Колосов Сергей Николаевич родился 27 декабря 1921 года в Москве.
Участник Великой Отечественной войны.
В 1948 - 1951 - ассистент режиссера ЦТСА.
В 1952 г. окончил режиссерский факультет ГИТИСа.
В 1952 - 1955 гг. - режиссер Театра сатиры.
С 1965 г. - художественный руководитель творческого объединения киностудии
«Мосфильм».
Дебютировал в кино в 1958 году фильмом «
Солдатское сердце». Известность Колосову принес телевизионный фильм
«Вызываем огонь на себя», за который он был удостоен премии Ленинского комсомола.
Это был один из первых отечественных многосерийных телефильмов. Впервые
телезрители в течение 5-ти вечеров были прикованы к голубому экрану. Этой картиной
режиссер положил начало новому жанру в отечественном кинематографе -
многосерийному телефильму. Вклад Колосова в этот жанр оказался весомым
(«Операция "Трест"», «
Раскол»).
Все его фильмы основаны на реальных событиях, в них широко использованы такие
специфические средства телевидения, как комментарий, интервью, репортаж.
Режиссер в своих работах поднимает остросоциальные вопросы, вызывающие
неизменный интерес у зрителей.
Преподавал в ГИТИСе. Академик Академии российского телевидения, академик
Российской академии кинематографических искусств "Ника", академик Национальной
академии кинематографических искусств и наук России, профессор.
Семья[/b]
Родился 27 декабря 1921 года в Москве.
Отец - Колосов-Маевский Николай Алексеевич (1893-1961).
Мать - Франк-Колосова Любовь Исидоровна (1893-1953).
Супруга - Касаткина Людмила
Ивановна (1925-2012), актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Сын - Колосов Алексей Сергеевич
(1958 г. рожд.), джазовый композитор и музыкант-исполнитель, историк и теоретик
джазовой музыки.
Внучки: Людмила (1984 г. рожд.) и Анна (2001 г. рожд.).
Детство[/b]
Родители С. Н. Колосова были классическими
российскими интеллигентами, для кого общественные интересы и интересы
культурные существовали нераздельно. Л. И. Колосова имела диплом юриста, свободно
говорила на нескольких европейских языках. Она устроилась на работу и затем до
конца дней своих трудилась в системе "культурных связей с заграницей"
(впоследствии ВОКС). Н. А. Колосов, хотя и не получил вузовского диплома, отличался
глубокой образованностью, широтой культурного кругозора. Он стал одним из видных
и авторитетных издательских работников Москвы.
Пристрастие родителей Сергея Николаевича к сцене сделало из них заядлых
театралов. Не пропускалась ни одна значительная премьера. Эти интересы привели
Сергея Колосова еще школьником в детскую театральную студию, а затем - в
молодежную секцию Театральной студии Бауманского районного Дома культуры города
Москвы. Первым наставником Колосова стал хорошо известный тогдашней театральной
Москве Сергей Владимирович Серпинский. Занятия у него дали Колосову первый
практический опыт и, кажется, вполне определяли будущее.
Война[/b]
Сергей Колосов, призванный 31 октября 1939 года на действительную военную службу,
стал участником начавшейся вскоре финской кампании. В начале февраля 1940 года, то
есть за месяц до окончания военных действий, в одном из боев на Карельском
перешейке С. Н. Колосов получил ранение. Длительное время провел в госпиталях.
После излечения в 1940 году был
направлен в Центральный театр Красной армии (ЦТКА), участвовал в народных в
спектаклях "Полководец Суворов", "Пархоменко", "Сон в летнюю ночь".
После эвакуации театра в Свердловск осенью 1941 года Колосов окончил офицерское
училище, воевал, готовил кадры. Демобилизован старший лейтенант Колосов был летом
1946 года.
