Выдающаяся англо-американская актриса, обладательница двух «Оскаров» за лучшую
женскую роль (1946, 1949) из пяти номинаций, единственная живая легенда из четырех
звезд, снявшихся в «Унесенных ветром».
Оливия Мэри де Хэвиллэнд родилась 1 июля 1916 года в семье британского адвоката и
бывшей актрисы. Оливия родилась в Токио, выросла в Великобритании, а в 1941 году
приняла американское гражданство.
В 1919 году Оливия вместе с матерью и младшей сестрой переехала в Калифорнию. Ее
мать Лилиан Августа Русе (1886-1975), была известна под сценическим именем Лилиан
Фонтейн (по фамилии 2-го мужа), когда выступала уже в Америке на сцене театра. Ее
отец Вальтер де Хэвиллэнд Август (1872-1968), был адвокатам и британским патентным
поверенным, работавшим в Японии. Родители состояли в браке с 1914 года, но развелись,
когда Оливии было три года. Ее младшая сестра Джоан Фонтэйн (тоже будущая
оскароносная американская актриса), родилась в 1917 году. Сестры с детства не любили
друг друга, а повзрослев, были в напряженных отношениях на протяжении многих
десятилетий, а с 1975 года они перестала общаться и вовсе. Когда Оливии было 2 года,
семья переехала в Саратогу, штат Калифорния, где после развода мать девочек в 1925
году вышла замуж за Джорджа М. Фонтейна, владельца универмага.
Оливия посещала Высшую школу Лос-Гатос и частную высшую католическую школу
Нотр-Дам для девочек в Бальмонте. Кстати, премия, присуждаемая в Лос-Гатосе, носит
название в честь Оливии.
В 1933 году Оливия сделала свой дебют на сцене театра «Saratoga Community Players» в спектакле
«Алиса в стране чудес», и следующее лето, после того, как она окончила среднюю
школу, она играет роль в спектакле Уильяма Шекспира «
Сон в
летнюю ночь».
После получения стипендии в близлежащем «Миллс колледже», Оливия изначально
планирует изучать английский и стать учителем. Но в то время, когда она обучалась
в Миллсе, она продолжала интересоваться театром и участвовала в школьных пьесах,
в том числе и в спектакле «
Сон в
летнюю ночь», когда ее и обнаружил Макс Райнхардта. Он был так впечатлен ее
игрой, что предложил сыграть роль Хермины сначала в театральной (1934), а потом и в
киноверсии шекспировской пьесы «
Сон в
летнюю ночь» (1935). Оливия начала свою уже профессиональную театральную карьеру
в 1935 году, выступив партнером Джо Эванса Брауна на сцене театра «Алиби Ике» в
постановке пьесы Шекспира. Она же играет эту роль и на сцене летнего театра
Голливуда «Hollywood Bowl». Ее, как замену актрисы Глории Стюарт, пригласила студия «Warner
Bros.» для исполнения роли и в фильм 1935 года. Ее игра настолько понравилась, что с нею
заключили 7-ми летний контракт.
Еще чернила не успели высохнуть, как она снялась сразу в 3-х фильмах «
The Irish in Us», «
Alibi Ike» и «
Одиссея капитана Блада» (Captain Blood), последний был с артистом, с которым
ее карьера будет длительно связана. Это был Эррол Флинн.
После этого ее поставили играть партнершей Эррола Флинна в фильм «Атака легкой
Кавалерии» (The Charge of the Light Brigade) оба в 1936 году и дуэт оказался таким удачным, что их
вместе сняли в 8-ми кинолентах.
Она стала постоянной партнершей Эррола Флинна в ряде приключенческих фильмов: «
Одиссея капитана Блада» (Captain Blood, 1935), «
Атака легкой кавалерии» (The Charge of the Light Brigade, 1936), «Приключения Робина
Гуда» (The Adventures of Robin Hood, 1938) и др.
В отличие от своей сестры, Оливия играла обычно сильных, независимых, но
женственных героинь. Наиболее яркая её роль - это Мелани в картине «
Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1939, номинация на «Оскар»).
В 1940-е гг. де Хэвиллэнд была одной из самых успешных актрис Голливуда. В качестве
главной конкурентки она рассматривала ни кого иного, а именно младшую сестру,
Джоан Фонтейн. Соперничество между ними зашло так далеко, что они перестали не
только видеться, но и разговаривать друг с другом.
