Лелявского, где максимально проявила все свои
эксцентрические качества и открытого детского зрителя покорила точно.
- Лена, вы из актерской семьи?
- Нет, папа у меня военный, мама - логопед.
- Военное детство и бесконечные переезды из гарнизона в гарнизон?
- Один раз был переезд в Латвию. Мы там жили семь лет, а потом приехали обратно в
Минск. В какой-то момент папа предложил продолжить династию и поступать в
академию милиции, но меня туда совершенно не тянуло. Наоборот, мой личный выбор -
это академия искусств. Помню, мне тогда приснился Олег Меньшиков... Он сказал, что я
должна обязательно поступать в театральный, чтобы работать в Русском театре. Я
проснулась под сильным впечатлением. Потом, когда на экзамене спросили: «Зачем вы
поступаете?» - я ответила четко: «Чтобы работать в Русском театре». Может, у кого-то
такая безапелляционность и вызвала улыбку... Но ведь все сбылось! Уже на втором
курсе отрывок «Обломова» с моим участием увидела режиссер Валентина Еренькова и
пригласила в свой спектакль «Чудаки».
- И сколько лет вы играете в Русском?
- Шестой сезон. После «Чудаков» меня поставили вторым составом в «Извещение
Марии» на одну из главных ролей, но на сцену так и не выпустили. Играла другая
актриса. А потом были «Ниночка», «Амфитрион», «Сон на кургане», «Анджело и другие».
Массовка, массовка, массовка... Я видела распределение ролей и в очередной раз
находила свою фамилию в самом конце списка: феи, подружки, жены воинов. И вот
«Каштанка». У меня была мысль, что на нее могут назначить меня. Смущал момент, что
это детская сказка, будет ли роль по-настоящему считаться главной? Потом поняла,
конечно же! Это серьезная, тяжелая работа. Правда, сейчас ставится «Васса
Железнова», и я опять в роли горничной. Роль без текста.
В любом случае я получаю наслаждение от работы с режиссером Модестом Абрамовым.
По крайней мере, не сижу в гримерке и не думаю, когда же это закончится.
- Ходите на кастинги?
- Хожу, но вы сами прекрасно понимаете, что белорусских актеров у нас не жалуют.
Только эпизодики. Ездила в Москву на кастинг сериала «Тунгусский метеорит»
компании «Амедиа», которая снимала «Не родись красивой». «Метеорит» - это клон
американского сериала «Остаться в живых». Но попасть в проект не получилось. По
крайней мере, меня заметили, наверное, теперь будут приглашать.
Моя первая работа, связанная с кино, - роль в «Дунечке» Александра Ефремова.
Большая роль, но я бы не сказала, что удачная. У нас в Беларуси еще существуют
проблемы с озвучиванием. В принципе, зритель простой доволен.
- Как вам вспоминаются эти съемки? Не чувствовали себя в тени Михаила Ефремова
или Игоря Бочкина?
- Благодаря тому, что снимал белорусский режиссер, все были в равных условиях. Для
взрослых актеров я была девчонкой. Они возились со мной, все время что-то
подсказывали, учили. Я не чувствовала себя обделенной вниманием. Да и сам
Александр Ефремов очень внимателен к актеру. Я бы даже сказала, что он позволял
нам чересчур много. Пока актеры придут, пока попьют кофе, пока поболтают... В итоге
работа начиналась в четыре часа дня. И все это время Александр Васильевич
оставался мягким и дипломатичным.
- Ваши старшие коллеги, как мне показалось, тяжело переживают уход Бориса
Луценко с поста художественного руководителя. А ваше поколение?
- Скажу от себя. Я очень уважаю Бориса Ивановича и его творчество, он прошел
огромный творческий путь, но считаю, что уходить нужно вовремя. Режиссера,
которого прогнозируют на этот пост - Сергея Ковальчика, я не знаю. Все будет видно
в работе.
- Но все-таки мысль есть - понравиться ему?
- А как? На прошлой неделе играла в спектакле «Пойманный сетью» и уже на поклоне в
конце мне шепнули: «В зале Ковальчик...» А что исправишь? Спектакль уже сыгран!
Конечно, понравиться хочется, но какие у него вкусы? Может, я просто не его типаж.
- У многих актрис, если изучить их биографии, мужья - режиссеры...
- Это вполне закономерно и правильно. В театре киноактера Александр Ефремов -
главный режиссер, прима - Валерия Арланова. Если я - режиссер, у меня жена - актриса,
и хорошая актриса, почему я должен брать на роль кого-то другого? Мы придем домой,
обсудим это еще десять раз, перемоем друг другу кости... Это абсолютно правильно.
- У вас есть подруги среди актрис?
- Из-за того, что мы постоянно в театре, мы все очень сблизились... Но когда десять
лет кряду сидишь без ролей, зябнешь в массовке, отношение к театру поневоле
меняется. Ты взрослеешь, перестаешь быть маленьким ребенком. Естественно,
какие-то моменты вызывают возмущение.
- Вы любите репетиции?
- В последнее время - очень.
- А как вы относитесь к выражению, что после премьеры спектакль умирает?
- Это, к сожалению, происходит... Но не после первого или второго показа, а позже.
Актеры успокаиваются, перестают волноваться, начинают тянуть одеяло на себя.
Спектакль неизбежно что-то теряет.
- А сколько, по-вашему, он должен жить?
- Если хороший - шесть лет. Если не очень - года три.
- А как вы относитесь к спектаклям-«старожилам»? Нужны современному театру
так называемые визитные карточки?
- Визитная карточка у театра должна быть обязательно! Если это Русский театр -
значит, это Горький, Чехов. У нас идут «Чудаки», будет «Васса».
- Мне кажется, на визитную карточку вашего театра как раз таки больше тянет
французский «Единственный наследник» Жана Реньяра.
- Безусловно. Но эта постановка не только не теряет, но набирает силу с годами. Хотя
составы уже несколько раз менялись. Это и есть ускользающая магия театра.