Уоллес Фицджералд Бири родился 1 апреля 1885-го года в Канзас-Сити, штат Миссури в
семье полицейского Ноя У. Бири и его жены Маргарет в девичестве Фицджералд. Он был
младшим братом актера театра и кино Уильяма Бири и актера Ноа Бири, которые начали
работу на «движущихся картинках» гораздо раньше Уоллеса. Он приходится дядей
актеру Ноа Бири мл. Согласно отчетам переписи населения США было выяснено, что все
три брата родились у одних родителей и были полными кровными родными, а не
братьями по одному из родителей, как представлено во многих биографиях.
Когда Уоллесу исполнилось шестнадцать лет, он покинул семейный очаг и
присоединился к одной из цирковых бродячих трупп под названием «Цирк братьев
Ринглинг». Там Бири стал помощником дрессировщика и ухаживал какое-то время за
слоном, а после - стал самостоятельно дрессировать животных. Правда, через пару
лет он оставляет цирк и столь опасную профессию, после того, как на него напал
леопард (по другим сведениям барс) и сильно поранил ему руку. Он отправился в
Нью-Йорк и там нашел работу - в одной из музыкальных постановок.
Очень скоро талант Бири открылся и постепенно он становится ведущим актером
гастролирующей труппы одного из акционерных актерских сообществ. Довольно-таки
регулярно он стал появляться и на театральных подмостках Бродвея. В 1913-ом году
Бири отправился в Чикаго, где устроился на работу в студию «Essanay». Его бросают на
комедийную роль «Суиди», мужеподобной шведской горничной, которую он играл в
женском обличии и одежде, но с мужским характером. Позже - актер путешествовал по
Калифорнии, демонстрируя собственные таланты. Он сыграл несколько ролей для
студий «Keystone» и «Universal», а затем пытался даже подготовить фильмы в Японии, но
безуспешно. Вернувшись в Голливуд, Бири (как и его брат Ной), будет сниматься в
ролях подлецов и злодеев, хотя в конце своих съемок в 20-х многие его роли были
тонированы уже большим юмором.
А в 1915 году он вместе с молодой актрисой Глорией Суонсон снимается в фильме «Суиди
идет в колледж». Вместе они снялись в двух картинах. Через год Уоллес женился на
актрисе. Увы, брак не был долгим. Вскоре супруги разошлись, так как Глория не
выдержала безудержного пьянства и прочих злоупотреблений актера. В течение
последующих нескольких лет Бири активно снимается в кино, преимущественно
исполняя роли злодеев. В 1917 году он играет роль Панчо Вилья в фильме «
Patria», в тот момент, когда
Вилья был еще действующим лицом в Мексике. Он повторит эту роль 17 лет спустя, в
одном из крупнейших хитов студии MGM «
Да здравствует Вилья!» (1934).
В 20-е годы Бири снимается в ряде приключенческих фильмов, таких как «Четыре
Всадники из Апокалипсиса» (1921), «
Морской
ястреб» (1924) и «The Pony Express» (1925). Им были сыграны и многие другие роли, включая
образ профессора Челленджера в экранизации Конан Дойля «
Затерянный
мир» (1925), а также участвует в съемках таких фильмов, как «
Последний из Могикан» (1920), «
Робин Гуд» (1920), в котором он
сыграл роль короля Ричарда Львиное сердце, а Даглас Фербенкс
Робин Гуда и прочие.
Он также сыграет роль Пула в фильме «Такой большой» (1924), экранизации одноименного
популярного романа Эдны Фербер.
С 1925 - 1929 - работал главным образом для «Paramount Studios». В 1924 году он вторично женился на
Рите Гилмэн. Своих детей у них не было и пара приняла на воспитание дочь кузена
Риты - Кэрролл Энн, но брак тоже не был удачным и в 1939 году они развелись. В декабре
1939 года, сразу после развода со своей второй женой, Бири как отец-одиночка
усыновил семи месячную девочку Филлис Энн, Но после этого ни одного упоминания о
ребенке никогда не было, даже в некрологе.
Когда появилось звуковое кино, в творческой карьере Бири начался новый этап.
Сначала он пал жертвой «очитки» студией после пробных записей голосов. Голос
хорошо лег на запись, но его речь была медленной, а тон был глубокий и резкий,
однако простонародная речь в общем-то, не понравилось студийным боссам. Уоллес
некоторое время оставался без работы. Только исполнительный продюсер Ирвиг
Талберг увидел нечто такое, что толкнуло его пригласить Уоллеса на студию. И он,
как всегда, не ошибся (недаром он считается гениальным). Ирвинг Талберг не
возражает против медленной и резкой речи Бири, подразумевая снимать его в
характерных ролях, и подписывает с ним контракт от MGM. Теперь особенную роль
сыграли как раз звуковые особенности актера, его необыкновенное умение
интонировать собственную речь. Благодаря столь востребованным навыкам, Уоллес
Бири стал чрезвычайно популярным.
Судьбоносным в жизни Бири стал 1930-й год. Тогда актер был впервые номинирован на
престижный «Оскар», а через год удостоился этой почетной премии (за участие в
фильме «
Чемпион» и подготовку его сценария). В высшей степени успешным фильмом
Бири стал фильм «
Казенный дом» (The
Big House, 1930) за роль в котором Уоллес был удостоен номинации на премию Киноакадемии в
категории Лучший актер. В том же году он снялся в фильме «
Мин и Билл» (Min and Bill) с Мэри
Дресслер, что позволило ему стать актером первого ранга. Далее следует в 1931 году
фильм «
Чемпион» (The Champ), за роль в этом фильме он выигрывает Оскара, также
заметной стала роль Джона Силвера в фильме «
Остров
сокровищ» (1934). Огромные кассовые поступления от фильма «
Чемпион» выдвигают его на
передовые позиции и теперь он перестает подаваться подлецом и злодеем, его роли
скорее относятся к персонажам туповатым, а иногда и симпатичным или мягкотелым
героям.