В начале 1940-х Оливия все больше разочаровывается в качестве ролей, предлагаемых
ей. Она считает, что способна играть и другие роли, поскольку ей надоели роли
благовоспитанных и степенных девиц, которые оказались в бедственном положении,
что стало практичести ее типажем и ее отождествляют с ними. Она стала отвергать
подобные роли, предлагаемые ей. Когда закончился контракт с «Warner Bros.», студия
сообщила ей, что к ее контракту было добавлено дополнительные шесть месяцев, в
течение которых она не снималась. Закон позволял студии приостанавливать
контракт, если актер отвергает роль. В теории это позволяло студиям практически
бессрочно сохранять контроль над отказывающимся от ролей актером. Большинство
актеров вынуждено было с таким положением вещей мириться.
Попытавшаяся было изменить положение вещей Бетт Дэвис, проиграла иск против «Warner
Bros.» в 1930-х годах, тогда как Оливия, при поддержке Гильдии актеров кино, выиграла
процесс, снижая, тем самым, мощность студий и добилась большей творческой свободы
для исполнителей.
Решение было одним из самых значительных и далеко идущих правовых постановлений
для Голливуда. Ее мужество, постановка таких задача, и ее последующая победа,
завоевала ей уважение и восхищение своих коллег, и даже сестра Джоан Фонтейн,
вынуждена была это признать и позже прокомментировала: «Голливуд обязан Оливии
многим». В студии, однако, поклялись никогда не нанимать ее еще раз. А у юристов это
теперь называется «прецедент де Хэвиллэнд».
Свое временное изгнание из Голливуда Оливия провела, выступая перед
военнослужащими в госпиталях и совершая поездки с гастролями по США и южной части
Тихого океана.
В 1946 году, после трехгодичного перерыва в карьере, вызванного судебной тяжбой с
«Warner Bros.», она подписывает контракт с «Paramount Pictures» на три картины. Качество и
разнообразие картин теперь улучшилось. Оливия де Хэвиллэнд вернулась на экран в
фильме «
Каждому свое» (To
Each His Own, 1946), за роль в котором была удостоена «Оскара» в номинации Лучшая актриса.
Психологически убедительными были роли сестер-близнецов в триллере Роберта
Сиодмака «
Темное
зеркало» (The Dark Mirror, 1946). Джеймс Эйджи в своей оценке ее роли в «Темном зеркале»
отмечает эти изменения и говорит, что хотя она всегда была «одной из престижных
женщин в кино», ее последняя роль доказала ее многогранность. Он отмечает, что
актриса не имеет «...любой замечательный талант, но ее игра является продуманной,
хорошо выполненной...устойчивой, которую непреодолимо приятно смотреть».
В фильме «
Змеиная яма» (The Snake Pit,
1948, премия МКФ в Венеции), нанесшем удар по американской цензуре, Оливия сыграла
роль пациентки, сталкивающейся с жестоким обращением в психиатрической клинике.
Это был один из ранних фильмов, в котором попытались реалистично изобразить
психическое заболевание. Де Хэвиллэнд была высоко оценена за ее готовность
играть роль, поднявшую такую спорную тему и которая была полностью лишена
очарования. Еще был фильм «
Наследница» (The Heiress,
1949). За последние 2 фильма она выиграла приз Нью-Йоркской кино-критики.
Несмотря на огромный успех, после 1949 года она практически оставляет кино и
выступает на Бродвее.
В 1946 году при участии в спектакле «Что знает каждая женщина» на летних гастролях
в Вестпорте, штат Коннектикут, де Хэвиллэнд знакомится с писателем Марком
Аврелием Гудичем (который был на 18 лет ее старше) и выходит за него замуж. В 1949 году
после окончания съемок «
Наследница», Оливия
родила сына, Бенджамина и покинула на время большой экран. Ее театральные
выступления в течение ближайших нескольких лет были ограничены участием в «Ромео
и Джульетте» на Бродвее в 1951 году, и трансконтинентальным туром с ролью в пьесе
Джорджа Бернарда Шоу в «Кандида» в 1952 году.
После 1950-х де Хэвиллэнд спорадически появляется в кино, в основном это
объясняется нарастающей вседозволенностью голливудских фильмов того периода.
Она отказывается от роли в фильме «Трамвай «Желания», поскольку не может
произнести некоторые фразы, положенные героине. Роль сыграла ее партнерша по
фильму «
Унесенные ветром» Вивьен Ли, за которую и была удостоена премии Оскар.
В 1950-е годы де Хэвиллэнд объявила о завершении кинокарьеры. В 1955 году де Хэвиллэнд
вышла замуж за Пьера Гланте, редактора журнала «Пари - Матч» и переехала во
Францию. С тех пор она снялась в нескольких европейских картинах, лишь изредка
появляясь в голливудских проектах, в бродвейских постановках и на американском
телевидении.
