Дж. Кэррол Нэш, полное имя Джозеф Патрик Кэррол Нэш (англ. Joseph Patrick Carroll Naish) -
американский актёр, наиболее известный своими ролями в фильмах 1930-50-х годов.
Ранние годы жизни и начало карьеры
Дж. Кэррол Нэш родился 21 января 1896 года в Нью-Йорке. Он происходил из очень
уважаемого рода ирландских политиков и государственных служащих, корни которого
уходят на 750 лет в графство Лимерик. Отец Нэша, Патрик Нэш, который эмигрировал из
Ирландии около 1890 года, был племянником лорда-канцлера Ирландии Джона Нэша,
который занимал этот пост в 1885-1886 годах. Нэш рос в ирландской общине
манхэттенского района Йорквилл, где бросал одну школы за другой. В 14 лет Нэш бежал
из католической школы, чтобы стать певцом, затем некоторое время выступал в
детской театральной труппе. С началом Первой мировой войны Нэш записался в
военно-морской флот, но был уволен, затем получил новое назначение и в составе
авиационной секции войск связи летал с заданиями во Франции, закончив войну в
Париже. После окончания войны Нэш в течение нескольких лет скитался по Европе,
занимаясь случайной работой, иногда выступая в качестве певца и танцора в кафе. За
это время он овладел восемью языками, на шести из которых говорил свободно. Как
отметил историк кино Хэл Эриксон, «благодаря своим путешествиям Нэш смог впитать
в себя языки, диалекты и обычаи многих наций и народов».
В 1926 году на торговом корабле Нэш добрался до Калифорнии, где переходил с работы
на работу, и в итоге стал играть в голливудской массовке. После нескольких
киноролей в качестве каскадёра и эпизодических ролей, он дебютировал на сцене в
качестве дублёра в гастролирующей труппе, выступавшей с бродвейским хитом
«Жестокий Шанхай». В течение последующих лет он продолжал выступать в составе
труппы, зарекомендовав себя как надёжный театральный актёр. После возвращения
труппы в Нью-Йорк в 1929 году Нэш сыграл на Бродвее в сатирическом спектакле «Съезд
воров» (1929), а затем поехал в Калифорнию, чтобы сниматься в кино.
Карьера в кино в 1930-1971 годах
В 1930 году Нэш появился в четырёх фильмах (трижды - без упоминания в титрах), а уже
два года спустя сыграл в своём первом крупном фильме, криминальной мелодраме о
войнах китайских банд в Сан-Франциско под названием «Наёмный убийца» (1932),
исполнив роль отца главной героини (Лоретта Янг ). Как отметил Дэвид Анделман в
«Нью-Йорк Таймс», «это был первый из множества фильмов, где Нэшу пришлось играть
носителя другого языка - он сыграл пожилого китайского бизнесмена, который
получил топором между лопатками».
В том же году в криминальной мелодраме «
Чудовище
города» (1932) он сыграл подручного гангстера, который решает совершить
ограбление в обход своего босса, что приводит к трагическим последствиям. А в
криминальной мелодраме «
Две секунды» (1932) Нэш
исполнил значимую роль аморального директора танцевального клуба,
эксплуатирующего свою порочную танцовщицу (Вивьен Осборн), которую в итоге
убивает её обезумевший муж (Эдвард Дж. Робинсон ). Как написал кинокритик «Нью-Йорк
Таймс» Мордант Холл, «Робинсон создаёт потрясающе сильный образ», также высоко
оценив и игру Фостера, Осборн и Нэша. Далее, как отметил Анделман, Нэш запомнился в
ролях пирата Кахузака в приключенческом экшне «
Одиссея капитана Блада» (1935) с Эрролом Флинном в главной роли и
главаря туземного племени Куасы в приключенческой мелодраме «Её любовь в
джунглях» (1938) с Дороти Ламур , а также в роли солдата французского Иностранного
легиона по имени Расинофф в приключенческом боевике с Гэри Купером «
Красавчик Жест» (1939). В киносериале из 15 эпизодов «
Бэтмен» (1943) Нэш был
классическим злым гением, японским доктором Тито Дака, который для создания
собственного супероружия планирует похитить государственные запасы радия. На
следующий год в фантастическом хорроре «
Дом
Франкенштейна» (1944) Нэш сыграл заметную роль горбатого ассистента безумного
учёного, доктора Нимана (Борис Карлофф ), который собирается создать новое
чудовище.
