Детство и юность
Рэндолф Скотт родился в Орандж-Кантри (административный район штата Вирджиния) в
семье Джорджа Скотта, административного инженера текстильной фирмы и Люсиль
Крэйн Скотт, происходящей из богатой и влиятельной семьи Северной Каролины. Хотя
Скотт был рожден в Вирджинии, семья его жила в штате Северная Каролина, где он и
вырос. Финансовое положение семьи позволило юному Рэндолфу учиться в престижных
частных школах, таких как «Вудбери Форест». С юности Скотт добился хороших
успехов в спорте, в таких видах как атлетика, футбол, бейсбол, скачки и плавание.
В апреле 1917 года США вступили в Первую Мировую войну. Вскоре после этого,
девятнадцатилетний Скот был призван в армию и служил во Франции в американских
частях в качестве артиллерийского наблюдателя. Опыт военного времени очень
пригодится ему в его более поздней актерской карьере, в том числе
профессиональное умение владеть оружием и верховой езды. После окончания войны
Скотт остался во Франции, где был зачислен в офицерскую артиллерийскую школу.
После того, как его комиссовали, он решает вернуться в Америку.
После военной карьеры Скотт продолжил свое образование в Технологическом
Университете Джорджии, где стал местной достопримечательностью, как
«все-американский» футболист (ежегодная почетная спортивная команда,
составленная из лучших игроков сезона, конкретно для каждой командной позиции).
Однако стать профессионалом ему помешала серьезная травма спины. Он перевелся в
Университет Северной Каролины, но бросил его и устроился на работу в качестве
бухгалтера в текстильную фирму, где работал его отец.
Голливуд
В 1927 Скотт решил поехать в Лос-Анджелес, чтобы попытаться сделать карьеру в
индустрии «движущихся картинок». К счастью отец Скотта был знаком с Говардом
Хьюзом и дал сыну рекомендательное письмо, чтобы тот смог представиться
эксцентричному миллионеру. Хьюз, в ответ на письмо, пристроил отпрыска знакомого
на небольшую роль к режиссеру Джорджу О'Брайену в фильм «Sharp Shooters» (1928). Так, в
ближайшие несколько лет, Скотт участвовал в небольших ролях, в том числе с
Ричардом Бартелмессом в «Weary River» (1929) и в «Вирджинце» (1929) с Гэри Купером. По общему
мнению, Скотта взяли учителем для Купера, чтобы он научил Гэри южному диалекту, а
заодно сняли в небольшой роли.
По рекомендации Сесила Б. ДеМилля Скотт также получил так необходимый ему
актерский опыт в стенах «Пасадена Playhouse» (театральное общество, через которое
прошли многие актеры Голливуда). К числу ролей этого театрального периода
относятся: министр в пьесе «Господа, займите места», дворецкий - в «Нелли, красивая
модель», Метеллус Кимбер в шекспировском «Юлии Цезаре», Гектор Меллоун в пьесе
Бернарда Шоу «Супермен и человек». В 1931 году после нескольких второстепенных
ролей в кино Скотт сыграл свою первую роль с Салли Блэйн в фильме «
Women Men Marry». Далее следует фильм на
студии «Warner Bros.» «
A
Successful Calamity» с Джорджем Арлиссом. В 1932 году Скотт уже играл в Голливудском «Vine
Street Theatre», ему стали поступать предложения от крупных студий. Вскоре Скотт
подписал семилетний контракт с компанией «Paramount Pictures» с оплатой от $ 400 в неделю.
Его первая небольшая роль на этой студии была в комедии «Sky Bride» (1932) с Ричардом
Арленом и Джеком Оуки. После этого, однако, Paramount доверили ему главную роль в
вестерне «
Heritage of the
Desert» (1932), это первая его значительная роль стала решающей для Скотта в
определении амплуа - героя вестернов. Далее он снялся в 10 вестернах класса «Б»,
основанных на довольно-таки свободной адаптации романов Зана Грея. Первый фильм
«
Heritage of the Desert» был
дебютом режиссера Хенри Хэтэуэя, который снял семь лент из 10-ти, в которых
снимался Скотт. Многие из этих фильмов были римейками снятых ранее немых фильмов.
