Учился на филологическом факультете Тбилисского университета. С
1928 года выступал на сцене Кутаисского театра,
позднее в Театре им. Марджанишвили в Тбилиси. С 1956 года работал в Театре им.
Руставели.
В кино с 1934 года. Уже в первых работах актеру удалось передать самобытный
национальный характер, полный лукавого юмора. Закариадзе в полной мере удавались
как комедийные, так и роли, полные драматизма. Среди его лучших работ: князь
Бараташвили («
Георгий Саакадзе», Государственная премия СССР, 1946), Георгий («
День последний, день первый»).
Но главной ролью в актерской судьбе Закариадзе стала роль Георгия Махарашвили в
фильме Резо Чхеидзе «
Отец солдата». За
исполнение этой роли актер был удостоен Ленинской премии (1966), а фильм - премии
Московского международного кинофестиваля. Многоплановостью, философичностью
характера отмечен образ Левана в фильме Георгия Данелия «Не горюй».
Серго Закариадзе ушел из жизни 12 апреля 1971 года в Тбилиси. В честь Серго
Закариадзе назван морской корабль, приписанный к Новороссийскому морскому
пароходству.
Статья на сайте телеканала «Культура» от 1 июля 2009 года: «Серго
Александровичу Закариадзе - 100 лет!»
Он был убежден, что по-настоящему актерский талант может раскрыться только на
сцене, и не слишком жаловал кинематограф. Впрочем, как это часто бывает, славу ему
принесло именно кино. После съемок в легендарном фильме Реваза Чхеидзе «
Отец солдата» Закариадзе узнали не только в СССР, но и во всем мире. Его
герою, прошедшему всю войну в поисках сына, в Грузии даже поставили памятник. На
съемках фильма Сергея Бондарчука «
Ватерлоо» актеру стоя
аплодировала многотысячная массовка. Рассказывают «Новости культуры».
Режиссер Реваз Чхеизде, прочитав краткий сценарий, написанный всего на восьми
страницах, не сомневался: никто кроме Серго Закариадзе не сможет это сыграть. В
итоге актер собирал образ по крупицам. Чтобы у героя была тяжелая, грузная
походка, к ботинкам крепили специальные наклейки, которые вырезали из
автомобильных шин. Даже смешные, чуть оттопыренные уши - это тоже его изобретение.
Гримеры лишь удивлялись такой находчивости.
«Он заклеил уши, и они стали более смешными. Он выглядит как-то по-детски. Такого
точного человека в отношении работы я не встречал», - заверяет режиссер Реваз
Чхеидзе.
В тринадцать лет Серго Закариадзе уже знал, что в жизни хочет заниматься только
актерской профессией. В театральную студию он поступил вольным слушателем, но
из-за недоразумения был исключен.
«Вечером он подождал ректора, подошел к нему и сказал: «Вы несправедливо меня
отчислили». Есть такое грузинское выражение: «Сбрейте мои усы, если я вам не
отомщу». Так буквально он и сказал. А ректором был мой дедушка, отец моей мамы.
Впоследствии он женился на его дочке, они всю жизнь были большими друзьями.
Дедушка все время смеялся: «Что ты мог сделать хуже для меня?», - рассказывает сын
актера Гурам Закариадзе.
Черно-белые фотографии - немногие документальные свидетельства его невероятных
театральных ролей. Когда в конце 1950-х в Москву привозили «Царя Эдипа»,
выстраивались огромные очереди за билетами. При этом Закариадзе всегда был
предан только одному коллективу - Театру имени Шота Руставели, в котором он играл
еще у легендарного Котэ Марджанишвили.
«У него был один недостаток: когда он участвовал в спектакле, его необходимо было
удерживать, чтобы он не заслонял собой других. На это он всегда с улыбкой отвечал:
«Ну, вы представляете себе на скачках, когда вырываешься вперед, думаешь ли, что ты
на грудь вырвался вперед, а за тобой другие? Так же у меня получается в театре», -
вспоминает киновед Корина Церетели.
Говорят, он не очень любил кино. Особенно не доверял монтажу, в процессе которого
вырезаются некоторые сцены. Так было и с последней его ролью генерала Блюхера. Ее
порядком сократили. Каждый раз актер ставил перед собой сложнейшие задачи. Чтобы
понять это, надо знать, как Серго Закариадзе готовился к роли.
«Сначала он начинал размышлять просто так, извлекая из головы свой опыт встреч с
другими людьми, прочтенное и так далее. Потом - у него был очень хороший
каллиграфический почерк - от руки переписывал напечатанную роль. Иногда
переписывал всю пьесу, всех персонажей», - рассказывает сын актера Гурам
Закариадзе.
В театре он совсем не боялся провала, потому что всегда был готов начать работу
заново, с чистого листа. Врачи знают, чего это ему стоило. После спектаклей Серго
Закариадзе получал от них письма, в которых доктора благодарили актера за
прекрасную игру, но в категорической форме рекомендовали беречь себя. Чего он
совсем не умел делать.