Как отмечено на сайте Turner Classic Movies, в 1943 году после многочисленных ролей злодеев и
гангстеров Нэш впервые добился серьёзного признания критики благодаря военной
драме «
Сахара» (1943) с Хамфри Богартом в главной роли. В этой картине Нэш в роли
итальянского заключённого Джузеппе запомнился прежде всего произнесением
пронзительной политической речи, обличающей итальянский фашизм. Роль в этом
фильме принесла актёру номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. В 1945
году вышла мелодрама «Медаль для Бенни» (1945) о жизни в тихом рыбацком посёлке в
военное время, роль в которой принесла Нэшу высокие оценки критики, а также вторую
номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус» за роль второго плана. Кинообозреватель
«Нью-Йорк Таймс» Босли Краузер выделил среди прочих игру Нэша в этом фильме,
написав, что он создаёт «тёплый и колоритный образ в роли неграмотного отца
Бенни». Год спустя в мелодраме «
Юмореска» (1946) Нэш предстал в
образе бедного доброжелательного отца, сын которого становится знаменитым
скрипачом (Джон Гарфилд ) благодаря покровительству богатой дамы (Джоан Кроуфорд
).
В 1950-е годы Нэш неоднократно снимался в вестернах, сыграв как юнионистского
генерал-лейтенанта Филипа Шеридана в классическом фильме Джона Форда
«Рио-Гранде» (1950) с Джоном Уэйном в главной роли, так и индейского вождя по имени
Сидящий Бык в комедии «
Энни получает ваше оружие» (1950) и вестерне «Сидящий бык» (1954). В
этот период Нэш также сыграл в таких фильмах нуар, как «
Стычка в ночи»
(1952) в роли доброго дяди сурового рыбака, «Секреты Нью-Йорка» (1955), где он был правой
рукой крупного нью-йоркского гангстера и «
Жестокая суббота» (1955), где он был одним из членов банды грабителей.
В 1961 году Нэш сыграл в криминальной мелодраме «Сила импульса» (1961), после чего на
долгие годы сосредоточился на телевидении. Однако в 1970 году продюсер Эл Адамсон
уговорил Нэша сняться в сверхдешёвом фильме ужасов «
Дракула против Франкенштейна» (1970). В этой картине
Нэш сыграл роль безумного учёного, который убивает молодых женщин, чтобы
воссоздать творение своего предка, доктора Франкенштейна. Его ассистента сыграл
Лон Чейни мл. , для обоих актёров это были их последние роли в кино. Тем не менее, по
мнению Хэла Эриксона, «даже обременённый плохими вставными зубами, очками с
выпуклыми стёклами и креслом-качалкой, Нэш смог переиграть весь остальной
актёрский состав».
Карьера на радио, в театре и на телевидении в 1950-1960-е годы
Как пишет Анделман, «обычным американцам (середины 20 века) имя Нэша было более
известно благодаря радио». В 1948 году корпорация Columbia Broadcasting System запустила
комедийный радиосериал «Жизнь с Луиджи», в котором Нэш исполнял заглавную роль
осевшего в Чикаго итальянского эмигранта, который наблюдает и комментирует
американскую жизнь вокруг него. Шоу шло до 1953 года, а в 1952 году в течение четырёх
месяцев выходило как телесериал на канале CBS. Хотя многие критики отмечали, что
сериал способствовал улучшению понимания итальянских ценностей и итальянского
образа жизни в американском обществе, телевизионный критик «Нью-Йорк Таймс» Джек
Гулд назвал телесериал «бессмысленной и неумной шарадой без вкуса и
убедительности».
В 1955-56 годах Нэш вернулся на Бродвей, чтобы сыграть в шоу, составленном из двух
одноактных пьес Артура Миллера - «Вид с моста/Память о двух понедельниках».
