Олег Николаевич Каравайчук - советский, российский композитор, импровизатор и
музыкант - виртуоз.
Один из самых загадочных советских и российских композиторов Олег Каравайчук,
родился 28 декабря 1927 года в Киеве в семье скрипача.
Биография композитора таит в себе много темных историй и белых пятен. Иногда
сложно судить, что правда, а что вымысел. Встречается информация о том, что, будучи
ребенком, Олег играл перед самим Сталиным и получил из рук Калинина подарок белый
рояль, а на экзамене в консерватории выдал собственную импровизацию за
произведение И.С.Баха. В детстве будущий композитор снялся в легендарной картине
«Волга-Волга».
Родители и детство
Родители Олега Каравайчука были людьми интеллигентными. Отец работал в оркестре
знаменитого ГОСЕТа - Государственного еврейского театра. Во время Великой
Отечественной войны театр был эвакуирован в Ташкент. Маленький Олег видел, как
играл короля Лира великий Михоэлс и как играет Шута великий Зускинд. Позднее отец
был арестован и репрессирован.
У мамы Каравайчука также было консерваторское образование. Свою маму маэстро
считал самым лучшим и настоящим учителем. По мнению Каравайчука, мама была
истинной женщиной, в ее жилах текла французская кровь, а французский язык был ей
родным. Женщина окончила консерваторию, дружила с пианистом Горовицем - гением
музыки. Мама всегда понимала Олега, она никогда его ни к чему не принуждала, просто
была рядом. По словам композитора, таких учителей он больше не встречал.
Учёба
Музыку он начал слышать еще с малых лет, а когда ему было пять - написал свое первое
музыкальное произведение. Он всегда говорил и делал то, что считал нужным, не
оглядываясь на мнение других. Любовь к музыке определила всю дальнейшую судьбу
Олега.
В начале 40-х он поступает в Ленинградское музыкальное училище.
В марте 1943 года принял участие в концерте юных музыкантов в рамках празднования
80-летия консерватории в Ташкенте.
В 1945 году Олег Николаевич окончил музыкальное училище по классу фортепиано в
Ленинграде. Сразу по окончании училища поступил в Ленинградскую государственную
консерваторию (класс Самария Савшинского), учебе в которой отдал четыре года. Надо
сказать, что уже в студенческие годы Каравайчук вел себя, мягко говоря,
нестандартно. Например, он часто не сходился во мнениях с профессором, который
учил «как положено», а музыканту хотелось делать так, как он «чувствовал». Рос
композитор Олег Каравайчук в согласии с собой и только с собой. Он делал только то,
что велела ему его внутренняя свобода. В какой-то момент учеба вообще сделалась
мукой, и Олег Николаевич перестал посещать занятия. На выпускном экзамене в
консерватории он устроил скандал и на долгие годы распрощался с большой сценой.
Творческая жизнь
С 1953 года работает в кино, хотя сам утверждает, что начал работать в кино потому,
что это было единственным его творчеством, которое не запрещал КГБ.
Более шести десятков лет Олег Каравайчук отдал работам в кино. Проявления свободы
сделали его любимчиком кинорежиссеров России. На счету композитора более ста
пятидесяти игровых и документальных лент, к которым он написал музыку. Одними из
самых удачных работ считаются произведения к фильмам «
Монолог», «
Город
мастеров», «
Мама
вышла замуж». Некоторые произведения Каравайчука, записанные на студии, вошли в
состав двух музыкальных сборников - Concerto Grosso и «Вальсы и антракты». Многие
музыкальные творения маэстро неизвестны российскому слушателю, однако широко
почитаются за пределами нашей Родины. Каравайчук написал музыку к нескольким
балетам.
В начале 60-х состоялось единственное публичное выступление Олега Николаевича в
Ленинградском концертном зале. В следующий раз с широкой аудиторией Каравайчук
встретился лишь спустя двадцать лет - в 1984 году композитор исполнял музыку
Бетховена и Мусоргского на сцене Дома актера имени Станиславского. Широкой
публике, вплоть до 1990 года Каравайчук был известен только как композитор театра и
кино, его концерты запрещались, периодически преследовалась вся его семья, его
сочинения изымались, до сих пор многие не выпущены и хранятся в архивах. Это всё
привело к тому, что композитор начал вести закрытый образ жизни.
