Литвиненко Таисия Иосифовна родилась 10 февраля 1935 года в селе Погребы, Броварский
р-н, Киевская область, на Украине.
В 1957 году окончила Киевский государственный институт театрального искусства
(мастерская И.Чубаненко).
С 1957 по 1959 г.г. — актриса Киевского драматического театра имени И.Франко.
С 1959 по 1965 г.г. — актриса Запорожского украинского музыкально-драматического
театра.
С 1965 года — актриса Львовского национального академического украинского
драматического театра им. М.Заньковецкой.
Таисия Литвиненко в кино — с 1955 года, первая роль — Галя в фильме «
Назар
Стодоля».
Роли в кино: «
Максим Перепелица», «
Штепсель женит Тарапуньку», «
Григорий Сковорода», «
За двумя
зайцами», «
Вавилон ХХ», «
Водоворот», «
Каменная душа»
и другие.
Сейчас преподаёт во Львовском университете, курс актёрского мастерства на
искусствоведческом факультете.
Из интервью Галины Гупало с Таисией Литвиненко, в газете «Комсомольская
правда» март 2008 года:
«Народная артистка Украинской ССР, актриса Национального академического
украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко -
не только известная и талантливая актриса, мудрая и красивая женщина, она - и это
самое главное для каждой из нас - единственная любимая женщина красивого,
статного, импозантного мужчины, которого знают все - художественного
руководителя этого же театра, народного артиста Украины Фёдора Стригуна .
Говорят, что женщина стоит ровно столько, сколько стоит мужчина, которого она
любит. Ее мужчина стоит многих мужчин и многих сокровищ мира - ведь он не только ее
судьба, но и любовь всей жизни. Можно «обзавидоваться», увидев их нежное отношение
друг к другу, их уважение, любовь и взаимную невозможность существовать друг без
друга.
«Бджилку», как назвал ее режиссер Владимир Ивченко, которого она считает своим
крестным отцом в кино, заметили еще тогда, когда она была просто абитуриенткой
института кинематографии имени КарпенкоКарего в Киеве. Она снялась тогда в
фильме «Судьба Марины», «
Назар Стодоля»
и других его фильмах. И после института ее актерская судьба складывалась очень
успешно. Ее оставили в столице, где она начала работать в театре имени И. Франко,
поступали предложения сниматься в кино, но ее первого мужа, режиссера Ткаченко,
направили в Запорожье и она уехала с ним.
Но, как говорит сама Таисия Литвиненко, - есть магия встречи. В то время, когда они с
мужем еще жили в Киеве, студент театрального института Федор Стригун ходил на
репетиции спектаклей в театр, где она играла, смотрел пьесы. И вот однажды, приехав
в Киев, она зашла в свой бывший театр и увидела Федора Стригуна, которого
гримировали для спектакля «
Назар
Стодоля».
- Рядом сидела его девушка, рассказывает пани Таисия. Я подошла и, можно сказать,
свысока, ведь я уже актриса, а он только начинает пробовать себя в театре, похлопав
его по плечу, сказала: - Приезжайте к нам в Запорожье, будем вместе играть!
Он повернулся, посмотрел и спокойно так говорит: «А чего ж, приеду!». Смотрю, его
девушка аж в лице изменилась и так его за руку хвать, мол, еще чего: «Не пущу!». Но он
приехал и мы действительно начали играть.
Вот так играючи и сначала как бы шутя, а потом уже и совсем серьезно, полюбили друг
друга.
У меня на то время уже был мой первенец Юра. И мне приходилось очень непросто одной
с ребенком в чужом городе. Мой первый муж как то периодически бывал в Запорожье -
поставит спектакль и обратно в Киев, откуда он родом, и где жила вся его родня. Меня
то он из Киева увез, а сам с ним так и не расстался. Вскоре мы с ним развелись и я
вышла замуж за Федора Стригуна.
- Помню нашу свадьбу, - рассказывает пани Таисия, - ее играли в однокомнатной
квартире, которую дали Федору Николаевичу. Там не было ни ванны, ни плиты. А все
гости сидели на разложенных по полу афишах, где на каждой было написано, где кто
сидит. Вот такой «ресторан» получился. Ведь тогда было совсем другое время и на
такую вот непритязательность никто и внимания не обращал.
