Кшиштоф Кесьлёвский (Кеслевски, Кесловски; польск. - Krzysztof Kieslowski; 1941 - 1996) - польский
режиссёр и сценарист документального и художественного кино, номинированный на
«Оскар». Широко известен по циклам фильмов «Три цвета» и «
Декалог».
Родился 27 июня 1941 г. в Варшаве.
В 1969 г. окончил режиссерское отделение Государственной Высшей киношколы в Лодзи.
В 1979 - 1982 гг. - Профессор факультета кино и телевидения Силезского университета.
В 1978 - 1981 гг. - вице-председатель Союза польских кинематографистов.
Ранние годы
Кесьлёвский родился в Варшаве и вырос в нескольких маленьких городках, всюду
перемещаясь за своим отцом-инженером, больным туберкулезом, которому требовалось
лечение. В 16 лет он посещал краткие курсы пожарного, но бросил их через три месяца.
Без какой-либо цели, в 1957 году он поступил в колледж театральных техников в
Варшаве, потому что там у него были связи. Он твердо решил стать театральным
режиссёром, но в то время не было специальных учебных программ для режиссёров, и
он пожелал изучать киноискусство как неплохой вариант.
Покинув колледж и работая как театральный костюмер, Кесьлёвский направился в
Школу кинематографии в городе Лодзь, - прославленную школу, выпустившую таких
великих режиссёров, как Роман Полански и Анджей Вайда . Дважды его выгоняли. Чтобы
избежать службы в армии, он скоро стал студентом отделения гуманитарных наук.
После нескольких месяцев успешного ускользания от службы, он с третьего раза
поступил в Школу кинематографии. Он посещал её с 1964 по 1968 год, в период, когда
правительство предоставило артистам большую свободу. Кесьлёвский очень скоро
потерял интерес к театру и решил снимать документальное кино.
Документальное кино
В своих ранних документальных фильмах Кесьлёвский сосредоточился на
повседневной жизни горожан, рабочих и солдат. Хотя его фильмы и не были откровенно
политическими, из-за попыток изобразить жизнь Польши он вступал в конфликт с
властью. Его телевизионный фильм «Работники '71», который показывал рабочих,
обсуждающих причины массовых забастовок, был показан только в сильно урезанной
форме.
После «Работников '71» он обратил свой взгляд на власть в фильме «Автобиография», в
котором совместил документальную хронику собраний Политбюро с историей о
человеке, который находится под слежкой власти. Хотя Кесьлёвскому поверили, что
его фильм был анти-авторитарным, его коллеги обвиняли его в сотрудничестве с
властью.
Позже Кесьлёвский говорил, что перестал заниматься документалистикой из-за двух
случаев: цензура фильма «Работники '71», которая побудила его сомневаться в
возможности говорить правду при авторитарном режиме, и инцидент во время съемок
фильма «Станция» (1981), когда часть его съемочного материала была использована как
доказательство в уголовном деле. Он решил, что вымысел может не только дать
большую художественную свободу, но и показать жизнь более правдиво.
Польские художественные фильмы
Его первый не документальный фильм «
Персонал» был сделан для
телевидения и выиграл первый приз на кинофествале в Манхейме. И «
Персонал», и его
следующая картина «
Шрам» были сделаны с чертами соцреализма и большими актёрскими
составами: «
Персонал» - фильм о работниках сцены, опирающийся на опыт, который он
получил ещё в колледже, «
Шрам» показывал потрясение маленького городка плохо спланированным
промышленным проектом. Эти фильмы были сняты в стиле документального кино с
большим количеством непрофессиональных актёров; как и его ранние фильмы, они
изображали повседневную жизнь под бременем прогнившей системы, но без открытого
комментария.
«
Кинолюбитель» (1979), получивший Золотую премию и Премию Международной
федерации кинопрессы XI Московского кинофестиваля, и «
Случай» (1981) продолжают похожую
линию, но теперь больше фокусировались на этическом выборе отдельного человека,
нежели на проблемах группы людей. В тот период Кесьлёвский присоединился к
«свободной группе», в которой состояли такие польские режиссёры, как Януш
Киевски, Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Его связь с этими режиссёрами (особенно с
Холланд) стали причиной возмущения внутри польского правительства, и все его
предыдущие фильмы вновь были подвергнуты цензуре и перередактированны, если
совсем не запрещены («
Случай» был запрещен внутри страны до 1987 года; почти через 6 лет после
его выхода был разрешен вновь).
«
Без
конца» (1984) - возможно, самый политизированный его фильм, описывающий
политические судебные процессы в Польше при военном положении с необычной точки
зрения призрака адвоката и его вдовы. Этот фильм жестко критиковали и
правительство, и диссиденты. Начиная с этого фильма, работы Кесьлёвского стали
ассоциировать с его двумя постоянными сотрудниками, - сценаристом Кшиштофом
Писиевичем и композитором Збигневом Прайснером. Писиевич был адвокатом;
Кесьлёвский встретил его, пока исследовал политические судебные дела для
документальной основы фильма. Писиевич стал соавтором всех его последующих
картин. Прайснер написал музыкальную тему для фильма «
Без конца» и почти для всех
его последующих фильмов.