О личной жизни
О личной жизни Каравайчука практически ничего не известно. Он ни разу не был
женат, хотя ходят слухи о большом количестве поклонниц творчества композитора,
которые тщетно добивались внимания маэстро. К слову, о женщинах в которых был
влюблен, Каравайчук рассказывает с интересом. Некоторым из них, например
Екатерине II, он посвятил несколько своих вальсов. Современные
представительницы женского пола музыканта не вдохновляют. Мужчина сокрушается о
том, что мир сильно изменился, и женщины изменились вместе с ним.
Долгие годы Каравайчук жил на 15-й линии Васильевского Острова с матерью, в доме
между Средним и Малым проспектами, недалеко от сквера имени Веры Слуцкой. Местные
жители часто видели его на улице и в близлежащих магазинах. Благодаря своей
экстравагантной внешности и поведению (манера ходить и держаться, общаться с
продавщицами, тёмные очки, берет и длинные космы волос из-под него) Олег
Каравайчук получил прозвище «сумасшедший композитор» и являлся таким образом,
местной достопримечательностью. Например, Олег Николаевич приходит в молочный
магазин («Молокосоюз»), который был тогда в 60-70-х годах, на углу Среднего проспекта
и 15-й линии, со старинным молочником и просит наполнить его сметаной: «Только,
пожалуйста, будьте предельно осторожны» - неподражаемым тоном просит он
продавщицу.
После ухода матери из жизни Каравайчук стал абсолютным затворником. У него есть
небольшой домик в поселке Комарово. На участке среди густых зарослей сразу и не
разглядеть крошечную покосившуюся избу. Музыкант не признает современной моды на
громадные, и по его словам, «мертвые» безликие дома с голыми участками где нет
деревьев. Он жалеет каждую травинку, птиц, животных. Говорит, что в них больше
жизни и правды, нежели в современном человеке.
В обновлённой России
Темные очки, берет, растянутый несуразный свитер - его манера одеваться, в
советское время воспринималась как нечто ненормальное. Мужчину часто принимали
за шпиона и пытались сдать в милицию. Однако с перестройкой пришло другое
восприятие Каравайчука людьми. Он стал легендой, героем, неким персонажем.
Во времена новой оттепели (после 1989 года) Каравайчук побывал в Великобритании, в
частности, в Лондоне, выступал на радиостанции BBC, в службе вещающей на русскую
аудиторию. В одной из передач свои впечатления о британской столице он выразил
вокальным образом (напел звуки). Ведущие были в восторге, и вообще, всячески
превозносили его, отсюда местные жители Ленинграда узнали, что «сумасшедший
композитор» является талантливым, если не сказать - гениальным, композитором.
1 апреля 2009 года Каравайчук принял участие в спектакле «Записки сумасшедшего» в
ДК Ленсовета в Санкт-Петербурге, в честь 200-летия со дня рождения Н. В. Гоголя, с
участием Ренаты Литвиновой и Александра Баширова, однако в результате, не по вине
Каравайчука, но из-за бездарной организации и постановки спектакля вышел скандал,
получивший отражение в СМИ.
Почитатели и соратники
Олег Николаевич Каравайчук работал с Василием Шукшиным, Ильей Авербахом, Кирой
Муратовой. Маэстро был близок с музыкантом-авангардистом Сергеем Курехиным,
Шостаковичем, учился у Рихтера. Сергей Курехин, кстати говоря, отказался от
подарочной пластинки Сесил Тейлор, привезенной Каравайчуком из Лондона. Курехин
сказал, что как Тейлор он научится играть за неделю, а вот как Каравайчук - никогда.
Святослав Рихтер же, будучи в Петербурге, всегда приглашал к себе Олега
Николаевича и просил играть на рояле часами. Рихтер признавался, что только
музыка Каравайчука не утомляла его. Композитор в ответ говорит, что из всех своих
слушателей помнит только Рихтера. Композитору покровительствовала Марьяна Цой,
вдова Виктора Цоя, до своей трагической кончины в 2005 году.
