Детство
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая
Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра
работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы
вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в
гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять
мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении
Юрия Яковлева был джип "Виллис". Он был самым счастливым человеком, подъезжал к
вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев
вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных
отношений. И вдруг - как знак свыше - появилась мысль о ВГИКе...
Учеба
...Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен:
"некиногеничен". Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное
училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому
мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором - тройка. А дальше... Дальше,
намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: "Снимайся у Рязанова!" Но правду
говорят, что "гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из
трудолюбия". И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером
академического театра им. Евг. Вахтангова.
Театр
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно
сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться - счастья не
видать". В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев
сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко,
пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер
невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы - звездные в биографии Яковлева
. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более
семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая
магия" , загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный
дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически - гениальный Прокофьев
(«Уроки мастера»).
Последняя по времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины
виноватые". Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин; нежно и
преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучали старинные русские
романсы, и режиссер максимально использовал необыкновенной красоты и
музыкальности голос Юрия Яковлева .
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С
ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера,
мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней».
Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная
легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным
«вахтанговцем».
Кино
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву
экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль
Чахоткина в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика Дибича в
картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение начинающий киноартист
оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное
обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее
персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее
неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он
блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии "Идиота", поставленной Иваном
Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с
режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в "Человеке
ниоткуда", однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в
великолепной "Гусарской балладе" и Ипполита в телефильме "Ирония судьбы, или С
легким паром!".
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации "Анны Карениной", созданной
Александром Зархи, и Брюханова в дилогии "Любовь земная" и "Судьба", поставленной
Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева - комедия Леонида Гайдая
"Иван Васильевич меняет профессию", где актер сыграл сразу две роли - управдома
Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия
"Кин-дза-дза", в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом
Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева "Ловушка для
одинокого мужчины", в драме Валерия Приемыхова "Штаны", в фильме Сергея Овчарова
"Левша" (Николай I) и в телесериале "Графиня де Монсоро" (барон де Меридор).
Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:
Иван Васильевич: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя,
потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен
был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками.
Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему
подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает
вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и
шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит: "Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла
на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было
приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные
и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не
знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные
души".
Поручик Ржевский: "Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик
Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно
в Ржеве даже решили поставить ему памятник".
Би: ""Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом
виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому
же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе
запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался
совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще
всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко:
"Это другое".
Яковлев - актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются
органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из
верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он
кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать,
сколько усилий нужно для взмаха крыла, - говорит Юлия Борисова. - Она летит плавно,
свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Личная жизнь
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку
мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре
после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что
у Яковлева намечается еще один ребенок - «на стороне». Беременной оказалась
актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена
Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «
Дамы и гусары».
Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея
Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера
Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел
свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время
работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын
Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили почти четыре десятка
лет.
Алена , его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она
трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является
ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и
Петербурге.
Хобби
Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно - А.П. Чехова,
предпочитал классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С
удовольствием собирал грибы. Увлекался спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой,
фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве "Искусство" вышла книга Юрия Васильевича Яковлева "Альбом
судьбы моей".
Это интересно
Первоначально на роль Ипполита в "Иронии судьбы" планировались Андрей Миронов и
Олег Басилашвили. Первый не захотел играть "отрицательного героя", у второго
случилось несчастье в семье. Тогда Эльдар Рязанов в срочном порядке позвал
Яковлева.
Иваном Васильевичем Буншей-Грозным могли бы стать Юрий Никулин, Георгий Вицин и
Евгений Лебедев. Все по разным причинам отказались от роли.
Далеко не сразу после выхода на экран "Гусарской баллады" поручик Ржевский
превратился в анекдотический персонаж. Напротив, советские школьницы считали его
идеалом мужественности и красоты.
Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: "Мальчик, хочешь
сниматься в кино?". Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили
надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: "Кислятина". Но... после проб
Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме "Тимур и его команда".
Известные выражения героев Юрия Яковлева стали "крылатыми выражениями " у
народа.
"Царь, очень приятно. Царь".
"Танцуют все!"
"Бориску на царство?!"
"Меня терзают смутные сомнения..."
"Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!"
"Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет
цели!"
"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в
клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и
Владимир Николаич тоже..."
"А потрите мне спинку, пожалуйста"
"Я требую продолжения банкета"
"О, тепленькая пошла..."
Согласно интернет-опросу самой крылатой фразой из отечественных кинофильмов
является реплика Яковлева в "Иване Васильевиче": "Требую продолжения банкета!" Она
значительно опережает известные изречения киногероев "Наши люди в булочную на
такси не ездят!", "Ларису Ивановну хочу" и другие..
В 1997 году в издательстве "Искусство" вышла книга Ю.В. Яковлева "Альбом судьбы
моей".
Юрию Яковлеву к 50-летию - Владимир Высоцкий (1978)
Ты ровно десять пятилеток в драке,
В бою за роли, время и блага.
Все Яковлевы - вечно забияки :
Еще в войну повелевали "ЯКи"
И истребляли в воздухе врага!
Дела их - двояки и трояки,
Якшаться с ними славно и дружить.
Актеры - Яки, самолеты - "ЯКи",
И в Азии быки - всё те же яки...
Виват всем ЯКам - до ста лет им жить!
Желаем с честью выйти из виража и пьянки,
И пусть тебя минует беда, хула, молва...
Як-50, желают тебе друзья с Таганки
Счастливого полета, как "ЯКу-42"!
Юрий Васильевич Яковлев - последний московский барин русской сцены - жил в Москве,
играл в Театре имени Е.Вахтангова и работал на радио, последние годы на экранах
практически не появлялся.
Народный артист СССР, корифей Вахтанговского театра Юрий Яковлев скончался в
больнице после тяжелой продолжительной болезни 30 ноября 2013 года. Ему было 85 лет.