Добро пожаловать на торрент трекер TrackerOk - Старые традиции в новом времени! Самые новые фильмы, музыка, игры, софт. В подарок 10 Гб новому пользователю. Регистрируйтесь и Заходите – не пожалеете!
Добавлены новые темы оформления. Добавлено новое радио в чате. Добавлены актеры в описании к фильмам и фильмы, которые есть на сайте в биографии актеров. Обновлен файлообменник. Добавлена возможность отключить чат.
 
Привет, Гость
Войти на сайт
Регистрация
Восстановить Пароль

  Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)  
 
Нет релизов к показу
 
     

Персоны кино:

Узеир Гаджибеков

Искать раздачи: Узеир Гаджибеков
Узеир Гаджибеков

Узеир Гаджибеков

Узеир Гаджибеков

Узеир Гаджибеков

17

Краткая биография


Имя: Узеир Гаджибеков
Дата рождения: 18 сентября, 1885 | дева
Место рождения: Агджабеди, Шушинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя
Дата смерти: 23 ноября, 1948 | 63 года
Место смерти: Баку, СССР
Карьера: Сценарист, композитор
Жанр:мюзикл,комедия,мелодрама
Супруга: Малейка-ханум Терегулова
Семья: Султан Гаджибеков (племянник)



Биография


Узеи́р Абду́л-Гусе́йн оглы́ Гаджибе́ков (азерб. اوزئییر حاجیبَیاوو, Üzeyir bəy Əbdülhüseyn oğlu Hacıbəyov; 1885-1948) - азербайджанский советский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1938).

Основоположник современного профессионального музыкального искусства Азербайджана. Действительный член АН Азербайджанской ССР (1945), профессор (1940), ректор Азербайджанской государственной консерватории (1928-1929, 1939-1948), председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР (1938-1948), депутат ВС СССР 1-го и 2-го созывов (1937, 1941). Член ВКП(б) с 1938 года. Автор гимнов Азербайджанской ССР и гимна Азербайджана. Автор первой оперы во всём исламском мире.

Узеир Гаджибеков родился 5 (18) сентября 1885 года (согласно БСЭ - 17 сентября)в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Имел три брата и две сестры. Его брат Джейхун Гаджибейли подписывался псевдонимом Дагестани в честь своих предков - выходцев из Дагестана. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, являвшийся одним из крупнейших центров азербайджанской культуры, где и вырос Гаджибеков. Отец будущего композитора долгое время был личным секретарём известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана - Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Мать Узеира - Ширин Аливердибекова воспитывалась в доме поэтессы, а дедушка композитора и Натаван были молочными братом и сестрой.

Знакомство с Натаван открыло перед юным Узеиром дорогу в лучшие музыкальные сообщества - „меджлисы“ Шуши. В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах. В театральной постановке 1897 года „Меджнун на могиле Лейли“ (эпизод из любовного дастана „Лейли и Меджнун“) Абдуррагима Ахвердиева и Джаббара Каръягдыоглы, 13-летний Узеир пел в сопроводительном хоре.

Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался в учительской семинарии в городе Гори. В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым (дед певца Муслима Магомаева). В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1905 году Узеир Гаджибеков преподавал в Баку, в Биби-Эйбатской школе, а затем в школе „Саадат“, где он обучал азербайджанскому языку, математике, географии, истории, а также русскому языку. Тогда же он поступил на работу переводчиком в газету „Хаят“, затем сотрудничал с газетой „Иршад“. В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе у А. А. Ильинского (сольфеджио - у Н. М. Ладухина, гармония - у профессора Н. Н. Соколовского), после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти (1914). Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. Магомаеву:

ДОРОГОЙ МУСЛИМ!

С 21 июня мы уже в Железноводске. Малике начинает лечиться, а я начал учиться на фортепьяно. Я здесь нашёл учительницу, которая дает мне 3 урока в неделю и каждый день пользование роялем, всего за 15 рублей в месяц.

