Родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карельской АССР. Отец - Соловьев Александр
Дмитриевич (1905-1956), военнослужащий. Мать - Нифонтова Калерия Сергеевна (1922-2001),
служащая, ветеран Великой Отечественной войны.
В город Кемь семья попала из-за трагических обстоятельств. Дед Сергей Николаевич
Нифонтов был арестован в 1936 году и сослан в КемьЛаг-1. Бабушка Евгения Ивановна
оказалась по убеждениям «декабристкой» и поехала вслед за мужем с двумя дочерьми
- Марией и Калерией, будущей матерью С.А. Соловьева, из родного Архангельска в
абсолютно неизвестное место. Младший сын Николай родился уже здесь. Деда
отпустили за «недоказанностью преступлений», но он остался работать в Кеми. Потом
его арестовали во второй раз, он погиб на Соловках. В 1956 году в Ленинграде бабушка
получила свидетельство о его реабилитации посмертно. В графе «причина смерти»
стояло: «острая сердечная недостаточность».
Мария, окончив школу в Кеми, вышла замуж за Николая Сергеевича Базая, тоже из семьи
ссыльных, и поступила в Архангельский медицинский институт. Калерия и мать
работали в военной части, там же служил и младший брат Николай.
Отец Сергея Соловьева - Александр Дмитриевич приехал в Кемь с государственной
инспекцией. Он был начальником отдела «Смерш» Карельского фронта. Там он увидел
Калерию и влюбился в нее. В Ленинграде у него была семья, но вскоре он развелся и
женился на Калерии.
Когда родился Сергей, шла вторая половина жесточайшей войны, время было голодное -
перышко лука, допустим, ценилось на вес золота. И несмотря на то что бабушка
дослужилась до должности начальника Кемского отделения железной дороги и ей
выдавали сносный по тем временам паек, но и это не спасало от настоящего голода. К
тому же немцы регулярно бомбили Кемь. Это была узловая станция. Жили от бомбежки
до бомбежки. Бабушка на работе не знала, что с мамой, а мама не знала, что с
бабушкой.
Первые месяцы жизни Сергея Соловьева прошли в доме, который стоял в одной ограде
со знаменитым кемским Успенским храмом. Через полтора года семья оказалась в
Пхеньяне (Северная Корея): отца назначили советником Ким Ир Сена.
В 1947 году семья переехала в Ленинград. В 1951 году Сергей поступил в школу № 167.
Поначалу он мечтал стать офицером-подводником и хотел учиться в Нахимовском
училище. Но вскоре на экраны вышел великий фильм М.К. Калатозова «Летят журавли»,
благодаря которому в кино пришло целое поколение режиссеров (рассказывали про
это и Глеб Панфилов, и Алексей Герман). Сергей решил стать режиссером. Окончив
школу, в 1962 году он поступает во Всесоюзный государственный институт
кинематографии, в мастерскую кинорежиссуры художественного фильма профессора
М.И. Ромма. А еще до ВГИКа Сергей Соловьев несколько лет выходил в качестве актера -
исполнителя детских и подростковых ролей на сцену Ленинградского Большого
драматического театра имени Горького в спектаклях Г.А. Товстоногова. Еще он был
ведущим детских и юношеских программ Ленинградского телевидения.
Ученик Михаила Ромма и Александра Столпера, Соловьев дебютировал в кино в 19 лет
сценарием документальной ленты «
Взгляните на лицо» (Ленинградская студия кинохроники). Тогда же фильм
был премирован золотой медалью Лейпцигского кинофестиваля (1963). С этого времени С.
Соловьев ведет счет своим профессиональным работам в кино. В 1968 году он с отличием
окончил ВГИК дипломным спектаклем по пьесе Ю. О’Нила «Луна для пасынков судьбы».
Дополнительными дипломными работами режиссера на экране стали короткометражные
фильмы по рассказам А.П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» в альманахе «
Семейное счастье» (1970).
Кинодраматург (автор более 20 пьес и сценариев), один из крупнейших российских
режиссеров современности, кинорежиссер высшей категории, Сергей Соловьев пришел
на «Мосфильм» в 1968 году, а спустя 35 лет закончил здесь свою 14-ю полнометражную
картину («
О
любви»).