Бири стал одним из десяти лучших звезд Голливуда, когда его стали подавать в
образе тупого и грубоватого типа (которым он и был в реальной жизни). В фильме «
Flesh» (1932) он был тупым борцом,
который никак не хотел понять, что его жена ему неверна. В фильме «
Обед в
восемь» (1933) он играет нувориша, пытающегося попасть в высшее общество, у
которого вечные проблемы с женой, которую играла Джин Харлоу. Он получил золотую
медаль Венецианского кинофестиваля за свою во второй раз исполненную в 1934 году
роль Панчо Вилья. Другие роли Бири, которые стоит упомянуть были в фильмах «
Билли
Кид» (1930) с Мэком Брауном, «
Тайная
шестерка» (1931) с Джин Харлоу и Кларком Гейблом, «
Чертовы ныряльщики» (1931) с Кларком Гейблом, «Гранд отель» (1932) с Гретой
Гарбо и Джоан Кроуфорд, «Тugboat Annie» (1933) с Мэри Дресслер, «
Обед в восемь»
(1933) с Джин Харлоу, «The Bowery» (1933) с Джорджем Рафтом и Пертом Келтоном, «
Моря
Китая» (China Seas, 1935) с Кларком Гейблом, Джин Харлоу, и с Юджином О'Нилом Уоллес
сыграл в фильме «
Ah,
Wilderness! (1935). Последнюю роль нетрезвого дядюшки он играл и на подмостках Бродвея в
версии музыкальной комедии Джека Глисона.
И вообще 30-е годы были самыми удачными в карьере Уоллеса Бири. Он был одним из
голливудских актеров, которые входили в первую десятку прибыльных топ звезд. Его
стало «заносить на поворотах». В какой-то момент его контракт с MGM даже имел такой
пункт, согласно которому ему должны были платить хоть на $1, но больше, чем любому
актеру, подписавшим контракт со студией и это сделало его наиболее
высокооплачиваемым актером в мире.
Раньше победители награды Академии узнавали об этом до начала церемонии. Когда
было объявлено в 1931 году, что победителем награды стал Фредерик Марч как Лучший
актер, возмущенный Уоллес Бири ворвался в офис Луиса Майера и прямо с порога стал
буквально требовать забрать приз у Марча. После этого скандала победителей стали
объявлять на самой церемонии. Бири был утвержден на одну из главных ролей
профессора Марвела в фильм «Волшебник страны Оз», но в силу занятости на других
проектах он был вынужден отказаться от роли. Эта роль досталась Фрэнку Моргану.
Уоллес снимается в нескольких комедиях с Мэри Дресслер, а когда в 1934 году Дреслер
внезапно умирает, он находит другую партнершу - Марджори Мэйн, но к концу
десятилетия его карьера начала плавно снижаться. Он продолжал работать,
появляясь только в одной или двух картинах в год. Следует отметить, что качество
фильмов Бири резко сократилось примерно в это же время. Ему еще дают заметные роли
в таком фильме как «Сержант Мэдден» (1939) режиссера Йозефа фон Штенберга или в
фильме «
Свидание
с Джуди» (1948) с юной Элизабет Тэйлор, но в основном фильмы были проходными, и
класса Б.
Летом 1941, он был объявлен студией MGM «чемпионом кино загородной зоны». Студия
подсчитала, что он проехал больше чем 100 000 миль, чтобы сделать картины. Согласно
студийным записям только за время съемок «Да здраствует Вилья!» (1934) он проехал 15
000 миль в одиночку. В период с 1925, когда он увлекся самолетами и стал пилотом, Бири
уже к 1941 году он имел на своем счету 14 000 часов летного времени в качестве пилота.
При съемках фильма «
Остров
сокровищ» (1934), проходивших на острове Санта-Каталина он ежедневно добирался на
самолете из своего дома в Беверли Хиллс. В 1943 году его брат Ноа Бири снялся вместе
с ним в пропагандистском фильме военного времени «
Salute to the Marines». Были еще фильмы «
Bad Bascomb» (1946), «The Mighty McGurk»
(1947). И он по-прежнему мелькает в топах, поскольку ни один фильм с его участием не
стал кассовым провалом. Игривая, добродушная, часто иронизирующая над собой,
которая даже позволяет посмеяться над Бири, исполнительница и партнерша Кармен
Миранда, дает ему уроки танца в его последнем фильме «
Свидание
с Джуди» (1948), мюзикл, который высветил двух настойчивых и напористых подростков
MGM, Джейн Пауэлл и Элизабет Тэйлор.
Умер Уоллес Бири 15 апреля 1949 года в возрасте 64 лет в Беверли-Хиллз, штат
Калифорния, в результате сердечного приступа. Его бывшая жена Рита Гилман, их дочь
Кэрол, племянник Ноа Бири младший и брат Уильям все были рядом на момент его
смерти. Он был погребен на кладбище «Лесная лужайка» мемориального парка в
Глендейле, Калифорния. За вклад в киноискусство актер имеет звезду на
Голливудской Аллее Славы.