Родился 29 декабря 1936 года в Тбилиси. Отец - Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974).
Мать - Крылова (урожд. Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980).
Родители Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений
Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском
драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард,
родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр
выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актёрской семье,
мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал всё происходящее на сцене,
чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное.
Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом
кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки,
какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в
драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но
настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как
Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к
себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился
смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актёрской работы в
спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с
неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: "Вы очень симпатичный молодой
человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством". К
счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах.
Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в Щепкинском училище
сказали: "Пришли к нам, нечего бегать по другим школам".
Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на
курсе знаменитого актёра, режиссёра и педагога Константина Александровича
Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились
будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко,
Народный артист России Станислав Любшин. Актёрское мастерство преподавали
замечательный педагог и режиссёр В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс
после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда ещё молодой тогда В.И.Коршунов.
Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле "Оптимистическая
трагедия", поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче
заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый
театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент у него была другая мечта - в
театре Маяковского Эдуард увидел "Гамлета", поставленного Н.П.Охлопковым,
пробовался на роль Гамлета и был приглашён играть её - Гамлет оказался для
Марцевича выше всего. К тому же - сыграть Гамлета в 22? Сокурсникам это казалось
непостижимым, а сам Эдуард был буквально одержим идеей! Даже перспектива работы в
великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на
сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. Яркий дебют
принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес
профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации
сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича,
его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное
положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях "Нас
где-то ждут" А.Арбузова, "Как поживаешь, парень?", "Проводы белых ночей" В.Пановой и
других. А также ввелся в уже идущий спектакль "Царь Эдип" Софокла, сыграл заглавную
роль - одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных
площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое
постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому
же еще со студенческих времен он снимался в кино.
Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме "Отцы и дети" (1958 г.),
Марцевич привлёк к себе внимание серьёзных кинорежиссёров. Б.Барнет пригласил
его в свою картину "Аннушка", С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в "Войне и мире",
М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом,
имевшем большой международный успех, фильме "Красная палатка", в котором
партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин,
Н.Михалков, Д.Банионис...
После смерти Н. П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, Марцевич
уходит из театра им. Маяковского и с 1969 г. становится артистом Малого театра,
которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение
в "альма-матер" - шаг естественный, логичный и закономерный.
В 1987 году Эдуарду Марцевичу присвоили звание "Народный артист России". В настоящее
время актёр продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену
Государственного Академического Малого театра в пяти сложнейших ролях русского
классического репертуара. Играет князя К. и Лыняева, а также чеховского
Войницкого в "Дяде Ване" и двух исторических персонажей в трагедиях А.К.Толстого:
царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в "Царе
Борисе".
Ещё в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он
инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте
спектакль
"Белые ночи" по
Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение
заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и
уехал в литовский город Паневежис к известному режиссёру Ю.Мильтинису обучаться
профессии режиссёра-постановщика.
По окончании режиссёрского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию,
поставив в Паневежисском театре
"Старый дом" А.Казанцева, а затем в
разные годы
"Обыкновенную историю" по И.А.Гончарову и
"Иванова" А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже
выпустил три спектакля.
Поставил пьесу А.Стриндберга
"Отец", в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем
комедию А.Н.Островского
"Не было
гроша, да вдруг алтын", для которой избрал на главную роль одного из самых
любимых и почитаемых актёром современного театра Евгения Валериановича
Самойлова. В конце 1998 года, осуществил постановку собственной инсценировки
романа Л.Н.Толстого
"Воскресение".
Э.Е.Марцевич - член Российской ассоциации международного и научного
сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза
кинематографистов (1975 г.), член Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден
орденом Дружбы (1997 г.), медалями "Ветеран труда" и "В память 850-летия Москвы".
С 11 по 30 сентября 2013 года Марцевич находился в московской Боткинской больнице, 1
октября - в больнице № 67, а 2 октября в тяжёлом состоянии был экстренно
госпитализирован в отделение острых эндотоксикозов Института им. Склифосовского
с циррозом печени. Умер 12 октября 2013 года не приходя в сознание.