Ольга родилась 19 августа 1896 года в Москве в состоятельной семье Владимира и
Александры Баклановых. Её мать, в прошлом известная театральная актриса, оставила
сцену и посвятила себя воспитанию шестерых детей. Ольга получила классическое
образование и в возрасте шестнадцати лет приняла участие в конкурсном наборе в
Московский художественный театр. Несмотря на высокую конкуренцию - на три
вакансии претендовало 400 девушек, - она была принята в труппу и под руководством
знаменитого К. С. Станиславского начала постигать основы актёрского ремесла.
Начало карьеры
Лето Ольга часто проводила в Крыму и там, подобно многим другим студентам, без
ведома своих наставников попробовала свои силы в кино, появившись в нескольких
немых короткометражках. Точное количество её ранних картин неизвестно, но судя по
красочным названиям - «
Симфония любви и смерти» (1914), «Загробная скиталица» (1915),
«Женщина-вампир» (1915), «Петля смерти» (1915) и другие - многие из них были
триллерами.
Кроме того, Ольга с успехом начала выступать на сцене театра, приняв участие в
постановках по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса,
однако ровное развитие её карьеры оборвала Октябрьская революция 1917 года. После
переворота, во время которого был убит её отец, всю большую семью Баклановых
переселили в одну комнату в их бывшем особняке.
Понимая, что её существование и карьера зависят от того, насколько она будет
лояльна новому режиму, Ольга снялась в пропагандистском фильме 1918 года под
названием «
Хлеб».
После того, как в 1919 году по инициативе Немировича-Данченко была основана
Музыкальная студия, призванная подарить классическим пьесам новое авангардное
звучание, Ольга начала брать уроки вокала и танца и между 1920 и 1925 годами с блеском
приняла участие в пяти больших постановках. Около 1922 года она вышла замуж за
адвоката Владимира Цоппи, и в 1923 году родила от него сына.
Эмиграция
За высокое мастерство исполнения Бакланова в 1925 году получила звание Заслуженная
артистка республики и в том же году в составе труппы уехала на зарубежные
гастроли - сначала в Европу, а затем за океан. Советские артисты, которых принимал
известный импресарио тех лет Моррис Гест, представили американскому зрителю
большую часть своего репертуара и в середине 1926 года вернулись в Россию.
Бакланова же воспользовалась случаем и осталась в США.
В 1927 году актрисе предложили эпизодическую роль в картине «Голубка» - мелодраме о
любви певички-мексиканки и молодого кабальеро, где главные роли играли Норма
Толмедж и Гилберт Роланд, - и она согласилась. Далее на неё обратил внимание
популярный немецкий актёр тех лет Конрад Фейдт, за плечами которого было около
восьмидесяти фильмов в Германии и США, и пригласил Ольгу в свою новую картину
«Человек, который смеётся» по одноименному роману Гюго. Фильм вышел на экраны в 1928
году, и после впечатляющего исполнения роли герцогини Джозианы, голливудская
карьера Ольги начала развиваться быстрыми темпами.
Голливуд
1928 год был самым плодотворным в кинокарьере Ольги. После короткометражки «Секрет
царицы» она снялась в драме «
Улица греха»
шведского режиссёра Морица Стиллера. В те годы Стиллер работал в Голливуде и
вошёл в историю как первооткрыватель таланта Греты Гарбо. Для него эта картина
стала финальным аккордом в карьере - в 1928 году он был уволен, вернулся на родину и в
том же году умер в Стокгольме, - Бакланова же после этого фильма подписала с Paramount
Pictures контракт сроком на пять лет.
Далее последовали не менее успешные работы - криминальная драма «Доки Нью-Йорка»,
где актриса исполнила роль проститутки Лу, вестерн «
Лавина», мелодрамы «
Забытые лица» и «
Три грешника», в
которой ведущая роль принадлежала звезде немого кино Поле Негри. Во всех этих
картинах Бакланова исполняла роли второго плана.
В том же году актриса снялась в паре с Джорджем Банкрофтом в фильме «Волк с
Уолл-стрит», одном из первых звуковых проектов Paramount Pictures. Из-за пожара на недавно
построенной звукозаписывающей студии он был озвучен довольно посредственно, но
тем не менее, в те годы любой звуковой фильм неизменно привлекал внимание публики,
и после премьеры в январе 1929 года картина с большим успехом прошла в кинотеатрах.
Так как Ольга говорила с сильным акцентом - критики, впрочем, находили его
очаровательным, - после начала эры звукового кино она играла только русских или
иностранок.