Он необычный человек, не просто композитор - он шире и глубже этого понятия. Однако
все, что физически осталось от его многолетнего труда, помимо работы в кино, - это
два компакт-диска. Поговаривают, что дома у маэстро - целая гора бобин с
собственными записями.
Собственный мир[/b]
Каравайчук существует в собственном мире, наполненном музыкой. У него нет
телевизора, он не читает газет, не интересуется тем, что происходит вокруг, что о
нем пишут - ему также неинтересно. Однако есть вещи, которые влияют на музыканта,
например, живопись. Каравайчук признается, что это мощнейшая сила, которая может
свести с ума. Его очень впечатлило посещение картинных галерей во время визита в
Испанию. Также музыканту очень полюбился национальный испанский танец - фламенко.
Он боготворит Петербург. У композитора особое восприятие этого города.
Каравайчук делится, что невероятное воздействие на человека производит город на
Неве именно в серый день, с серыми и грозными облаками. Это грозная серость, от
которой веет величием. А вот внизу - обычная «серятина» и «жалкая человечина».
О музыке[/b]
Поговаривали, что музыку Каравайчук сочиняет по ночам, укрывшись в своем
комаровском доме. Причем, он использует для этого древнерусские крюки, вместо нот,
и обои, вместо нотной бумаги. Эту странность, как и все остальные, композитор
объясняет логично и просто. Дескать, пишет он быстро, а линейки на нотной бумаге
слишком узкие. Ватман слишком дорогой, а разлиновывать самому - нет времени,
поэтому он и выбрал обои в качестве нотного стана.
Последние годы жизни[/b]
До последнего года жизни Каравайчук выступал в Петербурге, при этом, несмотря на
финансовые трудности, отказываясь от всех коммерческих предложений, работая
только в тех проектах, которые его интересовали творчески.
Каждый месяц в Музее-квартире художника Бродского проходили концерты Олега
Каравайчука. Однако назвать выступления музыканта концертами в обычном
понимании этого слова сложно. Всякий раз это импровизация, без определенной
программы, без репетиций. На музыкальных вечерах композитор смешивал собственные
сочинения с бессмертными произведениями классиков, подавая это под
индивидуальным соусом, в манере исполнения, свойственной только ему одному.
Каравайчук нередко участвовал в перформансах, синтезирующих его музыку,
классический и современный балет, поэзию и видео. Его почерком стало эпатажное
выступление с наволочкой на голове, игра на рояле лёжа или на коленях. Сам
композитор объяснял это желанием сосредоточиться и остаться только со своей
музыкой. Его основное направление работы - импровизационное сочинение: в
присутствии зрителей он садится за рояль, сочиняя произведение по ходу самой
игры. Два крупнейших театра Петербурга: «Александринский» и МДТ - «театр Европы»
используют специально написанную музыку композитора к спектаклям: «Изотов» и
«Бесы».
В июле 2014 года ностальгическая мелодия Каравайчука из фильма «
Монолог» использована в
мемориальном фильме телеканала «Культура» о народном артисте РФ, музыковеде
Святославе Бэлзе «Незаданные вопросы».
Борис Мессерер о совместной работе над балетом «Клоп» в Кировском
театре
- Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками.
Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда
нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок,
Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли
две фамилии: «О. Каравайчук и Г. Фиртич». Когда за несколько дней до премьеры Олег
узнал об этом, он был безумно возмущён и прислал в театр телеграмму с требованием
продлить работу над спектаклем. В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас
воспроизвожу её по памяти: «Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я
требую отложить премьеру „Клопа“ на четыре месяца. О. Каравайчук». Театр не мог
выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В
результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф.
Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф.
Отказов и Г. Фиртич.
Олег Каравайчук о своём исполнении[/b]
- Я легко играю, я виртуоз, а непринуждённость игры принимается людьми за высшую
артистичность. Но я абсолютно безартистичен! Поэтому я надеваю на себя наволочку,
чтобы внешний артистизм не соединяли с моей музыкой. Если у меня при этом будет
открытое лицо, они мою мелодию по-другому воспримут.
Девиз маэстро[/b]
"Не разграничивать работу и жизнь, потому что музыка - эта самая жизнь и есть."
Олег Николаевич Каравайчук скончался 13 июня 2016 года в Санкт-Петербурге.