Тийт Хярм родился 19 марта 1946 года. Эстонский артист балета, балетмейстер. Обучался
в Таллинне, Эстония, а также в Санкт-Петербургской Академии Русского Балета.
С 1966 по 1990 г.г. (с перерывами) актер в театре «Эстония» (в 1967- 1970 в ансамбле «Молодой
балет»). С 1990 года - директор балета театра «Эстония». С 2001 по 2009 г.г. стал
художественным руководителем балетной труппы. Тийт Хярм выступал в более чем 90
странах мира, а также был приглашен, как хореограф-постановщик.
Работы в кино: «
Отель «У погибшего альпиниста»», «
Анна Павлова», «
Блистающий
мир».
Интервью Эллы Аграновской с Тийтом Хярмом, на сайте «Молодежь Эстонии» от
29.11.2003 года: «Поскольку мир не очень совершенен».
- У вас нет ощущения, что именно сегодня, когда любой театр и любое кино
меркнут перед драматургией реальной жизни, и в прямом эфире телевидения можно от
начала до конца отсмотреть государственный переворот, по-настоящему потрясти
воображение может только балет, самое условное и самое завораживающее из всех
искусств?
- Я все-таки хочу надеяться, что балет способен вызывать искренний интерес у
публики самой сутью своего искусства, ибо прикосновение к прекрасному обогащает
всех и всегда. Наверное, именно благодаря этому интерес к балету никогда не
угаснет.
Маленьким мальчиком он увидел на родном острове Хийумаа знаменитый фильм-балет
«Ромео и Джульетта», тот самый, в котором Джульетту танцевала великая Галина
Уланова. Это было потрясение, которое необратимо повело за собой судьбу...
Долгие годы Тийт Хярм был звездой эстонского балета, достойно представлял его и
на российской сцене, и за рубежом. Потом долгие годы успешно работал за границей. А
два с лишним года назад возглавил балет Национальной оперы «Эстония».
Недавно наша публика восторженно принимала премьеру балета Сергея Прокофьева
«Ромео и Джульетта» в постановке хореографа Тийта Хярма.
- Сюжет о веронских влюбленных проходит через всю вашу творческую жизнь.
Остановив на этой романтической истории свой выбор хореографа, вы хотели
воплотить некое потаенное желание, не осуществленное в прежних работах, и ваших
собственных, и чужих?
- Думаю, каждый художник подходит к выбранной теме, исходя из своей
индивидуальности. Балету «Ромео и Джульетта» уже больше 60 лет, его первая
премьера состоялась в 38-м году, у него достаточно долгая история. И сам я танцевал
этот балет много раз и в разных редакциях, и у меня всегда было тяготение к этой
теме. Мне кажется, секрет кроется именно в шекспировском сюжете, который волнует
человечество уже 500 лет и, кстати, существовал задолго до Шекспира. Безусловно,
гениальна и партитура Сергея Прокофьева. У этого балета действительно большие
традиции, на которые я, конечно же, опирался. Но мне всегда казалось, что «Ромео и
Джульетта» - это балет-симфония, а заложенная в нем трагедия - эмоциональный фон ко
всему происходящему.
То, что вражда и ненависть ни к чему хорошему не приводят, было актуально во все
времена - мы и сегодня хорошо видим мир, в котором живем. Но лично мне трагическая
история Ромео и Джульетты близка своей победой светлого, гуманного начала, ибо у
каждого из нас, живущего на земле, есть право на достоинство и на любовь. И
поскольку мир по-прежнему не так уж совершенен, мы вольно или невольно постоянно
приходим к этой теме, и нам часто приходится бороться за свои чувства и свои
убеждения так, как боролись за них Ромео и Джульетта.
- А вам не кажется, что сегодня в этом сюжете на первый план выходит не сама
история влюбленных, а необратимость примирения непримиримых врагов как
следствие постигшей всех трагедии?
- Нет, лично для меня здесь все-таки важнее право человека бороться за свои
чувства.
- По своей натуре вы, наверное, скорее Ромео. Или Меркуцио? А может,
Беноволио?
- Наверное, Ромео.
- И в вашей жизни были ситуации, когда нужно было бороться за свои чувства и
отстаивать это право, несмотря ни на какие обстоятельства?
- Наверное, были.
- И вы боролись за свою любовь?
- Боролся. Но на самом деле я столько раз переживал эту историю на сцене...
- ...что постепенно стерлась грань между воображаемым и реальным?
- Когда-то давно, еще в 70-е годы, я работал с Игорем Чернышевым, одним из самых
талантливейших российских хореографов, и мы делали «Ромео и Джульетту» на музыку
Гектора Берлиоза - вот это было мне очень близко. Наша постановка была лишена
бытовой окраски, ее решение было более абстрактно, но четко выражало все
состояния, которые охватывают любящего человека.
- В любой человеческой истории всегда есть кто-то главный, в любом дуэте
всегда есть лидер. Обращаясь к шеспировской трагедии, драматический театр часто
отводит эту роль Джульетте. А в вашем прочтении шекспировского сюжета,
вдохновленном музыкой Прокофьева, лидер кто - Ромео или Джульетта?
- Трудно сказать. Ведь сюжет ведут обе линии, потому и составляют дуэт. Но в моей
постановке, чисто хореографически, быть может... Дело в том, что в первоначальной
редакции, предложенной 60 лет назад, у Ромео было меньше простора, и у Прокофьева
для него меньше музыки. Но я открыл все интерлюдии, все переходные сцены и
использовал эту музыку для психологической характеристики Ромео. Это было одной
из моих задач - обогатить образ Ромео.