Первая полнометражная картина Сергея Соловьева - экранизация пьесы А.М. Горького
«Егор Булычев и другие» с Михаилом Ульяновым в главной роли вышла в 1971 году. Дебют
режиссера на телевизионном экране состоялся год спустя фильмом «
Станционный смотритель» по повести А.С. Пушкина (с Никитой
Михалковым в главной роли). Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля
телевизионных фильмов - При-Италия «За выдающиеся художественные достоинства»
(1972) и главный приз «Евровидения» - «Приз Пасхального Воскресенья» (1972).
Возможно, собственное знаменательное начало, когда он еще школьником выступал на
сцене Ленинградского БДТ и работал на телевидении, сыграло свою роль в том, что
основным объектом внимания творчества Соловьева является «нежный возраст» (как
назвал он одну из своих картин) - от 12 до 25 лет. Этому яркому периоду человеческой
жизни посвящены его известные картины: «
Сто дней после детства» (1975), принесшая режиссеру Государственную
премию СССР, приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском
международном кинофестивале, золотую медаль на МКФ в городе Авелино (Италия) и
главный приз «Золотой Кеккиц» на Белградском всемирном кинофестивале «Фест-74»;
«
Спасатель» (1980, диплом Венецианского международного кинофестиваля); «
Наследница по прямой» (1982, золотая медаль кинофестиваля детских
фильмов в Салерно); экранизация повести Б. Ряховского «Чужая, белая и рябой» (1986,
Большой специальный приз жюри Венецианского МКФ).
Сценарии для своих картин Сергей Соловьев пишет самостоятельно (иногда в
соавторстве), по-новому прочитывая даже классические литературные
первоисточники. Экранизациями были все первые работы Соловьева: дипломные
короткометражки по А.П. Чехову «От нечего делать» и «Предложение», полнометражный
дебют по А.М. Горькому «Егор Булычев и другие», телевизионная картина «
Станционный смотритель». По А.П. Чехову также поставлены
Соловьевым «
Три сестры» (1994), «
О любви» (2003),
написан сценарий для фильма И. Дыховичного «Черный монах» (1988). Среди других
сценариев Сергея Соловьева - «
Тюремный
романс» (1993), «Бременские музыканты» (2000).
Особняком в фильмографии режиссера стоят совместные картины, снятые Соловьевым
за рубежом: в Японии - «
Мелодии белой ночи» (1976, с Комаки Курихара и Юрием Соломиным в главных
ролях) и в Колумбии - «
Избранные» (1983, с
Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич).
Но наибольшую известность принесли Соловьеву его «Три песни о Родине» -
легендарная «
Асса», саркастическая «
Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви»,
трагифарсовый «
Дом под звездным небом» с Михаилом Ульяновым в главной роли. После
шестилетнего перерыва, связанного с работой на посту председателя Союза
кинематографистов (1994-1997), в 2000 году Сергей Соловьев снял один из лучших своих
фильмов - «
Нежный
возраст», получивший главный приз «Золотая роза» на Открытом российском
кинофестивале «Кинотавр».
С середины 1990-х годов дожидается своего завершения получивший определенную
известность проект Сергея Соловьева «Иван Тургенев. Метафизика любви»,
рассказывающий историю любви русского классика и Полины Виардо (в свое время его
производство по финансовым причинам, к сожалению, было приостановлено).
Экранизация романа Л.Н. Толстого «
Анна
Каренина», о которой Соловьев мечтал всю свою жизнь, и в частности на протяжении
последнего десятилетия, наконец-то близка к осуществлению - в 2004 году по заказу
Первого канала (в сотрудничестве со Службой кинематографии при Министерстве
культуры РФ) начались съемки этой картины. С 1990 года Сергей Соловьев работает
режиссером-постановщиком и в театре. Он поставил три чеховские пьесы: со
студентами актерской мастерской ВГИКа - «
Три сестры» (1991), в Малом
театре - спектакль «Дядя Ваня» с Юрием Соломиным в главной роли (1992), в театре
Содружество актеров на Таганке - «Чайку» с Николаем Губенко в роли Тригорина
(1993).
