Павел Санаев родился в Москве 16 августа 1969 года. Мать - Елена Санаева , отчим - Ролан
Быков , дед - Всеволод Санаев . Снялся в фильмах «
Чучело» (1983), «Первая утрата» (1991,
гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо).
В 1992 году закончил ВГИК (курс Александра Александрова). В середине 90-х приобрел
известность в качестве переводчика фильмов, распространявшихся на пиратских
видеокассетах, позднее стал переводчиком и автором синхронного текста для
легально дублированных фильмов.
Павел Санаев о себе:
"Гостеприимный хозяин этого виртуального дома родился в 1969 году в Москве, и первые
четыре года прожил в безоблачном счастье. Дальше началась сплошная драма,
длившаяся до двенадцати лет и описанная в повести "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ".
Настоятельно рекомендую прочесть и готов поспорить, что ничего более смешного и в
то же время трагичного вы не читали.
В двенадцать лет драма детства закончилась, и в жизнь вошло самое знаменательное
событие первых двадцати лет жизни - съёмки в кинокартине "ЧУЧЕЛО", где я сыграл
Васильева - небольшую роль очкарика, который заступался за Лену Бессольцеву.
Тогда же я первый раз влюбился, умудрившись выбрать для этого девочку, игравшую
Шмакову. Девочка была на два года старше, на голову выше, но нельзя сказать, чтобы
любовь была совсем уж безответной, и помнится, мы очень мило общались. Разумеется,
настолько мило, насколько позволял детский возраст.
В пятнадцать лет я написал школьное сочинение "Один день нашей Родины", которое
случайно прочёл мой отчим Ролан Быков. Он пришёл в ужас и громко кричал, что я или
полный идиот или жертва образовательной системы. Чтобы выяснить наверняка, он
поставил передо мной маленькую черепашку склеенную из ракушек и потребовал
написать про неё рассказ.
- Что угодно, всё, что сочтешь нужным, - объяснил он, - главное, чтобы она не "ковала у
тебя в общем улье мощь и процветание страны".
Написанный в стиле фельетона рассказ понравился отчиму, и так выяснилось, что я не
идиот, а жертва. Я же смекнул, что достаточно время от времени писать небольшие
рассказы, и можно спокойно бить баклуши, не боясь воспитательных бесед отчима,
который то и дело усаживал меня перед собой и объяснял, что я должен учиться и
думать, кем хочу стать, а не прожигать жизнь, шляясь до позднего вечера непонятно с
кем и оглушая себя хэви металом. Полтора десятка написанных за три года рассказов
подарили мне относительную свободу, а по окончании школы сыграли решающую роль
при выборе института. В 1987 году я поступил во ВГИК на сценарный факультет.
Мастер курса Александр Александров в первый же день сказал, что учить нас ничему
не будет и сдержал слово. Он заставлял писать, требовал к определённому сроку
определённое количество страниц, но никогда не анализировал текст и не требовал
что-то менять или переделывать.
- Пишите, что хотите. Чтобы научиться писать, нужно писать - ничего больше, -
объяснял он.
Не знаю, как другие, но я за такую учёбу бесконечно благодарен. Систематическая
необходимость что-то писать дисциплинировала и приучала к столу, но если бы в то
же время мою девятнадцатилетнюю голову загрузили понятиями "инициирующее
событие", "драматические перипетии", "прогрессия усложнений" и прочими,
необходимыми для сценариста терминами, институт я бы никогда не закончил. Спасибо
вам, Александр Леонардович, огромное!
На третьем курсе мне посчастливилось снова оказаться на съемочной площадке,
причём в главной роли. В институте проходил кастинг и немецкий режиссёр Максим
Дессау выбрал меня для роли советского военнопленного в своём дебютном фильме
"Женщина у позорного столба", названного потом "ПЕРВАЯ УТРАТА". При росте 187
сантиметров я весил 64 килограмма, и лучшей кандидатуры на роль военнопленного не
было не только в институте, но, пожалуй, во всей Москве. Фильм снимался на студии
DEFA, и я укатил на четыре месяца в Германию бриться налысо, косить пшеницу косой,
доить корову и получать за это по сто социалистических марок в день. Звёздная
болезнь не ударила мне в голову по одной единственной причине - к тому времени
отчим и Александров крепко вбили мне в голову, что работать - это писать, а всё
остальное - баловство, особой гордости не заслуживающее. Я снимался в главной
роли, выходил в семь утра на площадку, меня поливали водой, возили пятнадцать
дублей на телеге с конским навозом, а я постоянно думал: "Я не работаю... Я ничего не
пишу... Я не работаю..." Самобичевание хорошо ложилось на роль, и отражение
внутренней муки на лице моего героя очень нравилось режиссёру. Роль, по его
мнению, я исполнил прекрасно. Может и так - в 1991 году мы получили за фильм Гран-при
на международном фестивале в Сан-Ремо.
В 1992 году я благополучно закончил ВГИК с дипломным сценарием, ставшим наброском к
написанной позже повести. Сценарий многим нравился, но я знал, что это всего лишь
одна двадцатая той истории, которая должна быть написана. Именно должна - хочется
мне её писать или нет. Писать не хотелось, хотелось переписывать видеокассеты,
получая за это лёгкие деньги, гулять с девушками и веселиться с друзьями. Но идея
написать повесть не отпускала, и к началу 1993 года стала вопросом "быть или не быть".
Я понял, что нужно или сейчас же садиться писать и не вставать из-за стола, пока не
будет поставлена финальная точка, или забыть про эту идею и про само дело как
таковое, оставив его в прошлом на уровне ученических опусов. Не сочтите за
преувеличение, но второй вариант ужасал, как мысль о самоубийстве. О друзьях,
кассетах и девушках пришлось забыть. Повесть забирала все силы, и я полтора года
прожил в четырёх стенах фактически взаперти. Финальная точка была поставлена
летом 1994 года, окончательная редакция закончена к весне 1995. В июле 1996 года повесть
была опубликована в журнале "Октябрь" и удостоена премии журнала за лучший дебют.
Издавать книгу я не хотел, чувствуя необходимость написать прежде ещё одну
полноценную вещь. Вторая вещь была написана только в 2002 году."
С 1995 года Павел Санаев активно работал кинопереводчиком и стал автором
официальных переводов для многих известных фильмов: "Властелин Колец", "Остин
Пауэрс", "Очень страшное кино", "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" и др.
Переводческая работа идеально подходила для сценарного и режиссерского
самообразования, и в 2002 году был написан сценарий фильма "Последний Уик-Энд",
задуманного как собственный режиссерский дебют.
Новый фильм Павла Санаева "На игре" рассказывает о подростках-геймерах, которые
благодаря экспериментальной программной разработке обрели суперспособности.
Фильм "На игре" снят по книге Александра Чубарьяна в двух частях. Первая часть
выходит в российский прокат 19 ноября 2009 года, а вторая - "На игре: Новый уровень" 18
февраля 2010. Фильм задуман и снят как фантастический боевик. Создание подобного
фильма в России Павел Санаев считает "беспардонной наглостью", чем и гордится.