Будучи ещё в Баку, мы с [.........] вздумали поехать в Шушу и давать там представления; зная, что часть нот у Вас на квартире, мы с Малике зашли к Вам на квартиру и взяли ноты; но шушинское дело не состоялось, ноты у Джамала. Наши переехали в сады Маштаги. Напиши, когда поедешь в Баку. Напишу и я перед отъездом в Москву. Сообщи о здоровье Макки, как Вам там живется? Нам здесь не особенно скучно, иногда разъезжаем по группам.

Передай от Малике и меня поклоны Бадюш, маме, Джамуль, Макке и всем знакомым.

Твой Узеир.
3 июля 1912 года.
Железноводск.
Инженерный переулок, дача № 9.

В период с 1914 по 1918 годы Гаджибеков являлся редактором, а затем владельцем газеты „Йени игбал“, позже был редактором газеты „Азербайджан“. В период с июня по сентябрь 1918 года он руководил гастрольной поездкой азербайджанских оперных артистов в иранские города Энзели и Решт. В 1920 году в Азербайджане установилась советская власть. Композитор в том же году представил в Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР доклад о необходимости открытия музыкальной академии и народной консерватории, а также о передаче им зданий бывших музыкальных школ. В последующие годы Узеир Гаджибеков руководил созданной по его инициативе Азербайджанской тюркской музыкальной школой. В 1925 году его избрали депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся, а в следующем году он стал проректором Азербайджанской государственной консерватории.

В 1931 году Узеир Гаджибеков организовал оркестр народных инструментов, а в 1936 - государственный хор. 7 мая 1938 года Узеир-бек подал заявление о приёме в партию, и ЦК КПСС, ввиду его заслуг, по ходатайству ЦК КП Азербайджанской ССР, в качестве исключения, принял Узеира Гаджибекова в ряды партии без прохождения кандидатского стажа. Год спустя композитора назначили ректором Азербайджанской государственной консерватории и в том же 1939 году избрали членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР. В сентябре 1945 года Гаджибеков был назначен директором Института искусств АН Азербайджанской ССР. Скончался композитор 23 ноября 1948 года в Баку от сердечной недостаточности. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Личная жизнь

В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой - представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры; своих детей у него не было. Брат композитора Джейхун Гаджибейли эмигрировал во Францию, но это не отразилось на признании композитора в СССР благодаря тому, что композитор поддерживал связи с братом, живущим в Европе, посредством сестёр и других родственников. До постановки „Кёроглы“ постоянно сохранялась опасность ареста композитора и возможных репрессий, но после того, как в 1938 году „Кёроглы“ была триумфально поставлена в столице СССР, автор был удостоен звания Народного артиста СССР, ордена Ленина, и был избран депутатом Верховного Совета СССР. Это было признанием со стороны политического руководства страны.

Творчество[/b]

В творчестве Узеира Гаджибекова соединились западные и восточные музыкальные стили; элементы азербайджанской народной музыки были приспособлены им к классическим европейским традициям. С использованием этого метода Гаджибековым в 1908 году была написана первая азербайджанская опера „Лейли и Меджнун“, по мотивам одноимённой поэмы азербайджанского поэта Физули. Его вторая опера „Шейх Санан“, созданная в 1909 году, значительно отличалась по стилю от предшественницы и состояла в большей степени из авторской музыки. Следующие четыре оперы, написанные между 1910 и 1915 годами, имели в основе традиционный азербайджанский мугам („Рустам и Зохраб“ (1910 год), „Шах Аббас и Хуршуд Бану“ (1911 год), „Асли и Керем“ (1912 год), „Гарун и Лейла“(1915 год)). Лучшим произведением композитора считается опера „Кёроглы“, написанная в 1936 году. За эту работу Узеир Гаджибеков в 1941 году был удостоен Сталинской премии. В общей сложности им было написано 7 опер и 3 оперетты: „Муж и жена“ (1909), „Не та, так эта“ (1910) и „Аршин мал алан“ (1913). Гаджибеков являлся автором либретто ко всем своим произведениям, за исключением оперы „Кёроглы“. У него также была незавершённая опера „Фируза“. Это произведение было дописано композитором Исмаилом Гаджибековым.

