Родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде.
В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ , стала актрисой Волгоградского театра, затем
- Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде.
В 1959 - 1966 годах - актриса Ленинградского Большого драматического театра им.
М.Горького;
В 1966-1972, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М.Горького,
В 1972-1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского.
С 1986 года - художественный руководитель, директор МХАТ им. М.Горького.
Член союза писателей России.
По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя -
"Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про
любовь"), 1973 года ("Мачеха"). На экране Татьяна Доронина создаёт образы современных
женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм,
яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность.
Детство
Татьяна Доронина родилась в рабочей семье в Ленинграде, куда незадолго до ее
рождения переехали ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь
пришлось вернуться в Данилов, небольшой городок Ярославской области. Здесь и
прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное, как и у большинства
населения.
В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к театру,
- девочка с увлечением играла в самодеятельности.
Учеба. Дебют в кино
В 8 классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в
Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное
впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет
аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все
театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию
МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна
выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной
учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим
талантом. Впоследствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным
студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе
боготворил эту замечательную актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме
Михаила Колатозова «
Первый
эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.
Первый брак
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима
и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании
разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать
выговор по комсомольской части».
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили . По воспоминаниям
друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым,
интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился
свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает
педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а
они были комсомольцами!»
БДТ
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько
театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь
Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из
столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было
перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер
на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько
месяцев жили в грим-уборной театра. Но спустя три года - в 1959 году - самобытный
талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ
Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна
поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа и дать ему роль в первой же
постановке БДТ. Товстоногов согласился. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в
спектакле «Варвары». Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли
БДТ в Москве. Доронинская Надежда жила в вымышленном мире... Аскетизм
выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее
медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее... Голос и
манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса». После
«Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать
исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее
участием...
Развод.
Второй брак[/b]
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой
из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер
и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под
влиянием театра в том числе. Наш брак длился 8 лет», - рассказывает Олег
Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас
объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что
освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была
инициатором развода».
Вторым мужем
Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был
сражен ее красотой. Юфит был старше нее почти на 10 лет (сегодня его нет в живых).
Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном
институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость,
импозантность.
Кино. 60-е годы[/b]
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х.
Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала
лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой.
В кино она сыграла не так
много ролей, но среди них не было «проходных», почти всегда удачные. Так в
мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она сыграла Надю - девушку,
которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но пройдут годы, - и она придет
в театр... Великолепный ансамбль актеров - Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин,
Куравлев - создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.
А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной
Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по
сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину и
Олега Ефремова. Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина,
в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее
открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на
Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд
(1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский
экран».
Третий брак[/b]
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву - в Московский
Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей
удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя
ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати, в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем - драматургом
Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не
встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на
репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен). Молодой
талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал жене
множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода. Несмотря
на развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей
во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с бывшим супругом. «Ее
характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Каждый день,
кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером - спектакли, спала в
гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим
четвертым мужем, актером Борисом Химичевым , Доронина познакомилась на пробах к
фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между
прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно
под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль - бортпроводницу Наташу.
Химичева пригласили попробоваться на главную мужскую роль. В гримёрной Доронина
приняла его снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе...
Химичев вспылил и от проб отказался. Кстати, на роль главного героя пробовался и
Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Театр
Маяковского[/b]
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл.
Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил
коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре
Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. И конечно - зависть
других актрис... Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги
вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою
состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса
поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на
раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!»
Роберта Болта.
Четвертый брак[/b]
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с
Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой
встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и
Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу
после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо
ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные
группировки, невольно их сближало.
Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да
здравствует королева. Виват!».
После
гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально свои
отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный
семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали. Просто
пошли в районный загс и довольно буднично расписались... Застолье было скромным,
в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович Гончаров...
Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», -
вспоминает Борис Химичев.
Кино. 70-е годы[/b]
В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех лет -
главные роли в мелодраме Олега Бондарева «
Мачеха», лирической драме
Цуцульковского «
Обещание счастья», приключенческом фильме Виталия Кольцова «
На ясный огонь» (единственная картина, где Доронина снялась вместе с
Борисом Химичевым) и других. Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это - сильные
и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто
драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной
эмоциональной наполненностью.
Пятый брак[/b]
Брак с Борисом Химичевым, как и все предыдущие, оказался недолговечным. «Я был под
прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших
отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не
в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб».
Пятым мужем Дорониной
стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С
ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер».
Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич
рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом
платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе
вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все 10 лет
супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала
его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять
добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как
актрису и как женщину.
Снова во МХАТе. Конфликт[/b]
В 1983 году Доронина
ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь нашлись противники принятия
актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая большая актриса страны. Что,
разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины Художественного театра.
Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса (17 - «за», 14 - «против»)
Доронина была принята в труппу.
К сожалению несколько лет
спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение
театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным
руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич
остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была
противницей разделения, но иначе быть не могло... Случилось так, как случилось.
Горевать бессмысленно. Только и радоваться нечему. Ни расколу МХАТа, ни распаду
СССР, ни тому, что Татьяна Доронина освоила органически не свойственные ей
функции худрука и постановщика. У нас была великая актриса. Была и закончилась.
Как будто ушла на фронт и пропала без вести.
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом.
Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как
скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны
Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и
агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные
взгляды на искусство». Она не снимается в кино уже более 30 лет. Но перед служебным
входом Художественного театра им. Горького ее неизменно ждут поклонники, средний
возраст которых, как правило, далеко за сорок.