Эва Шикульска (Ewa Szykulska) - польская актриса. Родилась 27 ноября 1949 года в Варшаве.
В 19-летнем возрасте дебютировала в кино, снявшись в венгерском фильме «
Крестины».
Играла небольшие роли современных девушек и в коммерческих фильмах.
В 1972 году окончила Высшую театральную школу в Варшаве и стала театральной
актрисой, редко снимаясь в кино.
На ее своеобразную «историческую» фактурность обратили внимание режиссеры из
СССР, где она и сыграла свои лучшие кинороли - женщин 19 века: француженку Полину
Гебль, влюбленную в участника декабристского восстания, сосланного в Сибирь и
Аполлинарию Суслову, первую страсть в жизни Достоевского («26 дней из жизни
Достоевского» А. Зархи, 1981), а также героиню конца 20-х годов - Зину, подругу
писателя, в фильме по автобиографическому сценарию Е. Габриловича «
Объяснение в любви»(И. Авербах, 1978).
Несколько раз снималась в странах бывшего соцлагеря.
А кино «польской школы» 70-80-х годов не обратило на Шикульску никакого внимания.
Детство
Эва-Мария Шикульска родилась 27 ноября 1949 года в столице Польши Варшаве. Ее
родители были далеки от искусства. Отец работал инженером, а мама полностью
посвятила себя семье. Эва Шикульска рассказывает: «О своем детстве я могу
вспоминать бесконечно. Я была абсолютно защищенным ребенком. Меня оберегали не
только родители, но еще и бабушки-тетушки, мне каждый день делали гоголь-моголь!
Мой отец был инженером, но по обаянию, легкости и потрясающей открытости я могу
сравнить его с самыми яркими звездами кино. У отца была настоящая голливудская
улыбка. Он всегда был приветлив, весел и молод».
Тем не менее, в такой открытой, доброжелательной семье Эва Шикульска росла
достаточно замкнутым ребенком. Как признается сама актриса, она даже боялась
разговаривать с незнакомыми людьми. Как преодолеть природную застенчивость?
Идеальное средство - публичная профессия. Вот Эва и решила после окончания школы
стать актрисой...
Первые роли
Сниматься в кино Эва Шикульска начала с 17 лет. Ее дебютом стала роль в фильме
Станислава Кокежа «
Тандем». А год спустя ее пригласил в свою картину «Отец» знаменитый
польский режиссер Ежи Гофман. Позже, в 1974 году, их пути еще раз пересекутся, - Эва
Шикульска сыграет одну из главных ролей в его фильме «
Потоп», поставленном по знаменитому
роману Генриха Сенкевича.
После окончания школы Эва Шикульска поступила в Высшую театральную школу в
Варшаве. В годы учебы она много снималась как в картинах польских режиссеров, так
и у режиссеров бывшего соцлагеря (ГДР, Венгрия, Болгария). Чаще всего ей доводилось
играть небольшие роли современных девушек. Среди фильмов с ее участием: картина
венгерского режиссера Иштвана Гала «
Крестины», комедия Леона
Дженно «
Человек с ордером на квартиру», психологическая
драма Ежи Кавалеровича «
Игра», комедия Анджея Коница «Кудесник за рулем» и др.
Кроме того, актриса много снималась в фильмах своего мужа, режиссера Януша
Кондратюка - «Как получить деньги, женщин и известность?», «Пироги», «
Glowy pelne gwiazd».
В 1971 году Эва Шикульска окончила Высшую театральную школу. Она все меньше времени
стала уделять кинематографу, увлекшись сценой. Театральным дебютом для нее стала
роль Малгожаты в спектакле «Gulgutiera», поставленном на сцене Театра Студии в Варшаве
в марте 1973 года.
Советское кино
В середине 70-х на своеобразную «историческую» фактурность молодой актрисы
обратили внимание режиссеры из СССР. Все началось с фильма Владимира Мотыля «
Звезда пленительного счастья». Режиссер,
очарованный актрисой, пригласил ее на роль француженки Полины Гебль,
возлюбленной декабриста Ивана Анненкова. Немаловажное значение имел и тот факт,
что Эва Шикульска хорошо говорила по-русски. Кстати, на съемках ей представился
шанс усовершенствовать свои познания. Как признается актриса, она научилась не
только свободно изъясняться, но даже и думать по-русски, что значительно упрощало
общение. А общаться было с кем! Ведь вместе с ней в картине снимались великие
актеры: Игорь Костолевский, Алексей Баталов, Ирина Купченко, Иннокентий
Смоктуновский, Олег Стриженов, Василий Ливанов и др.