В попытке сэкономить на издержках производства, Paramount использует кадры из немых
версий и даже нанимают одних и тех же действующих лиц, таких, как Реймонд Хаттон и
Ноэль Бирр, чтобы они повторили свои роли. Для фильмов «The Thundering Herd» и «
Man of the Forest» Скотту
покрасили волосы в темный цвет и он отпустил аккуратные усы, для того, чтобы он мог
походить на звезду немого кино Джека Холта.
В период его работы над этой серией он попутно снимается в нескольких фильмах
других жанров. «Горячая суббота» (Hot Saturday, 1932) вместе с Ненси Кэрролл и Кэрри
Грантом, «Здравствуйте, все!» (Hello, Everybody!, 1933), «Умереть молодым человеком» (Go West, Young
Man, 1936). Paramount также сняла его в двух, довольно-таки сильных, фильмах «Убийство в
зоопарке» (Murders in the Zoo, 1933) с Лионелем Этвиллом и в «Сверхъестественном» (Supernatural, 1933)
с Кэрол Ломбард. Иногда студия "сдает" его другим производителям, например
Коламбии для производства романтической комедии класса «А» - «Час коктейля» (Cocktail
Hour,1933), в которой он снялся в небольшой роли с Бэбэ Дэниэлс. В 1935 году Скотт уже
прочно обосновался в вестернах как популярный актер кино и после «
Rocky Mountain Mystery» (1935) его переводят из
класса «Б» в звездный статус.
В течение 1935-36 Скотт снимается в 4-х картинах «RKO Radio Pictures». Два из них в мюзиклах с
Фредом Астером и Джинджер Роджерс («
Роберта» и «
Следуя за флотом»). В этих фильмах он сыграл приятеля героя Астера. Два
других были одними из лучших фильмов в карьере Скотта «Деревня сказок» (Village Tale,
1935) - трогательная мелодрама о маленьком городке сплетников и лицемеров режиссера
Джона Кромвеля и «
Она» (She, 1935) - превосходная приключенческая фантазия адаптированного
романа 1886 года Рейдгара Хаггарда. В 1936 году Скотт снимется в еще одной
приключенческой классике другого знаменитого писателя Фенимора Купера
«Последний из могикан» (The Last of the Mohicans). Большой хит в свое время, фильм только
прочно закрепил за Скоттом статус ведущего актера. На Парамаунте же он снялся «Go
West, Young Man» (1936) с Мэй Уэст у режиссера Хенри Хэтэуэя, «
Так красна
роза» (So Red the Rose, 1936) с Маргарет Салливан у режиссера Кинга Видора, и «
Высокий, широкоплечий и красивый» (High, Wide,
and Handsome, 1937) - это последний музыкальный фильм режиссера Рубена Мамуляна.
В 1938 году его контракт с Paramount закончился и Скотт ушел в «свободное плавание. Из-за
его южного происхождения он был рассмотрен на роль Эшли в «Унесенных ветром», но,
в конечном итоге, роль ушла к Лесли Ховарду. Дважды он снимался с Ширли Темпл на
студии «20th Century Fox» в фильмах «Реббека с фермы Саннибрук» (Rebecca of Sunnybrook Farm, 1938) и
«Susanna of the Mounties» (1939). В 1940 году Скотт играет вместе с Эроллом Флинном в «Вирджинии
Сити» (Virginia City) и с Кэрри Грантом и Ирен Данн в комедии «
Моя
любимая жена» (My Favorite Wife). В 1941 году Скотт вернулся к экранизации Зана Грея и
снялся вместе с Робертом Янгом в цветном фильме Фрица Ланга «
Вестерн
Юнион» (Western Union), в котором сыграл «хорошего, плохого человека» и его прекрасное
исполнение было отмечено критикой. Нью-Йорк Таймс писала о нем: «Рэндолф Скотт,
чьи действия все больше и больше похожи на игру Уильяма Харта, здесь сыграл
наиболее заметного и подлинного персонажа из своей карьеры как разведчика
скаута». Также в 1941 году Скотт сыграет с начинающей актрисой Джин Тирни в другом
вестерне «Belle Star». И в фильме «Universal» «
Негодяи» (The Spoilers) снимется с
Джоном Уэйном и Марлен Дитрих о временах Аляскинского золотого бума, где отлично
сыграет настоящего злодея. Кульминация фильма (драка Уэйна и Скотта) была одной из
самых зрелищных потасовок, в которых Скотт снимался. Комбинация троих артистов
работала так слаженно, что эту троицу Уэйн-Скотт-Дитрих сняли вместе еще в одном
примечательном фильме «Питсбург» (Pittsburgh) на «Universal» в следующем году. В 1943 году
Скотт уже для «Columbia Pictures» снимается в фильме «The Desperados» у продюсера Гэрри Джо
Брауна, с которым, несколько лет спустя, он стал бизнес-партнером.