Узеир Гаджибеков стал основоположником нового жанра камерной вокальной музыки - романса-газели, создав такие произведения, как „Сенсиз“ (1941) и „Севгили джанан“ (1943). Помимо этого, Гаджибеков считается также основателем азербайджанской оперной школы. В. Виноградов в своей книге „Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка“ пишет:

„...Его заслуга поистине велика. Не случайно, что опера в Азербайджане является массовым музыкальным жанром....“.
- (из книги В.Виноградова, «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка»)
В 1918 году композитор сочинил гимн Азербайджана. С 1920 по 1991 этот гимн не исполнялся по причине вхождения Азербайджана в состав союзных республик СССР. Однако в 1930 году, по случаю 10-летней годовщины установления советской власти в Азербайджане, Узеир-бек написал слова и музыку нового гимна Азербайджанской ССР. Новый гимн был впервые исполнен 28 апреля 1930 года под руководством самого Гаджибекова. Поскольку Гимн Азербайджанской ССР 1930 года близок к жанру кантаты, его иногда называют кантатой. Уже в 1944 году Узеир Гаджибеков сочиняет новый гимн союзной республики, исполнявшийся до выхода Азербайджана из состава СССР. В 1991 году старый гимн 1918 года вновь стал государственным.

В конце 20-х-начале 30-х гг. Гаджибеков создал первые азербайджанские массовые песни, камерные инструментальные произведения, для оркестра народных инструментов (сюита „На хлопковых полях“, фантазии - „В ладе Чаргях“ (1932), „В ладе Шур“ (1932)), кантаты, в том числе „Памяти Физули“ (1934), оркестровые (увертюры), хоровые сочинения, для скрипки, виолончели и фортепиано - „В стиле ашугской“ (1932), для фортепиано - сонатина. В 1919 году Узеир-бек написал мелодию, посвящённую Карабаху.

В годы войны 1941-1945 гг. Гаджибеков написал ряд патриотических песен („В добрый путь“, „Сестра милосердия“ и др.), кантату „Родина и фронт“ (1942), увертюру „Джанги“ („Боевая“, 1942).

Опера „Лейли и Меджнун“[/b]

Первую азербайджанскую оперу (мугамная опера) Узеир Гаджибеков начал писать в 1907 году. Она была завершена к 1908 году, и тогда же поставлена впервые в Баку, в театре, принадлежавшем нефтяному магнату и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. В первой постановке оперы участвовали деятели азербайджанской культуры, впоследствии ставшие популярными музыкальными и общественными деятелями как независимого Азербайджана, так и Азербайджанской ССР.

На таре играл известный впоследствии тарист Гурбан Пиримов, роль Меджнуна исполнял Гусейнкули Сарабский, а сам композитор исполнял партию скрипки в оркестре. Роль Лейли исполнял мужчина. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет:

„...После этой постановки многие стали называть меня Меджнуном. Я дорожил этим именем, я гордился им. Народ, встречавший раньше меня на улице с усмешкой, теперь принимал с уважением и любовью...“
- (Г. Сарабский, Воспоминания)

Сочинением Узеира Гаджибекова „Лейли и Меджнун“ была заложена основа жанра мугамной оперы и азербайджанской оперы вообще. Впоследствии он вспоминал:

«В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет.»
Узеир Гаджибеков остановил выбор на поэме Физули „Лейли и Маджнун“ (сама поэма основана на арабской легенде о Лейли и Маджнуне) и на жанрах народной музыки, что положительно повлияло на восприятие произведения в мусульманском обществе. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе.