Учёба. Любовь[/b]
Он поступает на режиссерский факультет
Государственного института театрального искусства (ГИТИС; с 1992 г. Российская
академия театрального искусства, РАТИ - ГИТИС). Конкурс на режиссерский факультет
в первом послевоенном наборе был огромный: 19 человек на место. Колосов стал
рядовым армии тех студентов, кто ходил на занятия в видавших виды сапогах,
гимнастерках, шинелях...
ГИТИС дал
Сергею Колосову на всю жизнь и крепкий профессионализм, и моральную закалку, и...
главного в этой жизни человека. Именно такими "навсегда главными людьми" друг для
друга стали Сергей Николаевич Колосов и Людмила Ивановна Касаткина - большой
режиссер и большая актриса.
Театр, работа на радио[/b]
Окончив ГИТИС, Колосов становится режиссёром и завлитом московского Театра
Сатиры. В 1954 году он выпустил комедиею Г. Филдинга "Судья в ловушке".
Параллельно с работой в Театре сатиры Колосов открывает для себя новые
творческие возможности, связанные с радиотеатром. Популярнейшей в то время
формой эфирного бытования пьесы был "Театр у микрофона". В 1952 году Колосов
осуществляет радиоверсию своего дипломного спектакля - по пьесе С.Л.Львова
«Наследники». Работа понравилась. Режиссеру предлагают продолжить
сотрудничество и создать на радио "Театр одноактной пьесы". Ставились пьесы
отечественных и зарубежных авторов - от В. Е. Ардова до М. Сервантеса ("Саламанкская
пещера").
В декабре 1954 года в судьбе Колосова произошел крутой поворот. Посмотреть "Судью в
ловушке" пришел директор "Мосфильма" знаменитый Иван Пырьев. Посмотрел и сразу
после спектакля начал массированную атаку на Колосова, уговаривая его перейти
работать в кино. Колосов согласился. На театральную сцену в качестве
режиссера-постановщика он выйдет почти через полвека - в марте 2001 года.
"Мосфильм"
С 1955 года судьба режиссера С. Н. Колосова связывается с киностудией "Мосфильм". А 10
лет спустя, в 1965 году, он станет бессменным художественным руководителем
Объединения телефильмов.
Как кинорежиссер Сергей Колосов дебютирует в 1957 году
телефильмом "Большое сердце", созданным в детской редакции на Шаболовке
(сценарий А. Н. Леонтьева по рассказу Б. А. Лавренева). В 1958 году он был занят
постановкой кинофильма "Солдатское сердце" (сценарий К. И. Рапопорта; премьера 22
февраля 1959 г. в кинотеатре "Колизей").
Затем он обращается к тому, что несет в себе синтез столь дорогого ему
театра и нового для него искусства кино. И сразу же в этом синтезе возникает
третья составляющая - телевидение. Первым результатом становится шекспировский
телефильм "Укрощение строптивой" (1961), поставленный Колосовым по собственному
сценарию. Колосов снимал в своем фильме - первом, принесшем ему настоящий успех, -
одну из самых знаменитых советских киноактрис. Ведь слава Людмилы Касаткиной
после премьеры фильма "Укротительница тигров" Н. Н. Кошеверовой и А. В. Ивановского
(1955) была просто невообразимой.
В 1962 году Колосов ставит телефильм "Кубинская новелла" (сценарий Г. А.
Боровика, прокат 1963). В этой ленте Колосов впервые вплотную, в совершенно новом
масштабе подошел к теме народа, поднявшегося на борьбу за свободу, за свое
достоинство.
Тема эта стала главной, когда в 1964 году, став истинным первопроходцем,
Колосов создает первый отечественный многосерийный телефильм "Вызываем огонь на
себя" (по О. А. Горчакову и Я. Пшимановскому). В 1965 году фильм выходит в прокат. В 1968
году получает премию Ленинского комсомола.
Успех Колосова-режиссера в 1966 году закрепляет телефильм "Душечка" (по
собственному сценарию на основе одного из проникновеннейших рассказов А. П.
Чехова).
