Эрланд Юсефсон (Erland Josephson), шведский актёр театра и кино, режиссёр, писатель.
Родился 15 июля 1923 года, в Стокгольме.
Работы
Мировую известность получил благодаря главным ролям в фильмах Ингмара Бергмана и
Андрея Тарковского. Играл также в кинокартинах Дамиано Дамиани, Карло Лидзани,
Филипа Кауфмана, Иштвана Сабо, Май Сеттерлинг, Тео Ангелопулоса, Питера Гринуэя,
Лив Ульман. Снял три фильма как режиссёр.
Воплотил образ Фридриха Ницше в фильме Лилианы Кавани «
По ту сторону добра и зла» (1977).
Играл в театрах Хельсингборга, Гётеборга, с 1956 - актёр Драматена в Стокгольме (в
1966-1975 - директор театра).
С 16 октября по 10 ноября 1998 года под патронажем Юсефсона в Стокгольме проходил 7-й
фестиваль «Союза театров Европы».
Сочинения
Написал автобиографическую книгу «Роль», пьесу «Одна ночь шведского лета» (об
Андрее Тарковском и съёмках фильма «
Жертвоприношение»). Соавтор сценария фильма И. Бергмана «Обо всех этих
женщинах».
Признание
В 1997 году актёру присвоено звание почётного доктора Стокгольмского
университета.
Из интервью Эрланда Юсефсона сайту «Театральное дело» от 4 декабря 1998 года: «Я
сам не мистик, но другие мистики могут меня в чем-то убедить».
- Кто вам ближе, понятнее - Бергман, Тарковский, Брук, Лепаж? Хочется ли вам
работать с новыми режиссерами?
- И то и другое. Очень интересно с Бергманом, с которым мы работаем с 1939 года и уже
выработали определенную сигнальную систему, так что понимаем друг друга уже с
полузнака. С Тарковским связано очень сильное переживание в моей жизни, потому
что я столкнулся с совершено другим миром и с совершенно другим способом работы.
Когда я встретил Брука, я как актер переживал довольно сильный кризис, и тогда
нельзя было даже мечтать о более интересном и лучшем режиссере, потому что он
понимал, что нужно актеру... Мне было бы очень скучно, если бы я работал всю жизнь
только с одним-единственным режиссером, - тогда бы я в 50 лет уже ушел.
- Актеры должны уходить на пенсию или нет? Ведь это такая профессия, которая
требует передачи мастерства из рук в руки.
- Очень хорошо, что в таком большом государственном театре, как Драматен, есть
актеры разных поколений. Что касается меня, то я ушел на пенсию очень рано, потому
что получил директорскую пенсию. Но я продолжаю по-прежнему получать приглашения
и играть какие-то роли. Кроме меня, в театре есть еще несколько пенсионеров,
по-прежнему с ним связанных...
Я не вижу каких-то особых ножниц в отношениях молодых и пожилых именно сейчас. Мы
пытаемся понять друг друга и не скрываем этого. И мне кажется, что ваш вопрос в
этом смысле не совсем правомерен... Например, в 60-е и 70-е вот такие
противопоставления были явными и бросались в глаза. У молодежи было большое
желание закрыть или даже уничтожить государственные театры, конечно, этого не
было в Драматене, но, например, в Гетеборге было.
Сейчас такого противопоставления
нет... Я как раз в те годы был шефом Драматена, и очень много сил уходило на то, чтобы
держать театр в руках, сохранить его в целости. И мне это удалось.
- А вы учите актерскому мастерству молодых?
- Я преподавал несколько раз в театральном институте и даже со своими студентами
ставил "Дачников" Горького. Преподавать очень интересно и очень весело. Когда
преподаешь, понимаешь, что ты можешь, чего ты сам достиг как артист. И теперь
можешь передать другим.
- Что, по-вашему, вообще можно передать молодым в актерской профессии?
- Я считаю, что, во-первых, есть какие-то примитивные вещи, которым можно научить.
Например, далеко не все умеют читать пьесы. Можно научить понимать текст. Есть
более сложные вещи - например, техника. Очень важно, как актер распределяет
энергию, сколько ее он уделяет залу, сколько - партнерам по сцене. Надо найти
необходимый баланс и упражняться. Есть много важных вещей: мне, скажем, хватает
мужества проверять, в чем я хорош, а в чем плох. И очень важно научить своих
учеников быть уверенными в себе, иначе они могут стать просто тщеславными и
заносчивыми, не имея никаких профессиональных на то оснований.
Важны ритм и ударения - ведь молодой актер совершенно не знает, как его
воспринимает публика. Ему надо помочь правильно ощущать себя на сцене. Так как
театр - вообще искусство эклектичное, а особенно в такой маленькой стране, как
Швеция, и у нас очень мало актеров, то каждого нужно научить абсолютно всему.
Поэтому в преподавании смешиваются такие разные вещи, как Система Станиславского
и метод Мейерхольда. Ведь на национальной сцене (чем является Драматен) идут очень
разные пьесы, а единственный драматург, с которым мы себя идентифицируем и кого
понимаем глубже других, - это Стриндберг.
- Вы довольно рано перешли на возрастные роли - на роли мудрых
стариков...
- С чего вы взяли, что я так много и рано начал играть стариков? На самом деле я их не
так много сыграл, и вообще очень долго я играл роли первых любовников. В не таком
уж недалеком прошлом я играл еще в "Ромео и Джульетте"... Но когда я только начал
работать в театре, - это было в Хельсингборге, в группе, которой руководил Бергман,
- там мы были все молодые, и потому играли разные роли. Там, конечно, приходилось
играть и возрастные. Думаю, я очень много сыграл ролей моего собственного
возраста. Но, конечно, роль отца в "Селестине" в 63-м году, да, тогда я, конечно, был
слишком молод для этой роли. Но я не носил приклеенную бороду всю свою жизнь.
- По нашим представлениям, вы - звезда первой величины. Можете ли вы заказать
спектакль для себя? Есть ли у вас заветные роли? Роль Гамлета, например?
- У меня, как и у всех, есть возможность предложить - внести предложение. Но у меня
никаких привилегий нет, и я не могу на чем-то настоять, если это кажется кому-то
нереальным. Что еще? Заветных ролей у меня нет. У меня нет ролей, о которых бы я
мечтал, потому что я не хочу о чем-то мечтать, а потом думать, как я буду выглядеть в
этой роли... Намного интереснее думать, как тебя рассматривают другие, как они тебя
видят и на какую роль тебя выбирают. Конечно, когда-то я мечтал сыграть Гамлета...
Роль, над которой я работал, но никогда не играл и даже не думаю, что это моя роль, -
король Лир.
Ушёл из жизни 25 февраля 2012 года в Стокгольме, Швеции.