Леждей Эльза (Элла) Ивановна родилась 19 февраля 1933 года в Севастополе.
В 1955 году окончила Театральное училище им. М.С.Щепкина. Играла в Театре-студии
киноактера.
Ушла из жизни 13 июня 2001 года.
Осуществление детской мечты
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. Актрисой
девочка хотела стать с ранних лет. Уже в 5 классе она вместе с подружками
наведалась в гастрольное объединение родного города, чтобы «наняться в
артистки».
Свою детскую мечту Эльза смогла осуществить после окончания школы. Обладающая
яркой, южной красотой девушка отправилась в Москву и поступила сразу в два
театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Свой выбор она остановила на
Щепкинском училище - основательном вузе при Малом театре. В 1955 году она его с
успехом закончила, после чего стала работать в театре киноактера.
Дебют в кино
В кино Эльза Леждей впервые снялась в 1954 году в исторической драме Юрия Егорова
«Море студёное», рассказывающей о жизни поморов 18 века. В основу картины были
положены подлинные события, когда несколько моряков после встречи с пиратами
оказались на необитаемом острове. Для всех они исчезли навеки, и только поморка
Варвара (в исполнении Эльзы Леждей) продолжала упорно хранить верность своему
жениху.
Для начинающей актрисы Эльза Леждей сыграла вполне неплохо. В сценарии роль была
выписана не очень четко, без какой-то особенной психологической глубины. Актриса,
со свойственной для молодости искренностью и эмоциональностью, попыталась,
насколько это можно, «наполнить» ее. И старания Эльзы не остались напрасными,
молодую, яркую, красивую актрису заметили...
Леждей пришла в кино во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у
зрителя возникла потребность в утончённой женственности - в противовес
энергичным энтузиасткам вроде героинь Орловой и Ладыниной, постепенно уходившим
в прошлое. Нездешняя Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных
героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась даже в крестьянском сарафане, а
то и в комиссарской кожанке. И это при том, что больше всего ей подходили
экзотические шляпы.
Эльза Леждей и Владимир Наумов
Немаловажную роль в становлении Эльзы Леждей как актрисы сыграл кинорежиссёр
Владимир Наумов , за которого она в те годы вышла замуж. В 1956 году в содружестве с
Александром Аловым он поставил знаменитую революционную драму «
Павел
Корчагин», в которой роль Риты Устинович (подруги Павки) доверил своей жене.
Василий Лановой , партнёр Эльзы Леждей по фильму, рассказывал: «Володя вылизывал
для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что
другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён «Павла
Корчагина» я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена
режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком
- добрым и располагающим».
В другом фильме своего мужа - оптимистической драме «
Ветер» - Эльза Леждей сыграла
проститутку Мари. Эксперты отмечают, что именно эта картина является вершиной
творчества актрисы. Да и сама Эльза Ивановна роль Мари называла в числе самых
любимых.
Процесс работы над образом был долгим и кропотливым. Эльза Леждей вносила в
сценарий свои уточнения, работала над текстом, стремясь понять Мари до конца,
докопаться до ее сути. В результате актрисе в полной мере удалось передать
внутренние перемены, происходящие в ее героине. Мари получилась прекрасной и
изысканной, и в то же время чуточку смешной и нелепой, а в целом - потерянной и
одинокой.
Эксперты особо отмечали точно найденные нюансы. Например, в картине "Ветер" её
проститутка Мари, неожиданно влюбившаяся в комсомольца, могла вынуть кисейный
платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором
предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши
во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев. Такие
"говорящие" детали придумывались, конечно же, вместе с Наумовым.
Богатство образов
50-е - 60-е годы в творчестве Эльзы Леждей - это время поиска. Яркие, незабываемые
работы чередовались с проходными ролями.
Одной из удачных находок стала ее роль в лирической драме Григория Чухрая «
Баллада о солдате» (где главные роли исполнили Владимир Ивашов и Жанна
Прохоренко). Героиня Эльзы Леждей, молодая, красивая женщина, встречает на перроне
вернувшегося с фронта мужа-инвалида. Актриса блеснула целой россыпью
молниеносных, сменяющих друг друга эмоций в сорокасекундной роли жены
фронтовика, встречающей своего мужа-инвалида на пустынном перроне тылового
вокзала. На смену сожалению и неловкости за опоздание, растерянности, боли, тоски,
чисто женскому отчаянию пришло нежное и твердое желание бороться за счастье,
победить судьбу. Этот эпизод, в котором Леждей выступила вместе с Урбанским,
вызвал восхищение зрителей.
Еще одной большой удачей актрисы стала роль француженки Жанны-Мари Лябурб в
киноповести «Эскадра уходит на Запад». Изучение биографического материала, а
также французского языка (в фильме ее героиня говорит по-французски) помогло
актрисе органично вжиться в образ, который получился по-настоящему героическим,
без излишней лже-патетики.