Критики обратили внимание на умелую передачу Нэшем иностранных акцентов, когда в
первой пьесе он сыграл немецкого иммигранта, а во второй - итальянского
адвоката.
Позднее он вернулся на телевидение, сыграв несколько драматических ролей, в
частности, роль игрока в телепостановке по пьесе Максвелла Андерсона «Риф Ларго»,
которая вышла в рамках телеальманаха «Час от „Алкоа“» на NBC (1956). В 1957 году Нэш
играл заглавную роль детектива китайской национальности в 39 эпизодах сериала
«Новые приключения Чарли Чена» (1957), а в 1960 году сыграл комедийную роль индейца в
ситкоме «Вперёд, на гостей». В 1960-е годы Нэш сыграл в таких популярных
телесериалах, как «
Караван
повозок» (1959-60), «
Неприкасаемые» (1960), «
Шоссе 66» (1963), «
Правосудие Берка» (1964), «
Я мечтаю
о Джинни» (1965), «
Напряги извилины» (1968) и «Бонанза» (1968).
Актёрское амплуа и анализ творчества
Дэвид Анделман в «Нью-Йорк Таймс» описал Дж. Кэррола Нэша как характерного
«актёра кино, телевидения и театра, который за время своей карьеры, охватившей
более 30 лет, сыграл более чем в 250 фильмах, зарекомендовав себя как специалист по
иностранным языкам и диалектам». Хотя Нэш был чистокровным ирландцем, который
родился в Нью-Йорке, благодаря своим смуглым чертам лица, чёрным волосам и тонким
усикам, а также таланту к языкам, он «играл в кино представителей практически всех
национальностей - итальянцев, японцев, хинду, арабов, китайцев, евреев и
мексиканцев - каждую национальность, кроме собственной ирландской». Эриксон
также отметил, что «Нэш процветал в первые годы звуковых картин благодаря
владению неограниченным разнообразием иностранных диалектов. В разное время он
был китайцем, японцем, французом, полинезийцем, португальцем, итальянцем, немцем и
коренным американцем, сыграв Сидящего Быка в одноимённом фильме 1954 года». Нэш был
в этом настолько хорош, что Time Magazine однажды назвал его «голливудскими
объединёнными нациями в одном лице».
Как отмечено в биографии актёра на Turner Classic Movies, «Нэш начал свою плодотворную
кинокарьеру в момент перехода немого кино в звуковое,... став легендой благодаря
владению широким спектром иностранных акцентов». В 1930-40-е годы Нэш делал по 30
фильмов в год, и, по словам Анделмана, «в 1940-е годы было не редкостью увидеть его на
сдвоенных киносеансах сначала как доброго итальянского уличного торговца в
первом фильме и как распутного старого грабителя женщин и детей - во втором». По
словам, Анделмана, «он играл итальянцев и мексиканцев настолько часто, что его
поклонники пришли к заключению, что этот темноволосый коренастый актёр с тонкими
латинскими усиками принадлежит к одной из этих двух наций. Такое допущение его
бесконечно смущало».
По словам Эриксона, «многие из его ролей были по природе отрицательными (в конце
1930-х годов на студии Paramount он был гангстером практически в каждом фильме категории
В). Тем не менее, обе его номинации на „Оскар“ были за положительные роли -
трагическую роль итальянского военнопленного в „Сахаре“ (1943) и неимущего
мексиканского отца умершего героя войны в „Медали для Бенни“ (1945)». Как отметил
Анделман, за время своей карьеры, «охватившей более 30 лет, Нэш играл роли второго
плана при каждом крупном актёре от Хамфри Богарта до Сэла Минео », а «его лицо
было одинаково знакомо как кинозрителям 1930-40-х годов, так и телезрителям вплоть до
1970-х годов, при том, что его имя вплоть до смерти оставалось неизвестным для
зрителей».
Личная жизнь
В 1929 году Нэш женился на актрисе Глэдис Хини, с которой прожил в браке до своей
смерти. В 1931 году у них родилась дочь Кэрролл Элейн Нэш.
Смерть
Дж. Кэррол Нэш умер 24 января 1973 года в больнице Ла-Хольи, Калифорния, от эмфиземы в
возрасте 77 лет.