Ричард ЛЕСТЕР (Lester) родился 19 января 1932 года в Филадельфии.
Окончил Пеннсильванский университет, после чего сочинял эстрадную музыку, пел в
ансамбле, работал на телевидении. В 1954 покидает США и после странствий по Европе в
1956 оседает в Англии, где создает на телевидении комедийные программы, из которых
наибольшую популярность получили «Идиотские шоу» с Питером Селлерсом,
строящиеся на юморе абсурда.
С Селлерсом же снимает свой первый короткометражный «Бегущий, скачущий и
спокойно стоящий фильм» (The Running, Jumping And Standing-Still Film, 1960), определивший эстетику
дальнейших работ Лестера: сюжет, где каждый эпизод строится на трюке или
комической репризе, необычные ракурсы, рваный стремительный монтаж,
сюрреалистический юмор, важная роль музыкальных номеров.
Первый фильм, создавший Лестеру имя, - «Вечер трудного дня» (A Hard Day's Night, 1964),
запечатлел четверку «Битлз» то опаздывающими на концерт, то бегущими от
назойливых почитательниц, то во время выступлений и репетиций. Используя приемы
телевизионного монтажа рекламы и развлекательных программ, режиссер во многом
предвосхитил эстетику музыкальных видеоклипов 80-х годов.
«
Сноровка» (The Knack, And How To Get It, 1965), нехитрая история о юной провинциалке,
нашедшей друзей и любовь в «свингующем Лондоне» 60-х годов, благодаря своим
техническим новациям стала характернейшим примером «молодежного стиля» и
заслужила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Максимальное
приближение к форме видеоклипа в рамках полнометражной эксцентрической комедии
достигнуто режиссером в фильме «
На помощь!» (Help!, 1965).
«
Как я выиграл войну» (How I Won The War, 1967), антивоенная сатира чрезвычайно
популярного в те годы Брехта, театрализованный стиль которой построен на
«эффекте остранения», «
Жилая комната»
(1969) - сюрреалистическая фантазия на темы ядерного апокалипсиса.
Дальнейшее творчество Лестера в разных жанрах от триллера и вестерна до
крупнобюджетной фантастики не столь эксцентрично, хотя и сохраняет определенную
долю юмора по отношению к персонажам, например, в трилогии о мушкетерах по романам
А. Дюма «
Три мушкетера»
(The Three Musketeers, 1974); «
Четыре
мушкетера» (The Four Musketeers, 1975); «
Возвращение мушкетеров» (The Return Of The Musketeers, 1989).