К своим работам Эльза Леждей всегда подходила со всей тщательностью, будь то
главные роли, роли второго плана или даже эпизоды. Так в фильме «До свидания,
мальчики» режиссера Михаила Калика ей досталась совсем крошечная роль жены
жестянщика. Но как точно, выверено она играет!
Личная жизнь
В браке с Владимиром Наумовым у Эльзы Леждей родился сын Алексей. Но семейная
жизнь оказалась недолгой. В жизни актрисы появился другой мужчина.
Началось все со съемок фильма «
Хоккеисты» в 1964 году. В
этой картине партнером Эльзы Леждей был красавец-актер Вячеслав Шалевич .
Шалевичу пришлось пережить тяжелую любовную драму. Без памяти влюбившись в
молодую актрису Валентину Титову , он расстался со своей женой. Каково же было его
разочарование, когда Валентина предпочла ему знаменитого режиссера Владимира
Басова .
В этой ситуации Эльза Леждей поддержала своего партнёра, сначала чисто
по-человечески, по-товарищески, а позже между ними завязался роман.
Вячеслав Анатольевич вспоминал: «Так случилось, что Эльза приняла во мне участие -
как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы
присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше
двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то
время мы жили вместе».
Однако в официальный брак они так и не вступили. Со временем их любовные отношения
сошли на нет, они расстались, оставшись друзьями.
Вторым мужем Эльзы стал Всеволод Сафонов . Впервые с этим интеллигентным красивым
актёром она встретилась ещё в 1957 году на съемках фильма «
Шторм». Но тогда между ними ничего не
произошло. Вновь они встретились, спустя 20 лет. К тому времени Сафонов уже успел
пережить и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Эльза
согласилась на брак при условии, если Сафонов победит свою пагубную привычку. И он
справился с этим. С тех пор они больше не расставались...
Зинаида Кибрит
В 1971 году в творчестве Эльзы Леждей наступил новый этап - триумфальный и роковой.
На экраны страны вышла первая серия ставшего в последствии легендарным
телесериала «Следствие ведут знатоки». Зрителям сразу же пришлась по душе
милицейская троица Знаменский (Георгий Мартынюк) - Томин (Леонид Каневский) -
Кибрит (Эльза Леждей). Актеры удачно дополняли друг друга, создавая, тем самым,
неповторимый, органичный ансамбль.
За период с 1971 по 1989 год вышло 22 фильма о знатоках. За эти годы они стали настоящими
народными любимцами, воплотив на экране всеобщее представление об идеальных
блюстителях порядка. Да, конечно, это была выдумка, отчасти сказка, да и дела,
которые раскрывали Знатоки, по сегодняшним меркам кажутся наивными. Но как
необходимы они были тогда! Люди полностью отождествили актеров с их персонажами,
и на душе становилось спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие
люди, как Кибрит, Знаменский, Томин.
Такого успеха можно было добиться, лишь вкладывая в работу всю душу, что
собственно и делала Эльза Леждей. Она сама выстраивала судьбу своей героини,
пресекала все попытки режиссеров привнести в сериал личную жизнь, объясняя, что
это может разрушить образ: «Зина - человек дела. Тем и симпатична».
В тоже время роль Зиночки Кибрит оказалась для Эльзы Леждей роковой, практически
поставив крест на дальнейшей творческой карьере актрисы. Для зрителей Кибрит и
Леждей стали по сути одним лицом, и режиссеры попросту не решались приглашать ее
на другие роли. А ей так хотелось сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу
Кураж! Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у
Пырьева на Настасью Филипповну в "Идиоте" - не взял. Хотела сыграть Дездемону у
Юткевича - не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме "Матушка
Кураж", которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не
вышло.
Последние годы
В 1989 году вышла последняя серия «Знатоков», а потом сериал закрыли. Эльза Леждей
неожиданно для себя оказалась без работы. Режиссеры по-прежнему не хотели
приглашать в свои картины актрису с ярлыком Зиночки. И только в год смерти мужа
она снималась в фильме «
Волчицы».
Спустя три года она осталась одна. Умер ее муж Всеволод Сафонов. Вместе они
прожили 21 год, относясь друг к другу с огромной нежностью и любовью. Последние
годы Всеволод Дмитриевич тяжело болел, и Эльза Ивановна делала всё возможное,
чтобы продлить жизнь дорогого ей человека.
После смерти мужа Эльза Ивановна замкнулась. Она редко выходила из дома, жила на
скромную пенсию и на помощь Гильдии киноактеров, пыталась рисовать, писать статьи
в различные журналы.
Своего мужа Эльза Ивановна пережила на 9 лет. Ее часто навещал сын Алексей с внуком
Володей, в последнее время он приходил почти каждый день. Он то и обнаружил мать
мертвой.
Врачи определили рак легких и сердечный приступ. Но память о Леждей не умерла. Она
по праву считается одной из самых красивых актрис советского кино. И именно
благодаря ей тысячи советских девчонок связали свою судьбу с криминалистикой...
Похоронена на 11-м участке Хованского (Центрального) кладбища рядом с матерью и
мужем, актёром Всеволодом Сафоновым.