Роль Полины Гебль стала настоящим триумфом польской актрисы в Советском Союзе.
Спустя два года Эва Шикульска сыграла главную женскую роль (Зину, жену писателя) в
картине режиссера Ильи Авербаха «
Объяснение в любви», в очередной раз поразив советских зрителей своей
ослепительной, непривычной для российского глаза, «чужой» красотой. А в 1980 году ей
довелось создать на экране образ Аполлинарии Сусловой, первой страсти Ф.М.
Достоевского в киноромане режиссера Александра Зархи «26 дней из жизни
Достоевского».
За годы работы в Советском Союзе Эва Шикульска искренне влюбилась в нашу страну.
Она признается: «Во все времена, при разных правителях я громко говорила о своей
любви к России. Мне очень нравился и географический, и человеческий ее климат. В
России я встречала мудрых, фантастически талантливых людей. Чего стоила
совместная работа с Авербахом, Баталовым, Мотылем, Зархи, Костолевским. Я была
совершенно очарована Санкт-Петербургом. Это был мой город. Я работала на
"Ленфильме" с лучшими актерами и никогда не чувствовала себя в России туристкой и
иностранкой. И вообще я много ездила по вашей стране, побывала в Москве, Пскове, в
Сибири, на Кавказе, в Казахстане, Киргизии. Я так вросла в Россию, что потом в одном
финском фильме с блеском сыграла русскую женщину».
80-е - 90-е годы
Роли в фильмах советских режиссеров стали лучшими в творческой биографии Эвы
Шикульски. А вот в польском кино успехи актрисы были гораздо скромнее. Актриса
снималась достаточно часто (особенно с 1980 года), но эти работы, конечно, были
несопоставимы ни с Полиной Гебль, ни с Зиной, ни с Апполинарией Сусловой...
И все-таки две роли Эвы Шикульски стоит отметить отдельно. В лихой криминальной
комедии Юлиуша Махульского «Ва-банк» Эва Шикульска сыграла роль Марты. Картина
получилась изящной, веселой, с сюжетом, закрученным как серпантин горной дороги.
Все это обеспечило фильму международное признание - зрительский успех во многих
странах (в том числе и в Советском Союзе) и четыре приза международных
кинофестивалей. Не удивительно, что в 1985 году Юлиуш Махульский вновь вернулся к
своим героям, сняв продолжение фильма - «Ва-банк - 2, или Ответный удар».
Еще одна польская картина с участием Эвы Шикульски, имевшая в советском прокате
шумный успех - это «Новые амазонки» (именно под таким целомудренным названием
было решено представить советским зрителям комедию «
Сексмиссия»). В этой
картине актриса снялась в роли инструктора.
В начале 90-х, в связи с политическим кризисом, поразившим страны бывшего
соцлагеря, Эва Шикульска на некоторое время отошла от кинематографа, вновь
сосредоточившись на работе в театре. Ее возвращение на большой экран состоялось в
1997 году. Актриса снялась в картине польского режиссера Лешека Возиевица «
Kroniki domowe». А два года
спустя Эва Шикульска вновь порадовала своей игрой российских зрителей, снявшись
в роли Алисы в сериале Игоря Масленникова «
Что сказал покойник» (по одноименному роману польской писательницы
Иоанны Хмелевской).
В новом веке
В настоящее время Эва Шикульска является одной из самых известных польских
актрис. Она много работает на сцене, вновь востребована польским и российским
кинематографом. В 2002 году актриса сыграла Эмму Готтлибовну Пфуль в
изящно-аристократическом детективном сериале «
Азазель». Российские зрители
также могли видеть актрису в комедии Игоря Угольникова «Casus Belli», совместном
российско-польском фильме «Брейк Пойнт», сериале «Диверсант-2».