Родился Крючков 6 января 1911 года, в Рождественский сочельник, наверное, это тоже
сыграло свою роль. Во всяком случае, какая-то невидимая сила хранила его всю жизнь.
И в подростковом возрасте, когда Николай не раз и не два выяснял отношения с
помощью кулаков, и чуть позже, когда после нескольких лет отнюдь не примерного
поведения, вдруг резко «взялся за ум». Кстати, у него была такая черта в характере:
сказал, как отрезал! Так, например, в 1970 году, когда стало пошаливать сердечко, врач
одной из московских больниц посоветовал актеру: «Завязывайте Вы с этим делом,
Николай Афанасьевич, иначе «мотор» может не выдержать!» «Завязывать, говорите? -
переспросил Крючков. - А что: плевое дело!» С тех пор он не выпил ни капли
спиртного...
Москвичи, да и не только они, слышали, наверняка, о фабрике Трехгорной мануфактуры.
Именно там Крючков постигал азы рабочей специальности, и был ни много ни мало -
гравером! От него требовались зоркий глаз и твердая рука. И с ним нельзя было
пошутить, мол, у тебя обе руки левые. Дело в том, что Крючков от рождения был
левшой.
А по вечерам он бегал на репетиции в фабричный клуб и не гнушался никакой работы.
Надо бить чечетку - пожалуйста, спеть - какие проблемы! А уж сыграть в
самодеятельном театре - вообще милое дело. Кого он только не переиграл, разве что
на старуху-процентщицу из Достоевского «Преступления и наказания» не
замахивался. Ну, скажите, у какого Родиона Раскольникова на такую дюжую бабульку
рука поднимется?
Очень много дали Николаю занятия в Театре рабочей молодежи (знаменитом ТРАМе).
Именно здесь его заметил режиссер Борис Барнет, который приступил к съемкам
фильма «
Окраина». Это был один из первых советских фильмов, награжденный
специальным призом Венецианского кинофестиваля. А 20-летний Николай Крючков в
роли Сашки-сапожника стал узнаваем.
Тринадцать - несчастливое число?
Потом были и другие фильмы Барнета, но звездным часом для Николая должна была
стать роль начальника пограничной заставы в фильме Михаила Ромма «
Тринадцать». Но не стала. В один их съемочных дней оказалось, что после
вчерашнего вечера «начзаставы» пребывает, мягко говоря, не в форме. Ромм выстроил
всех артистов в шеренгу, прошелся вдоль нее и задумчиво произнес: «Будем считать,
что командир погиб в самом начале фильма. Никто же дотошно не станет считать,
сколько вас человек: двенадцать или тринадцать...»
Но даже такой неприятный случай в биографии актера не повлиял на его приглашение
в другие фильмы. Когда Ивану Пырьеву предложили снимать кинокартину «
Трактористы», он без колебания пригласил на одну из главных ролей
Николая Крючкова. Его партнерами по фильму должны были стать уже популярный к
тому времени Петр Алейников и Борис Андреев. И на фоне этих богатырей должна была
блистать супруга режиссера - Марина Ладынина.
Пырьев, конечно, слышал о том, что Крючков иногда «срывается», но первое время
актер держался, пока не поспорил с Алейниковым и Андреевым, мол, выпью 10 стопок
водки без закуски и не опьянею! Поспорили. Крючков, действительно, опрокинул в
себя десять стопок (как минимум, литр водки), поклонился коллегам и пошел спать.
Но сам фильм удался на славу. Весь квартет главных героев стал очень популярным в
довоенном СССР, а песня «Три танкиста» превратилась в настоящий гимн этого вида
войск.
А после этого Крючков стал, пожалуй, самым «снимаемым» актером. Причем в фильмах,
которые имели большой успех. Достаточно вспомнить такие киноленты, как «
Свинарка и пастух», «
Котовский», «
Член правительства», «
Выборгская сторона». И пусть не все роли были главными, но кинозрители
уже в каждом фильме искали своего любимца.
А девушки? Не отходя со съемочной площадки...
Фильм "Трактористы" без всякого преувеличения относят к шедеврам советского
кино...
Он заставил вспомнить о себе в двух кинокартинах - «
Парень из нашего города» (по книге Константина Симонова) и «
Небесный тихоход». Первый снимался в 1942 году и стал как бы
«продолжением» «Трактористов». Все тот же бравый парень, опять танкист, вне
всяких сомнений - герой. Фильм - один из самых популярных в период Великой
Отечественной войны. А вот «
Небесный тихоход» был посвящен летчикам (наверное, не без влияния
Василия Сталина, с которым Крючков был дружен). И песня из этого фильма с задорными
словами: «Первым делом, первым самолеты, ну а девушки? А девушки потом...» долгое
время наряду с маршем «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» считался
неофициальным гимном авиации.
Кстати, именно на съемках этого фильма Николай Афанасьевич познакомился с
20-летней Аллой Парфаньяк , игравшей одну из главных ролей. И хотя между ними была
немалая разница в возрасте (13 лет), а также брак Крючкова с Марией Пастуховой ,
влюбленных это не остановило. Вскоре Крючков и Пастухова (исполнительница роли
Надежды Константиновны Крупской в фильме «Рассказы о Ленине») расстались, а
Аллочка родила Николаю Афанасьевичу сына.
Но быть женой Крючкова для Аллы Парфаньяк оказалось непосильной ношей. Ее можно
понять: Николай Афанасьевич часто встречался с друзьями, и эти встречи обычно
заканчивались застольями. В 1957 году она, забрав сына, ушла от знаменитого актера, к
менее известному Михаилу Ульянову . Кстати, это был очень рискованный шаг: будущий
киношный «маршал Жуков» тоже не был ангелом, когда за столом начиналась выпивка.
Но Михаил Александрович сумел побороть себя, у них оказалась дружная семья,
вскоре родилась дочь, словом, Парфаньяк удалось сделать из него «человека».
Через два года Крючков познакомился на съемках фильма «
Домой» с Зоей Кочановской,
заслуженным мастером спорта. Их взаимная симпатия закончилась официальным
браком. Но счастье молодоженов оказалось очень коротким. Однажды Крючков с
супругой и другом возвращались домой из поездки. Зоя попросила остановить
«газик» на минутку и побежала купить губную помаду. Когда она возвращалась к
машине, ее сбил невесть откуда взявшийся «студебеккер». Она скончалась на руках у
мужа...
Последняя любовь Николая Крючкова
После этого Николая Афанасьевича некоторые время опекали друзья, боялись, что с
ним может что-то случиться. А вернула его к жизни новая любовь - 30-летняя ассистент
режиссера Лидия. Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым
счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом
СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам
супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена
задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Не сделав себе
даже бутерброд.
А в остальном у них все было в полном порядке. Николай Афанасьевич души не чаял в
дочке Эльвире, много снимался, накануне нового, 1981 года, ему в честь предстоящего
70-летия было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Помимо этого он
был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и
орденом Красной Звезды.
В 1985 году Елена Михайлова сняла продолжение фильма «
Парень из нашего города», рассказав о том, кем стали главные герои
картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же
Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя фильм «
Верую в
любовь» не повторил такого успеха, но был достаточно тепло встречен зрителями.
В конце жизни у Крючкова развилась опухоль в горле, он почти перестал говорить. Но
в кинофильмах он так и остался Парнем из нашего города. Таким надежным и таким
родным...