Вся музыка, кроме мугама, присутствующего в опере „Лейли и Меджнун“, написана самим автором. По ходу действия цитируется только одна азербайджанская народная песня. Характерная ладовая структура и ритмика соответствуют каждому определённому образу спектакля.

В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы. За прошедшее время (до 2009 года) опера была поставлена более 20 тысяч раз. В следующем году „Лейли и Меджнун“ стала частью программы проекта „Шёлковый путь“ известного виолончелиста Йо-Йо Ма, с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Консультантом проекта является этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова. 23 ноября 2008 года в столице Катара городе Доха состоялась мировая премьера мультимедийной аранжировки оперы „Лейли и Меджнун“ в исполнении ансамбля Йо-Йо Ма как с участием западных, так и восточных музыкантов.

Оперетта „Аршин мал алан“[/b]

„Аршин мал алан“ является последней и одной из самых популярных оперетт Узеира Гаджибекова. Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие оперетты происходит в Шуше. Так описывает историю появления „Аршин мал алан“ дочь Рашида Бейбутова - Рашида:

...Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: „Аршин мал алан, аршин мал алан...“ Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте „Аршин мал алан“...» (Интервью Рашиды газете АиФ)

С точки зрения жанра и формы вступительная ария Аскера и ряд других вокальных номеров оперетты выполнены в чисто европейской манере. Вместе с тем, их мелодии обладают несомненным национальным колоритом. В частности, упомянутая вступительная ария Аскера выдержана в ладе сегях, куплеты и танец Джахан- в ладе шур, дуэт Вели и Телли - также в ладе шур и т. д. Премьера «Аршин мал алан» состоялась в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведён на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии, в 17 городах Болгарии, 13 штатах США, 17 городах Польши (1500 раз), в 28 городах России, в 8 городах Китая и т. д. В 1919 году труппа братьев Гаджибековых гастролировала в Турции, в Стамбуле. Эти гастроли проходили настолько успешно, что азербайджанским артистам пришлось арендовать на несколько месяцев театр «Шарг» («Восток») в Стамбуле. Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был совершён братом автора Джейхун-беком. Роли исполняли французские артисты Дерваль (Султан-бек), Монте (Аскер), Пассани (Гюльчохра), Магали (Ася) и другие. Известный польский драматург С. Поволоцкий вспоминает:

...Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясён и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я ещё раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, которую он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошёл к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил... (из воспоминаний С. Половоцкого)

В 1954 году в Белостокском государственном театре им. А. Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е. Пореда и С. Волошина. В 2004 году премьера новой постановки «Аршин мал алан» состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища. В 2007 году оперетта была поставлена в Вене.

Экранизация оперетты «Аршин мал алан»[/b]

Оперетту «Аршин мал алан» экранизировали 4 раза. Первая экранизация была осуществлена в России в 1916 году. Режиссёр Б. Светлов произвёл эту экранизацию с участием Гусейнкули Сарабского, Ахмеда Агдамского, М. Алиева на студии «Фильм» братьев Пирон. Следующая экранизация произошла в Санкт-Петербурге в 1917 году, но по настоянию автора фильм сняли с проката. В том же году съёмки «Аршин мал алан» прошли в США. Журнал Молла Насреддин от 16 февраля 1917 года писал: «...В одной из нью-йоркских газет сообщается о том, что в Америке был поставлен „Аршин мал алан“. Это замечательная оперетта нашего соотечественника Узеир-бека Гаджибекова также покорила американских зрителей...».

