Семён Соколовский родился в Нежине в семье Герша Соломоновича (1895-1957) и Елены
Григорьевны (1901-1963) Соколовских. Его детство и юность прошли в Донецке. Достигнув
восемнадцатилетнего возраста, в
1939 году Соколовский поехал в Москву и поступил на актёрский факультет
Московского городского театрального училища.
В 1942 году Краснопресненским райкомом комсомола был мобилизован на срочную
эвакуацию оборудования 21-го авиационного завода в Филях, а затем в составе
добровольческого комсомольского отряда направлен на строительство
оборонительных сооружений в город Ельня под Смоленском. В 1942-1943-х годах, продолжая
учёбу, работал в Москве в составе фронтовой театральной бригады, принимал участие
в обслуживании действующих армейских подразделений и населения Москвы.
Окончив училище в 1943 году, Семён Соколовский был принят в Московский театр имени
Ленинского комсомола. Через два года, после открытия Московского драматического
театра (с 1968 года - театр на Малой Бронной), перешёл в его труппу. Вся дальнейшая
творческая жизнь Соколовского была связана с этой сценой, где им сыграны десятки
разноплановых ролей: Николай («Поздняя любовь»), Ботвелл («Мария Стюарт»), дон Хуан
(«Девушка с кувшином»), Вихарев («Не в свои сани не садись»), Лавров («Потерянный
дом»), Эдди («Вид с моста»), Степан Грохот («Закон зимовки»), Николай Снегирёв
(«Человек из песни»), Гофф («Бруклинская идиллия»), Солёный («Три сестры»), Рябинин
(«
Человек со стороны»), Цыганов («
Варвары») и другие.
Лишь однажды Семён Григорьевич покидал Московский драматический театр, перейдя
на пять лет к Юрию Завадскому в театр имени Моссовета. Сыграл там Нури в
«Рассказах о Турции», Луку в «Любови на рассвете», Хаббарта в «Краже», Люсиндо в
«Хитроумной влюблённой», Алексея в «В нашем доме» и другие роли.
Представительный, статный он довольно часто играл иностранцев, аристократов,
социальных героев. Были в его багаже также характерные роли и отрицательные
персонажи. Он обладал широкой актёрской палитрой, мог интересно и достоверно
воплотить любой предлагаемый образ, для него практически не существовало
ограничений.
В кино Семёна Соколовского использовали чаще всего в ролях социально-бытовых
героев и героических персонажей. Среди его лучших киноработ: Варужан («
Песня первой любви»), Петров («Двадцать шесть бакинских комиссаров»),
Савинков («
Чрезвычайное поручение»), Фанас Гагу («
Красная
метель»), Мортимер («
Цирк зажигает огни»), Пекарский («
И снова
Анискин»). Игре Соколовского были присущи импульсивность, драматизм,
склонность к внутреннему психологическому рисунку.
В театре Семён Григорьевич вёл большую шефскую работу, являлся членом
художественного совета. Состоял во всесоюзном обществе «Знание», занимался
концертной деятельностью.
Соколовский был дважды женат, но оба брака были недолгими. Первая его супруга Вера
Владимировна работала старшим экономистом на Московском радиозаводе. От брака с
ней родился сын Валерий, работавший впоследствии оперуполномоченным в 1-м отделе
МУРа. Вторая жена - актриса Наталия Павловна Медведева .
В 1990 году Семён Григорьевич ушёл из театра на пенсию. Последние годы жизни провёл
в Доме ветеранов кино в Матвеевском.
Рассказывали, что уже тяжело больной он приходил в знаменитый ресторан ВТО,
заказывал водку, закуску и ждал собеседников. «Сеня, - спросил его как-то
композитор Алексей Чёрный, - тебе же нельзя, зачем ты сюда ходишь?». И он отвечал: «А
где мне ещё скажут, что я гений?».
Семен Соколовский умер 28 сентября 1995 года в Московском Доме ветеранов сцены.
Похоронен на Донском кладбище.