В 1929 году в карьере актрисы наметился спад. Две её картины - мелодрама «Опасная
женщина» и комедия «Любимый мужчина» с Ричардом Арленом - были восприняты
критиками достаточно прохладно.[3] Помимо этого Бакланова оказалась вовлечена в
скандал, когда, желая аннулировать контракт, подала в суд на своего менеджера Эла
Розена. Бакланова утверждала, будто из-за плохого знания языка считала, что
заключала контракт всего на год, а не на пять лет. Судья поверил актрисе и
удовлетворил её иск.
Завершение кинокарьеры
Получив в феврале развод от Цоппи, Бакланова 5 марта 1929 года вышла замуж за не
слишком удачливого русского актёра Николаса Сусанина, такого же эмигранта, как
она сама. Летом она возобновила контракт с Paramount Pictures, однако кинокомпания не
торопилась предлагать актрисе новые роли, а в ноябре и вовсе уволила её.
Далее Ольга и Николас получили от продюсера Герберта Вилкокса приглашение
приехать в Великобританию и принять участие в биографическом фильме «Жизнь
Бетховена», однако проект был заморожен и супруги ни с чем вернулись обратно. В
декабре Ольге вновь улыбнулась удача - киностудия Fox Films подписала с нею контракт и
в 1930 году задействовала актрису на второстепенных ролях в двух музыкальных
комедиях, «Не грусти и улыбайся» и «Ты там?».
В начале 1930-х Бакланова работала на MGM и приняла участие в трёх картинах. Первым
была мелодрама 1930 года «Великий любовник», где главные роли исполнили Адольф
Менжу и будущая звезда Ирен Данн. Критики ругали картину за слабый сценарий, но
отмечали, что некоторые сцены с участием Баклановой смотрелись вполне
пристойно.[4] Далее в 1932 году последовала драма «Вниз по лестнице» по сценарию
Джона Гилберта, незадачливого жениха Греты Гарбо.
Наконец, третьим фильмом - и последней удачей актрисы - был фильм ужасов «
Уродцы», в
котором Бакланова, после того как Мирна Лой отказалась от роли, сыграла циркачку
Клеопатру. Фильм вышел настолько провокационным, что был официально запрещён в
нескольких штатах и долгие годы пролежал на полке, однако впоследствии был
признан национальным достоянием и в 1994 году включён в Национальный кинореестр
Библиотеки Конгресса.
Понимая, что на вершину славы в Голливуде ей уже не пробиться, актриса снялась
напоследок в криминальной драме «Скандал на миллиард долларов» (1933) и
короткометражном мюзикле «Блюз по телефону» (1935) и ушла из кино.
Театр
Завершив кинокарьеру, Бакланова вновь сосредоточила своё внимание на театре и
начала со спектакля «Безмолвный свидетель», премьера которого состоялась в
октябре 1931 года. Незадолго до этого, 21 сентября 1931 года, она получила американское
гражданство. В 1932 году актрису можно было увидеть сразу в трёх постановках -
«Гранд-отель», где она исполнила роль Грушинской (в том же году пьеса была
экранизирована и в этом фильме Грушинскую играла Грета Гарбо), «Двадцатый век» и
«Кот и скрипка».
В начале 1933 года Ольга переехала в Нью-Йорк, а Сусанин остался в Голливуде.
Отношения между супругами к тому времени испортились, но официально развелись
они только в 1939 году. Театральная карьера Ольги продолжалась с переменным успехом
до начала 1940-х годов - она посещала с гастролями Лондон, ездила в тур по Америке,
пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском ресторане Russian Tea Room (Русская
чайная).
В 1940 году актриса в последний раз ощутила вкус славы, блестяще исполнив роль
оперной примы мадам Дарушки в постановке «Клаудия» по роману Роуз Франкен. После
невероятного успеха на Бродвее спектакль было решено экранизировать, и таким
образом Бакланова получила возможность в последний раз появиться на киноэкране.
В начале 1940-х годов Ольга вышла замуж за Ричарда Дэвиса, владельца нью-йоркского
театра Fine Arts Theatre. Дэвис настаивал, чтобы жена оставила сцену, но она ещё несколько
лет продолжала играть и ушла в отставку только в 1947 году.
Последние годы жизни
В середине 1960-х годов был извлечён из забвения фильм «
Уродцы», и о Баклановой снова
заговорили. Актриса, которой было почти 70 лет, дала несколько интервью, в том числе
известному британскому киноисторику Кевину Браунлоу, снявшему несколько
документальных фильмов о звёздах немого кино, и Джону Кобалу, автору серии книг о
актёрах прошлых лет. На закате жизни Ольга переехала в город Веве (Швейцария), где
и скончалась 6 сентября 1974 года в возрасте семидесяти восьми лет.