С 1982 года Сергей Александрович ведет постоянную педагогическую работу сначала
как руководитель режиссерских мастерских на Высших курсах режиссеров и
сценаристов, а потом как руководитель режиссерских и актерских мастерских во
ВГИКе. С 1995 года - он профессор, выпустил более 10 мастерских, в том числе в 1987 году
специальный набор казахских кинематографистов, фильмы которых вскоре приобрели
огромную международную известность под названием «новой казахской волны». С.А.
Соловьев - президент кинопроизводящей компании «Синема лайн» («Линия кино»).
В течение последних 20 лет он - бессменный член правления киноконцерна
«Мосфильм».
С 1970 года по настоящее время в фундаментальных теоретических изданиях Сергей
Соловьев опубликовал около 100 работ по истории и теории кинематографии. С 1987 по 1995
год в сотрудничестве с ВГТРК выпустил 50 тематических передач по истории и
современности отечественного кинематографа в авторской телевизионной программе
«САС». Сергей Александрович - действительный член Национальной академии
кинематографических искусств и наук России, член Союза кинематографистов СССР
(России) с 1970 года, почетный академик Российской академии художеств. С 1991 по 1994 год
- председатель Московского Союза кинематографистов, с 1992 по 1997 год - председатель
Союза кинематографистов России, с 1993 по 1997 год - сопредседатель Союза
кинематографистов стран СНГ и Балтии, с 1990 по 1998 год - член коллегии Госкино
России, с 1996 по 1998 год - председатель Комиссии по кинематографии Комиссии по
культуре при Президенте Российской Федерации.
В течение последних 20 лет Сергей Соловьев неоднократно входил в жюри крупнейших
международных кинофестивалей класса «А», в том числе трижды был членом жюри
Венецианского кинофестиваля и дважды - кинофестиваля в Каире (Египет). В 1995-1997
годах - он президент XIX и XX Московского международного кинофестиваля. В настоящий
момент С.А. Соловьев является президентом (будучи также и его основателем)
Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», который с 2003
года проводится в городе Ханты-Мансийске.
Много лет подряд Сергей Александрович уже почти профессионально занимается
фотографией, глубоко увлечен русской литературой и поэзией, в частности
шедеврами Серебряного века; музыка, живопись также занимают огромную часть его
художественного внимания. Любя природу, он старается жить за пределами города.
Собирает некоторые редкие работы русской живописной школы - в частности
предметом его постоянного интереса является искусство русских крепостных. И не
только живопись, вся усадебная культура, созданная умом и талантом русских
крестьян...
Личная жизнь
Первой женой Соловьeва была актриса Екатерина Васильева . Много лет назад, впервые
увидев Васильеву, Сергей влюбился - не только в человека, но и образ. На третьем
курсе они поженились. Всe время обучения во ВГИКе все студенческие работы они
делали вместе. Вместе делили и трудности быта - прежде всего, безденежье. Но через 5
лет развелись, и каждый стал сам устраивать свою судьбу....
Вторым был брак с актрисой Марианной Кушнировой и в жизни Сергея появился сын -
Дмитрий Соловьёв , снявшийся в главной роли в фильме отца «
Нежный
возраст». Дмитрий умер 12 февраля 2018 года на 44-м году жизни от рака поджелудочной
железы.
Третья жена режиссера - актриса Татьяна Друбич . Они познакомились во время съемок
фильма "Сто дней после детства", режиссером которого был 28-летний Соловьев, а
главную роль исполняла 13-летняя Таня Друбич. 15 лет разницы в возрасте, женатый
мужчина и школьница, их страстный и нежный роман на фоне заката столь блюдущей
мораль Советской империи. Родители девочки пребывали в "тихом ужасе", а вот бывшая
жена Соловьева не молчала, жаловалась на него в горком партии. Увы, ничего не
помогло: в их жизни, как и в кино, любовь победила!
Но их творческий тандем продолжается: как и 30 лет назад, Сергей Александрович
никого другого не видит исполнительницей главных ролей в своих фильмах, кроме
Татьяны.. В результате брака с Татьяной Друбич 27 июня 1984 года появляется на свет
дочь Соловьева Анна Сергеевна, которая в 2006 году закончила высшую школу театра и
исполнительского искусства в Мюнхене факультет по классу фортепианино.
Ушёл из жизни 13 декабря 2021 года в Москве. Причина смерти - сердечный приступ.