- Потому что сами много его танцевали и хорошо чувствуете?
- Может быть, поэтому тоже. Безусловно, за эти десятилетия у меня было время
подумать и о роли Ромео, и о том, как сделать Ромео таким, каким я сам хочу его
видеть. Хотелось бы надеяться, что в чем-то мне это удалось.
- Несомненно, как танцовщик вы реализовали себя в полной мере. Но памятуя о
том, что режиссер должен умереть в артисте, достаточно ли хореографу Тийту Хярму
того, что он всякий раз обязан «умирать» в другом исполнителе? Иной раз не хочется
отодвинуть его и самому выйти на сцену?
- Возможно, и хочется, но уже не можется. Но вообще этот переход был для меня очень
естественным, и не только потому, что закончил отделение хореографии ГИТИСа, а
попутно делал много балетов. Ведь вся моя жизнь начиная с пятилетнего возраста (а
это уже больше 50 лет) тесно связана с этим миром. И это приносит мне то
удовлетворение, которое иной человек, быть может, ищет всю жизнь. И я могу
находиться в нем постоянно, могу общаться с людьми, которые стремятся себя в нем
проявлять максимально. Это большое счастье.
- И потом, на самом деле балет - это всегда сказка. Или для вас не только?
- На самом деле и через сказку можно высказать то, что тебя волнует. Так что не
важно, сказка это, или трагедия, или драма, главное - что ты хочешь высказать и как
выражаешь это средствами пластического искусства.
- Наверное, неправильно все в жизни примерять к тем временам, когда мы были
молоды и великолепны. И все же, вам не кажется, что в стремлении к техническому
совершенству балет теряет свою возвышенность и отттого становится немножко
прозаичнее?
- Я бы не сказал. Дело в том, что эволюция и прогресс происходят в мире естественно,
а не потому, что кто-то так захотел. И если говорить о техническом уровне в нашем
искусстве, то сегодняшние требования к рядовому артисту балета настолько высоки,
что грань между солистом и артистом кордебалета практически исчезает. С другой
стороны, думаю, все индивидуально и зависит от личности и от тех задач, которые
ставит хореограф. Думаю, сегодня, как и вчера, задача балетного театра, его миссия
заключается в том, чтобы раскрыть человеческую личность. И если действовать
хорошо и правильно, можно добиться высоких художественных результатов. Так что
разницу определить очень трудно: каждое время рождало своих звезд. И всегда были
люди, которые держали уровень. Конечно же, есть они и сегодня.
- А как вы думаете, балерину можно научить не просто танцевать, а летать,
парить над сценой?
- Для того чтобы заниматься балетом, безусловно, должны быть какие-то данные. Но
огромную роль играет труд и любовь к этому труду, именуемая трудолюбием. И если у
тебя есть цель, думаю, можно достичь очень высоких результатов.
- Значит, это неправда, что артистка кордебалета никогда не может пробиться в
солистки?
- Сущая неправда. Как я уже сказал, здесь все зависит от самого человека. Но это
очень трудный путь. Принимая артиста в свою труппу, мы предъявляем очень высокие
требования к его подготовке, нам очень важно, какую школу он прошел. Ведь чтобы
выйти на балетную сцену, нужно готовиться к этому десять лет, и только лучшие
попадают на сцену Национальной оперы. Наше направление - классический танец. Это,
как известно, самый продуманный, самый совершенный язык танцевального искусства,
система, которая впитывает в себя все самые авангардные направления. И гарантией
движения балета вперед становится именно развитие классического танца.
- Почти десять лет вы работали за рубежом, в разных театрах мира - и в Англии, и
в Германии, много лет в Италии. И когда сегодня иногда становится безмерно трудно -
ведь бывает же такое! - можно ли утешиться тем, что, в конце концов, вы долго делали
все, что хотели? Или же для родной Эстонии осталось в сердце нечто такое, что не
смогли дать другие сцены и чужие стены?
- Я вернулся в Эстонию только потому, что очень этого хотел. И мне всегда хотелось,
чтобы в Эстонии у балета было достойное место рядом с другими искусствами. Я
искренне думаю, что могу внести в это дело свой маленький вклад. У меня много идей,
которые, надеюсь, будут воплощены в совместной работе с новым художественным
руководителем нашего театра Арво Вольмером. Надеюсь, очень скоро балетная жизнь
заметно оживится. Но уже сегодня можно сказать, что за эти два года интерес к
балету значительно вырос.
И даже в нынешнем 2003 году (в среднем за двенадцать месяцев) посещаемость
приблизилась к 90 процентам. Разве это не свидетельствует о зрительском интересе?
А для того чтобы по-настоящему возник этот интерес к балетному искусству, мы уже
два года ведем «Мир балета» - встречи с публикой, на которых знакомим молодых
зрителей со своими спектаклями, с драматургией, музыкой, рассказываем об их
взаимосвязи. Это очень важно - думать сегодня о той новой публике, которая придет в
театр завтра. И результат очевиден: наш зритель постоянно молодеет. Но и репертуар
тоже обновляется, мы приглашаем выдающихся хореографов современности, а для
нашей публики, не очень избалованной новыми работами, это очень важно.
Уже больше двадцати лет 29 апреля весь мир отмечает Международный день танца. К
этому празднику мы готовим большое балетное гала-представление с участием
международных трупп, и я уже получил подтверждение, что у нас выступят солисты
балета из Бирмингема, Антверпена, Цюриха, прежде танцевавшие на нашей сцене.
Думаю, наших зрителей порадует встреча с артистами, которые свою карьеру начинали
в Национальной опере Эстонии.