Ольга Арлаускас родилась 18 июля 1981 года. Дочь Марины Шиманской и Альгиса
Арлаускаса .
Окончила Государственный Баскский Университет по специальности «Коммуниколог
Кино, Радио и ТВ» в Испании, стала автором и ведущей программы на радиостанции «Radio
Popular». Работала на телевидении «ETB-2».
В 2004 году получила от Испанского правительства грант и вернулась в Россию для
обучения на Высших Курсах Сценаристов и Режиссеров. Получила в 2006 году диплом по
специальности «Режиссер документального кино».
Автор и режиссер более 15 фильмов, среди них: «
Рене Магритт. В поисках сути вещей», «
Жизнь Чарли Чаплина», «
Быть вместе» и
другие.
В 2010 году создала вместе с Никитой Тихоновым-Рау компанию по производству фильмов
«Артвидео», которая работает по заказу федеральных каналов, а также производит
авторское независимое кино.
Член Гильдии не игрового кино и телевидения. Член оргкомитета фестиваля «Кино без
барьеров», посвященного жизни людей с ограниченными возможностями.
Интервью Елизаветы Головченко 25 февраля 2014 года с Ольгой Арлаускас: «Все наши
фильмы об одном - о свободе!»
Популярные документалисты Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас сняли новый фильм
«
Выпрямительный вздох», трейлер которого был воспринят зрителями очень
бурно и неоднозначно. До этого Никита и Ольга снимали фильмы сугубо социальной
тематики - нашумевшие картины «
Клеймо» и «
В ауте». Мы встретились с режиссерами
и поговорили с ними об их новой картине, Осипе Мандельштаме, Дальнем Востоке и
свободе.
- Почему выбор пал именно на них?
- Герои нашего фильма - это люди, которые не просто проживают свою маленькую жизнь
на Земле, они очень четко осознают свою взаимосвязь с предыдущими поколениями и с
тем, что происходило до их рождения. И они несут за это ответственность. Они
понимают, что после того, как они уйдут, они должны оставить что-то после себя.
Созидатели в высшей степени! Это и есть их главная отличительная черта. И именно
они нам были по-человечески близки и понятны.
- После просмотра трейлера фильма складывается впечатление, что Владивосток
вам не понравился... Горы мусора, невзрачные пейзажи, засилье китайцев...
- А еще пролеты над пейзажами немыслимой красоты, портреты одухотворенных лиц,
слова про «свою землю», которую хочется прочувствовать. Ведь Дальний Восток и моя
земля тоже, это же - Россия... В фильме мы хотели отобразить многогранность и
сложность происходящего: красоту, уродство, проблемы, деградацию, надежды... И все
это есть не только во Владивостоке, но и в России в целом. Мы прекрасно отдаем себе
отчет, что у нас страна сплошного оксюморона, у нас соединяется несоединимое.
Все время жили там во Владивостоке с мыслью - неужели нельзя, помня исторический
опыт, отказаться от всего плохого, и стать «лучше, выше, краше и сильнее»? Именно
поэтому у нас в фильме есть этот конфликт, этот оксюморон. Я не вижу ничего плохого
в том, чтобы показывать не самые лицеприятные стороны нашей жизни. На то она и
жизнь, а не лубок.
- Жителям Владивостока этот фильм понравится?
- Я вообще была удивлена бурной реакцией на трейлер, люди бросились ожесточенно
либо ругать его, либо хвалить. Фильм самодостаточный, и из него будет понятно,
какое высказывание мы хотели сделать. Поэтому я бы всех просто пригласила
посмотреть кино!
- Жанр фильма - путешествие в параллельную реальность. Что это значит?
- Для жителей Владивостока эпицентром Земного шара является их родной город. А
фильм снимали москвичи, которые, соответственно, прилетели из своего эпицентра -
столицы нашей необъятной родины. Взгляд, который есть в фильме, - это взгляд со
стороны, дистанцированный. Думаю, что это большое преимущество для работы в
документальном кино, возможность непредвзято смотреть на вещи. Я бы с
удовольствием посмотрела фильм про москвичей, снятый дальневосточной съемочной
группой.
- Предыдущие Ваши проекты сугубо социальной направленности - нашумевшие
фильмы «Клеймо» и «В ауте» - почему Вы решили обратиться к теме Дальнего Востока?
- Все наши фильмы об одном - о свободе. В фильме «
Клеймо» герои с ментальной
инвалидностью страдают не столько из-за недуга, сколько из-за того, что остальные
люди их клеймят, загоняют в рамки. Но пространство их души остается свободным. В
фильме «
В
ауте» главная героиня - немая поэтесса. Она мечтает дать волю словам, говорить.
Ведь сказанное слово и есть акт свободы, для нее, увы, недосягаемый. Фильм «
По
образу и подобию» о человеке, который работает лифтером и всю жизнь проводит в
крохотном пространстве лифта. И он мечтает выбраться оттуда на свободу! В фильме о
Дальнем Востоке мы тоже говорим о свободе, которую в этот исторический момент
нельзя упустить. Очень хочется верить, что все «задыхания» позади, пришло время
для «выпрямительного вздоха»...
- Какие у вашего тандема творческие планы? Уже есть задумки новых
проектов?
- Да. У нас есть новый проект, который мы будем снимать, - это фильм, посвященный
сиротству в России - «
Казенные
дети». Он будет максимально объективно, полно и глубоко раскрывать трагедию
более полумиллиона детей, оставшихся без родительской любви.