Мы переехали во Львов в 1965 году - представляете, тогда в каждой гримерке театра
жили артисты. Столько молодых артистов было: и Святослав Максимчук тогда приехал,
и Вольская, и Светлана Кобылянская и много, много других. Ходили друг к другу
обедать, праздновали дни рождения, детей нянчили, делились куском хлеба. Мы по
другому жили полноценно, духовно, а дружба ценилась очень высоко, как и театр.
- Таисия Иосифовна, вы долгие годы служите искусству, вы отдали театру большую
часть своей жизни, не надоедает сценическое лицедейство?
- Ну что вы! Театр - это эликсир жизни и самые мои счастливые моменты в ней. Я вам
расскажу несколько случаев, когда театр и игра на сцене буквально спасли мне
жизнь. Хочу заметить, что какие бы переживания и неприятности тебя ни изводили,
когда выходишь на сцену - все исчезает. На сцене у актера другая формула крови.
Когда он в образе - он забывает обо всем на свете.
Два с половиной года назад наш театр гастролировал в Луцке и Ровно. Жара стояла
неимоверная, а в гостинице, куда нас поселили - пластиковые окна забили гвоздями,
чтоб ручек не ломали - дышать было просто невозможно. И у меня заболело сердце. А
вечером - спектакль, в котором я так «прыгала», такие кульбиты делала, что самой не
верилось - и о сердце совсем забыла. Наутро профессор медицины отправил меня в
реанимацию и сказал, что меня спасла от плохих последствий только игра. Да и
сколько раз я выходила на сцену с температурой, но там она просто пропадала - это
какая то необъяснимая магия театра, его здоровый дух, который даже больного
ставит на ноги.
- У вас есть любимые роли?
- У меня нет нелюбимых ролей. Все свои образы я люблю, они мне дороги, как мои дети.
Это и Анна из «Украденного счастья» и Нора из пьесы Ибсена и многие другие. Есть
роли, которые просто сложнее играть, например, драматические, но от этого они не
становятся нелюбимыми, а наоборот.
- Таисия Иосифовна, неужели не было никаких кризисов в отношениях с мужчиной
всей вашей жизни, ведь театр это всегда много красивых и интересных женщин,
которые любят и хотят нравиться?
- Но я всегда была самой лучшей и самой красивой для него. Да, я нравилась многим
мужчинам, и он нравился многим женщинам. Более того, я считаю, что женщина актриса
должна быть красивой. Но мы везде и всегда с Федором Николаевичем вместе. Мы не
разлучаемся. Даже раньше, когда были моложе, и гулянки мужские затягивались до
утра - я была среди мужчин одна и вместе с ними до конца. Когда утром звонили ко мне
их жены и спрашивали, были ли в этой компании женщины, я отвечала: «Были! Я».
Безусловно, на Федора Стригуна засматривались многие женщины, были и такие,
которые хотели перейти мне дорогу, но не получилось. Мы просто по-настоящему
любили друг друга. Я тоже всегда вела себя очень аккуратно, не флиртовала, не
давала никаких поводов для разного рода надежд и фантазий. Ну, зачем же испытывать
судьбу? Ведь я понимала, что лучше моего Федора - нет мужчины. Да и Федор Николаевич
никогда никаких поводов для ревности не давал. Хотя он очень уважает женщин и
любит их, особенно обращает внимание на красивых. Но я знаю, что я красивее всех.
Сегодня, несмотря на свои годы, Таисия Литвиненко не только занята в спектаклях,
преподает в ЛНУ на театральном факультете, работает с подрастающим поколением
молодых дарований, но и сама пишет сценарии, воплощает на сцене свое видение
произведений классиков. Она верит, что любовь, порядочность, полная самоотдача
любимому делу, доброе отношение к своим близким, т.е. все вечные ценности
человеческие не могут быть преходящей модой - это суть нашей жизни, которая дарит
нам ее высший смысл. И к этим ценностям сейчас опять возвращается мир. Без них он
пуст и иллюзорен.