Гудкин Яков Матвеевич - русский и советский актёр театра и кино.
Семья и ранние годы
Яков Гудкин родился 19 марта 1905 года в Смоленске. Родители Матвей Георгиевич (умер
в 1914 году) и Анна Сергеевна (умерла в 1942 году) были простыми крестьянами. Отец
трудился кустарём-красильщиком, и эта же участь позднее ожидала и Якова.
До 1920 года Гудкины проживали в Смоленске, где их сын учился в школе и параллельно
постигал азы красильного ремесла. После смерти Матвея Георгиевича Яков вместе со
своим старшим братом продолжал дело отца, работал красильщиком, но затем решил
двигаться в более привлекательном для себя направлении - творческом.
Учёба
В 1921 году Гудкин приехал в Москву, поступил в Пролеткульт и одновременно - в
консерваторию по классу вокала. Чтобы иметь средства на существование, совмещал
учёбу с работой в отделе печати ЦК ВЛКСМ.
В 1922 году Яков Гудкин перебрался в Ленинград, который с этого момента стал для
него родным. Там он продолжил обучение в консерватории и параллельно поступил на
актёрское отделение Техникума экранного искусства (ТЭИ), где произошло его
знаменательное знакомство с Фридрихом Марковичем Эрмлером. В 1924 году Эрмлер
создал Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ), и Гудкин стал одним из его
учеников.
Кинематограф
Вместе со своими товарищами по мастерской он снялся в режиссёрском дебюте
Эрмлера «
Скарлатина», и в дальнейшем, начиная с 1926 года, участвовал во всех
ранних работах режиссёра, сыграв свои лучшие роли. Это были либо неблагонадёжные
субъекты и хулиганы (подручный Сёмки - «Катька - Бумажный ранет»; Мотька Тундель -
«
Парижский сапожник»), либо - маленькие люди и служители революции
(«Чижик» - «
Дети бури»; Яша - «
Дом в
сугробах»; раненый красноармеец - «
Обломок
империи»). В «Обломке империи» его персонаж в мирное время становится
председателем фабкома, а герой «Встречного» Яша Чуточкин, первого звукового
фильма Ф.М. Эрмлера, уже рабочий одного из ленинградских заводов, раскрывающий
диверсию врага советской власти. Имя Гудкина непосредственно ассоциируется с
каждой их этих картин, стоящих в одном ряду с фильмами Эйзенштейна, Пудовкина,
ФЭКСов, Кулешова, Довженко, совершивших революцию в усовершенствовании языка
экранного искусства, построении новых принципов киновыражения посредством
монтажа, операторской работы, режиссёрской тактики.
На административной работе
С 1930 - 1931 год Яков Гудкин работал заместителем директора кинофабрики в
Сталинабаде.
С 1931 по 1932 годы - помощником начальника кинопоезда Союзкинохроники.
В 1932 году актёр вернулся в Ленинград и продолжил активно сниматься. Он
безболезненно преодолел звуковой барьер, но масштаб его новых работ стал гораздо
скромнее. Фридрих Эрмлер, переключившийся со второй половины 1930-х годов на
постановки официозно-пафосного содержания («Великий гражданин», «Великий
перелом») роли в них актёру не находил. Гудкину же приходилось довольствоваться
маленькими ролями и эпизодами, порой, не в самых удачных картинах, да и
востребованность его как актёра постепенно сходила на нет. Известен тот факт, что
изначально он был утверждён на роль Петьки в «Чапаева» Братьев Васильевых, но
после нескольких снятых сцен, не удовлетворивших режиссёров, Гудкин был заменён
Леонидом Кмитом.
Спад своей актёрской активности в съёмках Яков Гудкин восполнял работой
директора актёрской мастерской киностудии, участием в спектаклях Ленинградского
ТЮЗа, вплоть до начала Великой Отечественной войны (за исключением периода 1939-1940
гг., когда он один год служил в РККА).
Участник Великой Отечественной войны
В 1941 году Яков Гудкин был мобилизован в ряды Военно-Морского Флота, проходил
службу в качестве артиста-краснофлотца в составе Центрального ансамбля ВМФ СССР.
В январе 1942 года от разрыва бомбы он получил тяжёлую контузию с повреждением
центральной нервной системы, в течение восьми месяцев у него была потеряна речь и
ослаблена память, но актёр, всё же, смог восстановиться и вернуться к службе в
качестве начальника дивизионного клуба 3-й гвардейской стрелковой дивизии 54-й
армии Ленинградского фронта. За свои боевые заслуги Гудкин был награждён орденом
Красной звезды, медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского
Заполярья», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
После войны
В августе 1944 года Яков Гудкин был демобилизован из армии, вступил в актёрский штат
киностудии «Ленфильм», но не получил даже и частичной занятости в кино. За два
года пребывания на студии он только однажды появился на экране в крохотном
эпизоде фильма «
Небесный тихоход».
25 января 1946 года, не видя для себя творческих перспектив, Гудкин ушёл с
«Ленфильма» и из кино на довольно длительный срок. Последующие годы он осваивал
новую для себя ипостась конферансье, выходя в этом качестве к зрителю от
музыкально-эстрадного объединения. Так продолжалось шестнадцать лет, пока в
середине 1960-х постаревший и погрузневший Гудкин не решил вернуться на экран.
Фактически ничего не осталось в нём на тот момент от задорного, улыбчивого парня,
каким он был в 1920-1930-е годы. Думаю, актёр и сам понимал, что рассчитывать на что-то
значительное ему уже не придётся.
Гудкину удалось вступить в труппу Студии киноактёра при киностудии «Ленфильм»,
сняться в нескольких прозвучавших фильмах («
Каин XVIII», «
Три толстяка», «
Снегурочка»), в каждом из которых он оказался совершенно не заметен.
Вновь поработав перед камерой, вспомнив былое, Яков Гудкин в третий раз покинул
«Ленфильм». Теперь уже окончательно.
Умер 7 октября 1979 года.
Личная жизнь
Начиная с 1920-х годов, Якова Матвеевича связывала многолетняя дружба с актёром и
режиссёром Валерием Соловцовым (1904-1977), вместе с которым он учился в КЭМе и
снимался в картинах Фридриха Эрмлера.
Гудкин был женат, имел двух дочерей.
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru