Настоящие имя и фамилия: Энтони Рудольф Каксака. Родился 21 апреля 1915 года в Чиуауа
(Мексика).
Есть актёры, слава которых вспыхивает как фейерверк - мгновенно и ярко. Другие же
идут к ней долгие десятилетия, почти отчаявшись поймать эту капризную даму. И не
всегда дело в таланте или счастливом случае, хотя все это, конечно, имеет значение.
Чаще всего помогает труд - непрестанный, упорный, настойчивый - и встреча с
режиссёром, мастером своего дела. К этим вторым и относится Энтони Куин,
добившийся успеха и международного признания лишь два десятилетия спустя после
прихода в кинематограф.
Правда, для столь длительной заминки были и объективные причины. Родившись в
Мексике в ирландско-мексиканской семье, он до 12 лет вообще не говорил
по-английски. Естественно, остался акцент, который всю жизнь мешал ему играть
чистокровных англосаксов. Да и во внешности этого высокого, широкоплечего
человека с кустистыми бровями над восточного разреза глазами под припухшими
веками и квадратной челюстью было что-то мрачно-угрожающее, и это сразу же обрекло
его на роли хулиганов, злодеев или представителей различных «национальных
меньшинств».
Хотя начиналась работа Куина в кино весьма многообещающе. Когда он в 1936 году
дебютировал в роли гангстера в «Пароле», за его плечами уже были занятия в
драматической школе, работа в театре «У ворот», где Энтони успешно выступил в
пьесах «На дне» и «Чистые постели» - о нравах ночлежки. На съёмках четвёртого
фильма, «Житель равнин» (1937), где он играл индейца, состоялось знакомство с
приемной дочерью режиссера Сесиля Де Милля - Кэтрин, тоже актрисой. В этом же году
она стала его женой. Но Куин не позволил себе воспользоваться семейными связями, и
потянулась длинная череда второстепенных ролей. Он снова и снова изображал
краснокожих («
Буффало Билл», 1944;
«Куда нам идти?», 1945; «
Черное
золото», 1947, где единственный раз снялся с супругой вместе; «Семинол», 1953 и др.),
был испанцем в «Последнем поезде из Мадрида» (1937), филиппинцем в «Возвращении в
Батаан» (1945), китайцем в «Небе Китая» (1945) и так далее.
Движения вперед не наблюдалось, хотя актер уже несколько раз обращал на себя
внимание зрителей. Например, в «Инциденте в Оксбоу» (1943), где Куин выразительно
сыграл мексиканца, почти не говорящего по-английски, ставшего одной из трех
невинных жертв суда Линча. Его темпераментное танго с Ритой Хейуорт в картине «
Кровь и песок» (1941) показало, что он вполне мог играть роли Р. Валентино,
но ему не хватало слащавости этого любимца дам.
Отчаявшись добраться до премьеров в кино, Куин в 1947 году ушёл на Бродвей. В
знаменитом спектакле Э. Казана «Трамвай «Желание» он играл Стэнли Ковальского в
очередь с Марлон Брандо и, по мнению знатоков, был не только не хуже, но временами и
достовернее любимца театральной публики.
Неудивительно, что именно Казан пригласил Куина на роль Эуфемио - корыстолюбивого
и хитрого брата героя - в «Да здравствует Сапата!» (1952). Как уж режиссёру удалось
соединить воедино разные манеры игры своих двух Ковальских, но Энтони здесь
впервые ждал настоящий успех на экране: он получил «Оскара» за лучшую роль
второго плана. В следующем году его снова заметили, когда актер прекрасно показал
злобного мексиканского бандита в «Скачи, вакеро!». Этой же весной его пригласили в
Италию, где за 11 месяцев Куин снялся в пяти фильмах, сыграв в том числе и Антиноя в
«Улиссе» (1954, в нашем прокате - «Странствия Одиссея»), а в «Сельской чести» (1953) даже
спел партию Альфио.
Во время съёмок «Запрещенных женщин» (1953), Энтони познакомился с Джульеттой
Мазиной, игравшей одну из проституток. Она представила актёра своему мужу -
Федерико Феллини. В тот же вечер режиссёр дал ему сценарий «Дороги» (1954, в нашем
прокате - «Они бродили по дорогам»). В его мрачном, злобном силаче Дзампано, рвущем
в цирковом аттракционе грудью железные цепи, как бы слились воедино все те
грубияны и злодеи, которых столько переиграл Куин. Но здесь - под руководством
Мастера - он сумел показать эволюцию своего героя, пробуждение человека в звере.
Лишь потеряв свою спутницу, дневную рабыню и ночную утешительницу, слабоумную
Джельсомину (Дж. Мазина), он понял цену любви и преданности, осознал весь ужас
своего невыносимого одиночества. Наконец-то пришло подлинное признание -
мгновенное и всеобщее, сразу же сделавшее актёра величиной международного
класса.
Два года спустя Куин получил еще одного «Оскара» - за роль Поля Гогена в «Жажде
жизни» Винсенте Миннелли - биографическом фильме о Ван Гоге. И хотя актер был
здесь на экране всего лишь шесть минут, образ получился настолько убедительным в
своем жизнелюбии, что название фильма вполне может быть отнесено и к нему. Теперь
удачи следовали одна за другой. В том же, 1956-м он блестяще сыграл Квазимодо во
французской картине Жана Делануа «Горбун собора Парижской Богоматери», знакомой
и нам. Этот классический персонаж Гюго получился у него менее чудовищным, чем у Л.
Чейни в 1923-м, и более достойным сожаления, чем у Ч. Лоутона в 1940-м. Ещё больше
запомнился Маунтейн Ривера в шедшем и на наших экранах фильме Ралфа Нелсона «
Реквием по тяжеловесу» (1962). В образе старого боксера, 17 лет
проработавшего на ринге, а теперь вынужденного покинуть его (иначе - ослепнет!),
актер удивительно естественно показал гордость поверженного, потерявшего всё, но
сохранившего достоинство человека.
И наконец, наивысший успех - «
Грек Зорба» Михалиса
Какояниса (1965). Куин как бы сумел передать герою и свое бесконечное терпение, и
свой гуманизм, и свой гедонизм. Этот кусочек солнца в человеческом облике стал
зримым олицетворением народной силы и энергии. Исполнение им в финале греческого
танца сиртаки невозможно забыть, ибо оно выражает саму суть натуры этого
жизнелюбца, как Антей, черпающего свои силы от соприкосновения с землей.
Неудивительно, что, хотя после этого шедевра Куин снялся еще почти в сорока
фильмах, подобного высокого уровня актёру уже никогда достичь не удалось.
В том же 1965-м году Энтони развелся с Кэтрин после 27 лет брака (четверо детей
выросли, тоже стали киноактёрами) и женился на итальянке Иоланте Аддолори,
родившей ему трёх сыновей.
В 1958-м Куин единственный раз выступил в качестве режиссёра, сделав римейк фильма
своего тестя «Пират», но успеха не имел.
В 1973-м опубликовал книгу воспоминаний «Первородный грех».
Скончался 3 июня 2001 года, в возрасте 86 лет, в больнице Бостона.
После него осталось более 150 фильмов (по данным Corriere della Sera - 320 фильмов) и 13 детей.