Валентин
Гафт, исполнивший в телесериале роли Человека во френче и первосвященника
Каифы, в фильме Кары сыграл самого Воланда. В свою очередь, исполнивший роль
Азазелло
Александр
Филиппенко в том фильме сыграл другого представителя тёмных сил —
Коровьева.
Первоначально на роль Воланда планировался Олег Янковский, на роль Мастера —
Олег Меньшиков; музыку должен был написать Андрей Петров[4].
Человек во френче носит знаки различия майора госбезопасности (звание
соответствовало званию комбрига РККА) во время основного действия фильма и знаки
различия старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву РККА) в финале.
Эти знаки различия носили сотрудники ГУГБ НКВД в 1937—1943 годах.
В съёмках фильма (в первых двух сериях) был задействован один и тот же трамвай № 2424
(все три раза: в самом начале, при несчастном случае с Берлиозом и когда кот
Бегемот садился в трамвай), который сейчас курсирует по улицам Санкт-Петербурга
(см. фото этого трамвая)
У Пилата на груди висит изображение Медузы Горгоны.
Несмотря на достаточно большую продолжительность, в фильме опущены некоторые
эпизоды романа Булгакова, например, оглашение Понтием Пилатом смертного
приговора перед толпой народа, сон Никанора Ивановича, консультация буфетчика с
врачом после посещения «нехорошей квартиры», эпизод с Маргаритой в троллейбусе
по дороге в Александровский сад, столкновение Маргариты с освещённым диском во
время полёта, разговор Маргариты с мальчиком после разгрома квартиры Латунского
(также было опущено большинство деталей полёта Маргариты из квартиры Латунского
на озеро, кроме встречи с Наташей на борове), разговор с Козлоногим за бокалом
шампанского (скромно были представлены детали сцены шабаша, так, например, не было
толстомордых лягушек, светящихся гнилушек, перелёта Маргариты на другой берег.
Эпизода посвящения Маргариты в ведьмы в романе нет, это находка авторов фильма),
игра Воланда и Кота Бегемота в шахматы (фигуры шахмат, согласно роману Булгакова,
живые), эпизод наблюдения Воландом и Маргаритой за происходящим в глобусе, лес с
попугаями и полёт Маргариты на Балу сатаны, эпизоды с Абадонной, увлечённый
разговор Бегемота, Геллы и Воланда после бала, случай с кражей золотой подковы
Аннушкой, встреча Афрания с Низой, разговор Воланда, Коровьева и Бегемота после
пожара в «Грибоедове».
«Человек во френче» в романе не упоминается, все эпизоды с его участием — находка
авторов фильма.
Часть повествования, описаний и прочей важной информации, выраженной в книге
авторскими словами, произносится героями сериала. Например, Лиходеев сам
рассказывает об истории «нехорошей квартиры» и пропаже собственной жены с женой
Берлиоза, а речь о «шайке гипнотизёров» была произнесена человеком во френче.
В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится
как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год.
Кириллу Лаврову на момент съемок шёл 80-й год, хотя Пилат должен быть моложе
(глубокому старику неуместна боязнь «погубить карьеру»). У Азазелло цвет волос —
рыжий, а у Александра Филиппенко в этой роли — тёмный и только на груди заметны
торчащие из-под майки рыжие волосы. В романе Воланд — брюнет. Александру Галибину
во время съёмок было 50 лет, в то время как его персонажу — 38. Александру Адабашьяну
— 60, Берлиозу — 40, и к тому же Берлиоз был лысым. Понырев (Бездомный) — в романе
человек лет двадцати трёх, Галкин на момент съемок на 10 лет старше.
Эпизод, когда Афраний выбрасывает полученный в награду от Понтия Пилата перстень,
отсутствует у Булгакова. Владимиру Бортко очень понравилась эта сцена у Анджея
Вайды в фильме «Пилат и другие», и он позаимствовал её для своей картины[4].
Когда Кот-Бегемот спрыгивает с вернувшейся после огня рукописи, виден титульный
лист, на котором стоит имя автора — Максудов Николай Афанасьевич, название
«Понтий Пилат» и год издания — 1934, однако в романе ничего из этого известно не
было, а имя Мастера вообще является самой большой загадкой романа. При этом
Максудов — герой «Театрального романа» Булгакова, а образы Мастера и Максудова
объединены в экранизации 1972 года.
В 5 и 6 сериях присутствует хроника 1930-х годов Красногорского кинофотоархива и
кадры из фильма «Девушка с характером».
Таня Ю не только исполнила роль Геллы, но была ещё и каскадёром.
Коровьев в исполнении Александра Абдулова в 9-й серии, в эпизоде стрельбы в
ресторане «Грибоедов», произносит фразу «Как дети…». Точно такую же фразу
произносил его герой Сергей Ненашев в фильме «Гений» и Тетерин в фильме «Настя».
В роли подъезда «нехорошего дома» снялся подъезд «Дома академиков»
(Санкт-Петербург, набережная лейтенанта Шмидта, д. 1).