Ленникова Татьяна Ивановна родилась 4 января 1924 года в селе Преображенское
(Зилаир) Башкирской АССР. Её отец оставил свою жену, мать Тани, ещё до рождения
дочери. Ефросинья Николаевна Ленникова (1897-1935), работая поваром, одна воспитывала
дочь. Потом она второй раз вышла замуж, и её муж стал для Тани отцом, дав ей свою
фамилию. Именно её - Гусева - она и носила вплоть до начала артистической
деятельности.
В 1938 году, окончив семилетку, Татьяна поступила в сельскохозяйственный техникум
города Бузулук Оренбургской области и училась в нём до начала Великой
Отечественной Войны. Затем была эвакуирована в Казахстан, где по воле судьбы
пересеклась с коллективом «Мосфильма», который базировался в Алма-Ате в составе
ЦОКС (Центральной объединенной киностудии).
Там она поработала сначала сторожем, а затем костюмером. Ежедневно бок о бок
сталкивалась с известными кинематографистами, имела возможность наблюдать их в
рабочем процессе. Вскоре познакомилась с одним из них - актёром Михаилом
Астанговым, который, уезжая в Москву в 1944 году, взял её с собой в качестве
домработницы.
Вернувшись в Москву, Татьяна Гусева стала студенткой вновь открывшейся студии
при театре имени Моссовета. Училась на одном курсе с Анатолием Адоскиным,
Анатолием Баранцевым, Анатолием Эфросом, Борисом Новиковым. Во время учебы
выходила на сцену этого театра в образе горничной в спектакле «Чайка».
В 1947 году Гусева была утверждена на главную роль в фильме Веры Строевой «
Марите»,
посвященном жизни литовской комсомолки-партизанки Марии Мельникайте. Фильм
вышел на экраны в ноябре 1947 года, в период малокартинья, и молодая актриса после
этого сразу же стала знаменитой. Однако, новых ожидаемых ролей в кино больше не
последовало.
Окончив студию в 1948 году, Татьяна Ленникова (на тот момент она уже взяла фамилию
матери) стала артисткой Центрального театра транспорта. Отработав здесь два
сезона, она решилась показаться в один из престижнейших театров страны - МХАТ - и
была принята в его труппу. В 1951 году сыграла главную роль - Лену в спектакле «Чужая
тень» по пьесе Константина Симонова, с которого и началась её долгая творческая
судьба в этом коллективе.
На протяжении первых девятнадцати лет она фактически ежегодно получала новые
роли в постановках пьес Чехова (Соня - «Дядя Ваня», Варя - «Вишнёвый сад», певица и
горничная - «Три сестры», Маша - «Чайка»), Островского (Людмила - «
Поздняя любовь», Параша - «Горячее сердце»), Горького (участница пикника
- «Дачники», Поля - «Мещане»), инсценировках Толстого (Катюша Маслова -
«Воскресение»), пьесах современных авторов (Елена - «Забытый друг» А. Салынского,
Румянцева - «Всё остаётся людям» С. Алёшина, Мария Спиридонова - «Шестое июля» М.
Шатрова) и других.
В 1962 году Татьяна Ленникова обратилась к художественному руководителю театра
имени Маяковского Николаю Павловичу Охлопкову с просьбой дать ей возможность
сыграть Медею. И хотя спектакль уже шёл с блистательной Евгенией Козыревой в
главной роли, Охлопков всё же рискнул, и Ленникова вышла на сцену этого театра в
образе Медеи. Эта роль стала для неё единственной в западном репертуаре за всю её
карьеру.
После прихода в МХАТ в 1970 году Олега Ефремова положение Ленниковой в труппе
пошатнулось. Она уже не получала те роли, которые были достойны её драматического
дарования, а довольствовалась небольшими работами не в самых значительных
постановках. До раздела театра в 1987 году она сыграла всего лишь семь новых ролей.
Ища альтернативные варианты, Ленникова в 1981 году начала сотрудничество с только
что открывшимся театром «Сфера» под руководством Екатерины Еланской, которая на
протяжении четырех лет занимала актрису в шести своих постановках (мать Ольги и
хозяйка - «Там, вдали...», Анна Игнатьевна - «Перед зеркалом», Пряхина - «Театральный
роман» и других). В тот же период родился концертный дуэт Татьяны Ленниковой и
актрисы Дины Солдатовой. В их репертуаре были десятки песен и романсов, с которыми
они выступали на театральных встречах.
Судьба Татьяны Ленниковой в кинематографе, к сожалению, так и не сложилась. Из
небольшого перечня её киноролей самыми интересными были учительница Антонина
Николаевна Яковлева в «Аттестате зрелости» Татьяны Лукашевич и Александра
Николаевна Негина в «Талантах и поклонниках» Андрея Апсолона и Бориса
Дмоховского, экранизации пьесы Александра Островского.
Пережив раздел МХАТ, Ленникова не вошла ни в одну из сложившихся трупп. В качестве
разовой исполнительницы в МХАТ имени Чехова сыграла бабку Феню («По соседству мы
живем»), Марию Ивановну («Серебряная свадьба»), Лиду («Московский хор»), Ассунту
(«Татуированная роза»), старушку («Иванов»). В театре «Et Cetera» по приглашению его
руководителя Александра Калягина предстала в образе Марины в «Дяде Ване».
Мужем Татьяны Ивановны Ленниковой был замечательный артист ЦТСА Андрей
Алексеевич Петров . Они познакомились в начале 1950-х годов и уже больше никогда не
расставались. Как и в любой другой семье, в их жизни были и радости и печали. Самой
трагической её страницей была смерть их новорожденного ребенка, который прожил
всего несколько часов. Больше у них не было детей.
В конце 1980-х годов Татьяна Ивановна тяжело заболела. Была сделана операция,
вернувшая её в строй. Но вскоре после этого слёг Андрей Алексеевич, попал в
больницу и уже больше оттуда не вышел. Ленникова старалась заглушить горе
работой, но в начале 1993 года болезнь снова дала о себе знать, и в ноябре её не стало.
Чуть больше месяца Татьяна Ленникова не дожила до своего 70-летия. Похоронена на
Кунцевском кладбище в Москве.