«
Декалог» (1988) - десять коротких картин об окраинах Варшавы, каждая из
которых базируется на одной из Десяти заповедей, были сняты для польского
телевидения с финансовой поддержкой Западной Германии; это наиболее одобренная
критикой работа Кесьлёвского. Совместно написанные Кесьлёвским и Писиевичем
десять коротких эпизодов первоначально предназначались для десяти разных
режиссёров, но Кесьлёвский оставил за собой контроль за этим проектом; в конце
концов, решили, что каждый эпизод будет сниматься разными операторами. Эпизоды
пятый и шестой были сняты в более длинных версиях, которые позже вышли под
названиями «
Короткий фильм об убийстве» и «
Короткий фильм о любви» соответственно. Кесьлёвский также планировал
выпустить полную версию Эпизода 9 под названием «Короткий фильм о ревности», но
слишком большие траты заставили его отказаться от этой затеи (он мог стать его
тринадцатым фильмом за год).
Работа за рубежом
Последние четыре фильма Кесьлёвского были сняты в со-производстве с иностранными
компаниями, в основном благодаря французским деньгам и продюсеру Мартину
Кармицу. В этих фильмах Кесьлёвский сосредоточился на нравственных проблемах и
метафизике, продолжая темы, начатые в фильмах «
Декалог» и «
Случай», но в более
абстрактной форме, с меньшим актёрским составом, с духовными исканиями отдельных
героев, а не групп людей. Польша изображалась в этих фильмах через взгляд
европейцев-иностранцев. Эти последние четыре фильма стали наиболее коммерчески
успешными.
В первом из этих фильмов, «La double vie de Véronique» («
Двойная жизнь Вероники») (1990), сыграла известная актриса Ирен Жакоб.
Успех этой картины позволил Кесьлёвскому осуществить его амбициозный проект -
трилогию «Три цвета» («Синий«, «Белый«, «Красный«), произведение, получившее
наибольшее одобрение критики после «
Декалога» и первый его
международный коммерчески успешный фильм. Эта трилогия собрала призы таких
престижных международных кинофестивалей, как «Золотой лев« за лучший фильм на
Венецианском кинофеставале («
Три цвета:
Синий«), «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале
(«
Три цвета:
Белый«), три номинации на Оскар. Эту трилогию причисляют к наивысшим
достижениям в современном кинематографе.
Смерть и наследие
Кшиштоф Кесьлёвский умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во
время операции на сердце. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве, на
престижном участке № 23, рядом установлена скульптура, которая представляет собой
большой палец и указательные пальцы двух рук, формирующие прямоугольник -
классический вид в кинокамере. Его пережили его жена Мария и дочь Марта.
Прошло уже много лет после смерти Кесьлёвского, а он всё ещё остаётся одним из
наиболее влиятельных режиссёров Европы, его работы изучаются на занятиях по
киноискусству в университетах всего мира. Книга 1993 года «Кесьлёвский о
Кесьлёвском» описывает его жизнь его же словами, взяв за основу интервью, взятые у
него Дануцией Сток. Также снят биографический фильм «Я так себе» (1995), который
поставил Кшиштоф Вежбицкий.
Хотя он и утверждал, что закончит снимать после «Трех цветов», но незадолго до
своей смерти приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Писиевичем,
которая должна была состоять из трех частей:
Рай,
Ад и Чистилище, по «Божественной комедии« Данте.
Единственный законченный сценарий, «
Рай«, был снят Томом Тыквером и показан
впервые в 2002 году на Кинофестивале в Торонто. Другие два киносценария на момент
смерти Кесьлёвского существовали в виде 30-листных набросков. Писиевич закончил
эти сценарии. «
Ад»
поставил боснийский режиссёр Данис Танович с Эммануэль Беар в главной роли -
выпущен в 2005 году.
Польский актёр и режиссёр Ежи Штур, который сыграл в некоторых фильмах
Кесьлёвского и был соавтором сценария фильма «
Кинолюбитель»,
поставил исправленный им сценарий Кесьлёвского под названием «Большой зверь».
10 заповедей для режиссера
В 1994 году Кшиштоф Кесьлевский провел мастер-класс в Амстердамсксм Летнем
университете, который был посвящен отношениям режиссера с актерами. По мнению
участников класса, Кесьлевский сформулировал 10 заповедей (автор «
Декалога»!) для
режиссера:
1. Кесьлевский: «Я люблю актеров. Для их удобства я готов изменить многое, очень
многое в сценарии и на съемке. Потому что чем им удобнее, тем лучше они делают свое
дело».
2. Стойте рядом с актерами!
3. Помогите актерам почувствовать то, что они должны чувствовать!
4. Откажитесь от подвохов!
5. Все актеры разные!
6. Не замыкайтесь!
7. Любая идея - ваша идея!
8. Не смотреть - видеть!
9. Меняйте ритм сцены!
10. Мизансцена - не хореография!