Вскоре после того как США вступили во Вторую Мировую войну Скотт пытался
поступить в войска морских пехотинцев, но из-за травмы спины, полученной ранее его
не взяли. Тем не менее, он участвует в гастролях с комедийными постановками с Джо
ДеРита (который впоследствии стал членом The Three Stooges) и поставляет продовольствие
для правительства со своего ранчо.
В 1946 году после роли в фильме «Город Абелин» (Abilene Town), снятой на RKO, в котором он
сыград классического бесстрашного стража порядка, очищающего город от
беззакония, он переходил из одного вестерна в другой. Фильм «зацементировал
Скотта в амплуа героя-ковбоя» и с этого момента все кроме двух фильмов были
исключительно вестернами, но в конце 1940-х каждый фильм имел бюджет не менее
миллиона долларов США! Судьба вновь свела его с продюсером Гэрри Джо Брауном и
вместе они начинают создавать многие вестерны, в которых играет Скотт. В конце 1940
и начале 1950-х годов Скотт в основном снимался для «Columbia» или «Warner Bros.» и его оплата
за последние картины была по $ 100 000 за картину. Это были фильмы «Форт Уорт» (Fort Worth),
«Человек в седле» (Man in the Saddle), «Карсон Сити» (Carson City) все в 1951 и «
Hangman's Knot», «Man Behind the Gun», «The Stranger Wore a Gun»
и «
Thunder Over the Plains» в
1952 году.
В 1962 Скотт снялся в последнем фильме «
Скачи по высокогорью» (Ride the High Country), в фильме, который сегодня считается
классикой. Он снялся с другой звездой вестернов 1940-х с Джоэлом МакКри. Скотта и
МакКри в этом последнем вестерне характеризуют ностальгические чувства ухода
Старого Запада, забота о мужской дружбе, отношений и передаче опыта, о растущей
пропасти между молодыми и старыми, и растущее опасение о «Hammonds» (негодяи в фильме),
которые вырождаются в жестокие и порочные формы. В этом фильме Скотту уже было 64
года. Откровенно говоря, Скотт уже давно мог не сниматься, поскольку
проницательно сделанные в свое время инвестиции принесли ему состояние,
оценивающееся в $100 миллионов, но он снимался, поскольку был настоящим
профессионалом экрана.
Жизнь вне Голливуда
После своего ухода с экрана он, по-прежнему, оставался в близких дружеских
отношениях с Фредом Астером и преподобным Билли Грэмом. Его сын Кристофер
характеризовал его как глубоко религиозного человека. Он был членом
Епископальной церкви Святого Петра в Шарлоте, Северная Каролина, где и был
погребен, после своей смерти. Умер Скотт от сердечно-легочных заболеваний
(несколько раз в конце жизни он был госпитализирован с жесточайшей пневмонией) в
1987 году в возрасте 89 лет.
Скотт был дважды женат. Первый брак состоялся в 1936 году, когда он стал вторым мужем
наследницы Марион Дю Пон, дочери Вильяма Дю Пона старшего и внучкой великой
Элеутер Ирен Дю Пон де Немоурс, основательницы «Дюпон и компания». Но они
настолько мало времени проводили вместе, что брак через три года распался.
В 1944 году Скотт женился на Патрисии Стиллмэн, с которой они усыновили двоих детей,
сына Кристофера и дочь Сандру. Брак длился 43 года до смерти Рэндолфа.
Скотт был в романтических связях с Лупе Велез, Салли Блэйн, Клэр Тревор и Дороти
Ламур.
В 1975 году он был занесен в «Зал Славы Вестерна» в Национальном Ковбойском и
Наследие Вестерна Музее в Оклахома-сити, штат Оклахома. Ну и конечно имеет звезду
на Голливудской Аллее Славы.
Мультимиллионер в результате хитрых инвестиций, Скотт провел оставшиеся годы,
играя в гольф и избегая дел киноиндустрии. Он умер от сердечно-легочных
заболеваний (несколько раз в конце жизни он был госпитализирован с жесточайшей
пневмонией) в 1987 году в возрасте 89 лет.