Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Нина Меньшикова Андрей Ростоцкий
Сто дней после детства (Сергей Соловьев) [1975, драма, DVDRip-AVC]
Искать раздачи: Нина Меньшикова 57
Краткая биография
Имя: Нина Евгеньевна Меньшикова
Дата рождения: 8 августа, 1928 | лев
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 27 декабря, 2007 | 79 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, дубляж
Жанр: драма ,
мелодрама ,
комедия
Супруг: Станислав Ростоцкий (умер, один ребенок)
Семья: Андрей
Ростоцкий (сын)
Биография
ВГИК
Нина Евгеньевна родилась в Москве 8 августа 1928 года. Отец был военным - Меньшиков
Евгений Александрович, мать - Меньшикова Татьяна Григорьевна.
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на
актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно.
Руководитель курса, на котором училась Нина, Борис Бабочкин не видел в своей
ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности. После двух лет обучения
у Бабочкина, Нина Евгеньевна по собственной инициативе перешла на курс ниже, в
мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая
жизнь в институте.
Именно в мастерской С.А.Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее
таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. В 1953 году Нина
Меньшикова окончила ВГИК. В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову
из института, было сказано: "Одаренная молодая актриса, способная к решению
самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена
чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых
разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в
течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая
творческие задачи, проявляет волевые качества". Все это отчетливо проявилось и в
ее дипломных работах - в роли Долли из «Анны Карениной» и в роли Анны Монс из
спектакля "Юность Петра", где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая
Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра
Первого. В том же 1953 году Нина Меньшикова стала актрисой Театра-студии киноактера.
Первые роли
Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи
по мастерской - студенты режиссерского факультета В.Ордынский и Я.Сегель
приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного
короткометражного фильма "Переполох" (по рассказу А.П.Чехова), они пригласили на
главную роль Нину Меньшикову.
Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки
давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на
протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини,
и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски
для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере
передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой,
а ее трагедию - более типичной.
Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет
работать высокопрофессионально - пластично двигаться, мимически точно выражать
состояние героини, хорошо носить костюм, - что она не только чутка к замыслу
постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих
задач, к своеобразному прочтению ролей.
Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом
определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной - жены
профессионального революционера из фильма "Первые радости" ("Мосфильм", 1956). Эта
работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже
трагедийного накала.
Кино
Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей,
требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими
лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые
жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и
неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии -
лирическая и драматическая - переплетались.
В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины
Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.
Первая из них - бытовая роль доброй, любящей матери в фильме "Большие и маленькие".
В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных
аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова
- увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором - унылая домашняя хозяйка,
которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный
муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова
сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.
Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, - роль
Варвары - матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную
икону ("Чудотворная"). Этот образ - самый трагический в творческой биографии Нины
Меньшиковой. Ее Варвара - женщина, раздираемая внутренними противоречиями.
Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной
жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным
уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести
покой и радость ее истерзанной душе. Актриса очень убедительно передает всю
пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно
делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются
рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном - и снова - к бессильным
слезам и тупой тяжелой задумчивости.
И, наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, - это учительница
литературы Светлана Михайловна в фильме "Доживем до понедельника". Актриса сумела
показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть
разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Вместо грубого
осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее
человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить
над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины
Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и
рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные
идеалы. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила
Государственную премию СССР.
Всего Нина Меньшикова сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и
спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель,
Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Федорова, Эльдор Уразбаев, Андрей Сахаров,
Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова, Константин Войнов и
многими другими. Нина Меньшикова была членом Союза кинематографистов России.
Личная жизнь
Мужем её был известный кинорежиссёр Станислав Ростоцкий . Впервые с будущим
супругом Нина встретила «очень обыкновенно, во ВГИКе».
Однажды Ростоцкий возвращаясь из института поздней зимней ночью на тролейбусе,
столкнулся там с Ниной. Они разговорились. Девушка ехала на окраину, в
Богородское, к бабушке, у которой жила. Порыв проводить девушку погасила
прагматическая мысль о возвращении из такой глуши, и Нина уехала одна.
Но практичность Ростоцкого оказалась для него самого судьбоносной, когда он
собрался писать сценарий первой авторской картины. Так как речь в картине шла о
деревенской жизни, вместе с соавтором Владимиром Красилыциковым было решено
работать над сценарием в деревне. «Только нам надо взять кого-то с собой, кто бы
нам готовил. Потому что, если мы будем заниматься хозяйством, мы ничего не
напишем», - уточнил Ростоцкий. Готовить вызвалась Нина. Их роман начался в первый
же день. А Меньшикова и сегодня говорит: «Там была любовь. С моей стороны - безумная
любовь».
Поездка в Киржач завершилась появлением в 1956 году фильма «Земля и люди», и
рождением в январе 1957 году сына Андрея Ростоцкого , названного в честь оператора
Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за
перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому
кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого
(«Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).
Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя
мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного
кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий.
В 2001 году Нина Меньшикова овдовела, Святослав Ростоцкий умер по дороге на девятый
кинофестиваль «Окно в Европу», куда был приглашён в качестве почётного гостя,
прямо в машине в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине
Меньшиковой ещё один тяжелейший удар - 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к
съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем, сын Андрей Ростоцкий.