После этого снималась редко. Среди ее картин позднего периода выделяется триллер
«
Тише... тише,
милая Шарлотта» (Hush... Hush, Sweet Charlotte, 1965), Роберта Олдрича.
В середине 1960-х Оливия де Хэвиллэнд забросила кинематограф, утверждая, что
«золотая эра» Голливуда закончилась.
В 2003 г. неожиданно появилась на 75-й церемонии вручения наград Американской
киноакадемии. Год спустя, приняла участие в съемках документального фильма,
посвященного 65-летию «Унесённых ветром».
Личная жизнь
Оливия де Хэвиллэнд и Эррол Флинн в истории Голливуда считались самой
захватывающей на экране романтической парой, которая появляется в восьми фильмах
вместе, но между ними никогда не было романтических отношений вне экрана. Правда
версии, даже в высказываниях самой де Хэвиллэнд, весьма противоречивы. В интервью
Грегори Спека, де Хэвиллэнд заявила: «Он никогда не знал, что я ему
симпатизировала и была его поклонницей. На самом деле, я прочитала где-то, что он
написал, будто он был влюблен в меня, когда мы снимались в «Атаке легкой
кавалерии» в следующем 1936 году. Я была изумлена этим признанием, поскольку мне
никогда и в голову не приходило, что я ему нравилась, хотя мы вместе снимались».
Однако в другом интервью, гораздо позднее, снятом для ТСМ, она сказала, что
притяжение было взаимным, но она отклонила предложение Флинна, поскольку в то
время он был женат на Лили Дамите.
В 1940-х годах Оливия была в романтических связях с Джоном Хьюстоном, Джеймсом
Стюартом и Говардом Хьюзом. В 1946 году она вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича,
но в 1953 году они развелись. Их сын Бенджамин (родился в 1949 году) стал математиком и
умер в 1991 году после длительной сражения с раком лимфы.
Вторым своим браком она была замужем за французским журналистом и редактором
журнала «Paris Match» Пьером Галанте с 1955 года по 1979. У них родилась в 1956 году дочь
Жизель, которая впоследствии стала журналистом. После развода с мужем Оливия
осталась с ним в приятельских отношениях и она, практически, ухаживала за ним в
последние его дни перед смертью от рака легких в 1998 году.
Оливия была близким другом Бетт Дэвис и Глории Стюарт. В апреле 2008 года она
присутствовала на похоронах Чарлтона Хестона в Лос-Анжелесе и была почетным
гостем на праздновании Академией 100-летия Бетт Дэвис.
Из двух сестер, Оливия первой стала актрисой, а когда Джоан, стараясь следовать по
пятам, решила стать актрисой, их мать, которая якобы больше любила Оливию,
отказалась дать ей использовать фамилию. Так что Джоан была вынуждена
придумывать имя, называясь вначале - Джоан Барфелд, а позднее как Джоан Фонтейн,
используя фамилию своего отчима, Г. М. Фонтейна.
Биограф Чарлз Хайгхем (кстати, написавший весьма спорную биографию Эррола
Флинна) писал, что между сестрами с детства существовали напряженные отношения.
Еще с тех пор, когда младшей приходилось донашивать одежду за старшей и латать то,
что старшая сестра в приступе злости или насмешки пыталась разрезать. Ярая война
и обида существовала якобы из-за большей любви матери к Оливии.
Обе сестра были номинированы в 1942 году на премию Оскар в номинации Лучшая
актриса, но Джоан выиграла ее первой за роль в фильме Альфреда Хичкока
«Подозрение», переиграв Оливию в фильме «
Задержите рассвет». Вручение наград в 1942 году потом долго было на устах
у репортеров и сплетников. Хэйгхэм описывал, что когда Оливия, как положено сестре
и леди, хотела поздравить Джоан - та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром».
Оливия была оскорблена и через пару лет история повторилась - теперь награду
выиграла Оливия, и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия
царственно ее не заметила. Отношения между сестрами продолжали ухудшаться и
обострились в 1975 году, когда Оливия не предложила Джоан присутствовать на
поминальной службе по умершей матери. На претензии Джоан Оливия ответила, что та
была слишком занята, чтобы принимать в этом участие. С тех пор сестры прекратили
общаться.
К тому же Джоан совсем обозлилась и поругалась даже с собственной дочерью, узнав
что та тайно поддерживала отношения со своей тетей Оливией. Хорошо, что еще обе
сестры отказались комментировать публично свои напряженные отношения.
Смерть
Оливия Де Хэвиллэнд скончалась 25 июля 2020 года во сне в своей парижской квартире в
возрасте 104 лет.