Лиознова Татьяна Михайловна (Моисеевна) родилась 20 июля 1924 года в Москве.
После школы Татьяна Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но
проучилась там всего один семестр, после чего поступила во ВГИК на курс Сергея
Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании пробного семестра педагоги решили её
отчислить, так как сочли, что у неё небольшой жизненный опыт и что его
недостаточно для профессии режиссёра. Однако Татьяна Михайловна смогла убедить
педагогов в обратном, показав свои учебные работы.
В качестве учебной работы во ВГИКе Татьяна Лиознова поставила «Кармен» Проспера
Мериме, танец исполнявшей роль Кармен Инны Макаровой вошёл впоследствии в фильм
«Молодая гвардия».
В 1949 окончила режиссерский факультет ВГИКА (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф.
Макаровой). После окончания ВГИКа некоторое время работала ассистентом режиссера
на съемках фильмов своего учителя. Участвовала в создании фильмов: «Молодая
гвардия» (как режиссёр-практикант по работе с актёрами), «Таинственная находка»,
«Земля и люди» (второй режиссёр).
В эти годы совместно с Самсоном Самсоновым Лиознова поставила в театре им.
Евгения Вахтангова спектакль «Седая девушка». Вместе со своим сокурсником В.
Беляевым Лиознова написала пьесу «Голубая звезда», которая была поставлена в
Московском ТЮЗе.
Дебютировала в 1958, поставив фильм «
Память сердца»
по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине
одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее
устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному,
так и безусловному в своей земной реальности.
Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «
Им
покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Отдав дань героизму,
Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными,
эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени.
Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма
«Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссер
оказалась точна в выборе, в частности Л. И. Хитяевой (Евдокия),
по-новому открывшейся в картине Лиозновой. Лирическая нота усиливается в фильме
«Три тополя на Плющихе» (1973). Внешне незатейливая история знакомства шофера
московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо,
двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге,
была не сыграна, а буквально «спета» Т. В. Дорониной и О. Н. Ефремовым .
В 1973 Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным
фильмом «
Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых
значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный
в основу картины роман Юлиана Семенова, в версии режиссера обрел мифологическое
звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история
советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно
подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало
картине особую достоверность. «
Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными
актерскими работами В. В. Тихонова, Р. Я. Плятта, Л. С. Броневого, О. П. Табакова, Е. А.
Евстигнеева, Л. К. Дурова. Затем Лиознова снимает телефильм «
Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра
Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для
последних лет застоя. Затем режиссер опять обратилась к женской судьбе с ее
прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная
картина «
Карнавал»(1982) с И. В. Муравьевой в главной роли.
Татьяна Лиознова преподавала во ВГИКе и вместе со Львом Кулиджановым руководила
режиссёрско-актёрской мастерской.
В 2008 году приняла участие в подготовке издания книги «Автограф века».
Татьяна Лиознова не была замужем, у неё осталась приёмная дочь.
Ушла из жизни 29 сентября 2011 года после продолжительной болезни.