1968
год. Снова премьера многосерийной ленты Колосова: на телеэкраны страны
входят 4 серии фильма "Операция “Трест”". В 1972 году появляется совместная
советско-финская постановка - телефильм "Свеаборг" (сценарий С. П. Колосова и П.
Ринтала). В 1975 году, когда Колосов вроде бы окончательно ушел в работу над
телекино, для "большого" экрана создается кинокартина совместного
советско-польского производства "Помни имя свое". Тема сохранения памяти
становится для Колосова в эту пору особенно значимой. Как, впрочем, и тема
очищения памяти от того наносного, чем засорили ее в послевоенные десятилетия. Об
этом - трехсерийный телефильм "Диалог" (1978).
В 1980
году завершается телефильм "Назначение" по А. М. Володину, где особенно интересно
сыграли свои роли А. А. Миронов и А. А. Калягин. 1982 годом фильм "Мать Мария", снятый С.
Н. Колосовым также по собственному сценарию (в соавторстве с Е. Н. Микулиной).
Фильм посвящен судьбе Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891-1945), замечательному поэту и
философу, представительнице младшего поколения поэтов русского Серебряного
века.
В 1984 году (выход на экраны 1985) появляется еще одна работа, тоже
о матери, - "Дороги Анны Фирлинг" по пьесе Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" -
великой пьесе о "частном человеке", озабоченном созданием своего счастливого
мирка.
В 1993 году Колосов завершает работу над 9-серийным фильмом "Раскол", посвященным II
съезду РСДРП, на котором возникли большевистское и меньшевистское течения в
русской социал-демократии. Фильм вышел на экраны в то время, когда всеобщим
занятием было менять прежние "плюсы" на "минусы" и наоборот.
Телеакадемия.
Преподавательская деятельность[/b]
В 1995 году создается Российская академия телевидения. И в первую группу
академиков, состоявшую из тех 12 человек, чей вклад в развитие отечественного ТВ
был сочтен наиболее значительным и бесспорным, учредителями избирается С. Н.
Колосов. Год спустя, в 1996 году, он становится лауреатом Национальной
телевизионной премии "ТЭФИ", первым и единственным среди кинорежиссеров
удостоившись формулировки "за личный вклад в развитие Российского ТВ".
Этот же 1996 год приносит и премьеру телефильма "Дневник профессора Готье", снятого
Колосовым в содружестве с оператором В. М. Климовым. В работе над этой лентой
соединились усилия мосфильмовского объединения телефильмов и телекомпании
НТВ.
В 2003 году С. Н. Колосов завершает давнее намерение, сняв с проверенными
соратниками - оператором Д. З. Фатхуллиным и художником Л. М. Платовым -
двухсерийный телефильм "Маска и душа" по одноименной книге Ф. И. Шаляпина.
Помимо режиссерской и организаторской деятельности С. Н. Колосов
многие годы занимался педагогикой. Преподавать он начал на Высших курсах
режиссеров и сценаристов (1968-1969), в группе, специально ориентированной на
подготовку режиссеров игрового телевизионного фильма.
В конце 1970-х годов С. Н. Колосов
преподает на факультете журналистики МГУ (кафедра телевидения и радиовещания).
С 1979 по 1993 год профессор С. Н. Колосов - художественный руководитель творческой
мастерской актерского факультета ГИТИС - РАТИ (совместно с Л. И. Касаткиной).
С.Н. Колосов награжден орденами
Трудового Красного Знамени (1986), Отечественной войны I степени (1945), «Знак
Почета» (1971), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1991), польским Серебряным
Крестом «Братства по оружию» (1945). Русская Православная Церковь наградила его к
80-летнему юбилею орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского (2001). В 1976 году
С.Н. Колосов и Л.И. Касаткина за фильмы удостоены почетного знака и звания «За
заслуги перед Польской культурой».
Ушёл из жизни 11 февраля 2012 года. Через 11 дней за ним последовала и любимая жена -
Людмила Касаткина умерла 22 февраля 2012 года...