15 сентября 1918 года в газете «Миллят» Юсиф-бек Везиров также подтвердил этот факт. Он писал: «...Аршин мал алан имел огромный успех даже на сценах Америки... Мы с гордостью можем заявить о том, что во всем исламском мире мы - авторы первой оперы и оперетты...». В 1937 году американский режиссёр армянского происхождения Сетраг Вартян в третий раз экранизировал «Аршин мал алан» на армянском языке без указания автора. Узеир Гаджибеков адресовал свой протест лично Сталину. По указанию последнего была организована экранизация произведения Гаджибекова в Азербайджане, в 1945 году. Сценарий к фильму написал Сабит Рахман, режиссёрами-постановщиками были назначены Рза Тахмасиб и Николай Лещенко. Должность музыкального редактора была поручена племяннику Узеир-бека Ниязи. Поистине звёздным стал актёрский состав фильма. Были приглашены Рашид Бейбутов, Лейла Бадирбейли. На роль Аси была утверждена молодая актриса Театра юного зрителя Рахиля Меликова. Консультантом проекта выступил известный советский кинорежиссёр, актёр и сценарист Г. В. Александров.

Изначально картина не была одобрена советской цензурой и прокат её был запрещён, однако несогласный с мнением худсовета Сергей Эйзенштейн, считавший, что картина «покорит мир», добился того, чтобы картину посмотрел Сталин, который одобрил фильм. После одобрения Сталина фильм «Аршин Мал Алан» поступил на прокат в СССР и получил Сталинскую премию.

Этот фильм показали в 136 странах и дублировали на 86 языков. В связи со 100-летием мирового кино «Аршин мал алан» 1945 года (режиссёр Рза Тахмасиб) вошёл в список 100 любимых фильмов кинозрителей Советского Союза. Только в Советском Союзе фильм просмотрели более 16 млн зрителей. Бюджет картины составил 5 млн. 807 тыс. рублей, тогда как прибыль от проката картины превысила цифру в 5 млрд рублей.

«Зрителям в национальных республиках демонстрировались красивые истории о средневековых поэтах и певцах, о несчастной любви. Это были фильмы в стиле нео-фольклора позднего сталинизма. Народность снова получила признание. Вклад Азербайджана в этот жанр представлен музыкальным шедевром «Аршин мал алан». Фильм был снят в 1945 году на основе комедийной оперетты Узеира Гаджибекова, созданной по мотивам народной любовной истории об ухаживаниях купца Аскера за его возлюбленной Гюльчохрой.»

В 1965 году Государственная организация «Союзэкспорткино» СССР, учитывая, что «Аршин мал алан» 1945 года с участием Рашида Бейбутова принёс большую финансовую прибыль, заказала Бакинской киностудии новый, цветной вариант фильма. Таким образом, режиссёром Тофиком Тагизаде было ещё раз экранизировано это произведение Узеир-бека Гаджибекова. Его фильм «Аршин мал алан» 1965 года не снискал такой популярности, как первый, однако был более совершенным с точки зрения технического оснащения. Позже была снята китайская версия фильма, которая называлась «Любовь под одеялом». Среди исполнителей ролей в этом произведении Узеира Гаджибекова есть также и известный азербайджанский исполнитель мугама - Алим Гасымов, исполнявший не раз партию в этой мугам-опере.



Сценарист


1945 Аршин Мал Алан
1937 Аршин-мал-алан / Arshin mal-alan
1916 Аршин-мал-алан



Композитор


1956 Не та, так эта
1945 Аршин Мал Алан
1937 Аршин-мал-алан / Arshin mal-alan



Награды и премии


1946 Сталинская премия второй степени - за музыку к фильму «Аршин мал алан»
1945 Орден Трудового Красного Знамени
1941 Сталинская премия второй степени - за оперу «Кёроглы»
1938 Орден Ленина
1938 Народный артист СССР
1937 Народный артист Азербайджанской ССР
1935 Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР

Расширенный поиск:

  Счетчики  
 
Яндекс.Метрика
 
     

Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
BurnXXX, kuk62
Предлагаем участвовать в помощи нашего сайта. Поставьте оценку 5 и получите:
  • 1.00 GB к отдаче


Проголосовать!

 
.:TrackerOk - Старые традиции в новом времени © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сформирована за 0.028 секунд.