Нина Евгеньевна ушла из жизни 26 декабря 2007 года. Похоронена актриса 28 декабря на
Ваганьковском кладбище рядом с мужем и сыном.
Фильмография
2006
Человек безвозвратный ... Елизавета Петровна (последняя работа в
кино)
2004
Опера-1. Хроники убойного отдела (
сериал ) ... Полина Витальевна
2003
Евлампия Романова 1 (сериал) ... Капитолина Макаровна
1991
Призраки зеленой комнаты ... Мадам Леблан
1991
Под
маской Беркута
1990
Шапка ...
Лариса Евгеньевна, жена Каретникова
1989
И вся любовь
1987
Ссуда на брак ... Варвара Петровна
1987
Николай Подвойский ... Мария Ульянова
1987
Визит
к Минотавру (мини-сериал) ... педагог по вокалу Гнесинского училища Анна
Александровна Яблонская
1986
Конец операции Резидент ... Нестерова Вера Сергеевна
1985
Господин гимназист ... Елена Ивановна Ступина, мать
1983
Серафим Полубес и другие
жители земли ... Марфа
1982
Открытое
сердце ... старшая медсестра Наталья Павловна
1981
Шестой ...
Ольга Васильевна, мать Александра
1981
Путешествие в Кавказские горы ... Клавдия
Михайловна
1981
В небе "Ночные ведьмы" ... Марья Ивановна, комиссар
1979
Моя Анфиса ... мать Николая
1979
Крутое поле ... Серафима
1978
Школьный
вальс ... Соловьёва
1978
Иванцов, Петров, Сидоров ... Лариса Павловна, жена Сидорова
1977
Фронт за линией фронта ... жена Герасима Павлушкина
1977
"Посейдон" спешит на помощь ... Надежда Васильевна Чигринова,
жена капитана Чигринова
1976
Солдат и мать (
короткометражный ) ... мать
1975
Шторм на суше ... Марфа Корнеевна, мама Мити
1975
Сто дней после детства ... Ксения Львовна
1975
В ожидании
чуда ... экскурсовод
1974
Ваши права? ... Светлана Глебовна, инспектор детской комнаты милиции
1974
Возврата нет ... Короткова Антонина Ивановна, инструктор райкома партии
1973
Возвращение скрипки ... Надежда Ивановна, до войны - учительница в
школе
1972
Человек на своем месте ... Анна Петровна Звягина, передовая доярка
1970
Хуторок в
степи ... Татьяна Ивановна
1968
Доживем до понедельника ... Светлана Михайловна, учительница
русского языка и литературы
1966
Серая болезнь
... Женя
1966
Верность
матери ... Анна Ульянова
1965
Чистые пруды ... мама Сергея
1965
Сердце матери
... Анна Ульянова
1964
Где ты теперь, Максим? ... Мать
1963
Человек, который сомневается ... мать Тани
1963
Большие и маленькие ... Вера Игнатьевна Коробова, библиотекарь
1962
Молодо-зелено
1962
Девчата ... Вера Тимофеевна Круглова
1961
Битва в пути ... Нина
1960
Чудотворная ... Варвара, мать Родьки
1960
Сережа
1960
Первый
день мира ... фрау Мария Фишер
1960
Первое
свидание ... Тоня, жена Павла
1959
Хождение по мукам. Хмурое утро ... Чесночиха
1959
Баллада о солдате ... телеграфистка на вокзале
1959
Аннушка ... колхозница в черном платке
1958
Человек с планеты Земля ... Люба Циолковская
1958
Память сердца
... Екатерина Ивановна, учительница, тезка Федотовой
1956
Первые
радости ... Ксана Афанасьевна Рогозина
1954
Переполох (короткометражный) ... Машенька
Озвучивание
1984
Легенда Серебряного озера / Gümüşgöl Əfsanəsi ...
Фатьма-Ханум
1980
Следствие с риском для жизни /
Warning, The ... Сильвия Лангана, роль Лауры Троттер
1979
Кто есть кто? /
Flic ou voyou ... Edmonde Puget-Rostand
1978
Несколько интервью по
личным вопросам ... мать Софико, роль Кетеван Орахелашвили
1976
Знакомство по брачному объявлению /
Run After Me Until I Catch
You ... Жаклин Брашер
1971
Невестка ... Бибитач, роль Айнабат Аманлиевой
1971
Маленькая исповедь / Maža išpažintis ... Элеонора Гульбинене, роль Руты
Сталилюнайте
1970
О любви
... Галина, роль В.Фёдоровой
1969 - 1970
Десница великого мастера ... царица Мариами, роль Софико
Магалашвили
1967
Возвращение улыбки (киноальманах) ... роль Софико Чиаурели
1966
Он
убивать не хотел ... Эка, роль Мананы Абазадзе
1966
Мужчина и женщина /
Un homme et une femme ... Анна Готье, роль Анук Эме
1966
Крылья песни ... Сабира, роль Торгын Тасыбековой
1962
300 спартанцев /
300 Spartans, The
Награды и премии
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне»
1977 Народная артистка РСФСР
1970 Государственная премия СССР (за роль учительницы Светланы Михайловны в фильме
«
Доживем до понедельника »)
1969 Заслуженная артистка РСФСР