Работа в театре и кино до войны
Родился Николай Николаевич Агуров 10 (23 марта) 1902 года в Обояни (ныне Курская
область). Когда Николай Николаевич и его брат Евгений оба стали актёрами в
Одесском русском драматическом театре имени А. И. Иванова, они решили бросить
жребий, кому брать псевдоним. Выпало - Николаю. Так появилась фамилия Волков и
пошла актёрская династия Волковых.
Николай Волков окончил Бакинскую театральную студию и на сцене начал выступать с
1921 года. Работал актер в театрах Баку, Казани, Перми, Иванова, а в 1933 году пришел в
труппу Одесского русского драматического театра имени А.И.Иванова. Во время войны
Николай Волков оказался на Ташкентской киностудии. Там и начал сниматься. И
первой заметной работой в кино стала роль Гуссейна-Гуслия в комедии Протазанова
"Насреддин в Бухаре". После войны Волков вновь вернулся в Одессу и продолжил
работу в театре.
В кино Николай Волков начал сниматься в 1941 году (в фильме Владимира Гончукова «
Боксеры»)
и сыграл более чем в сорока фильмах. В числе фильмов с его участием есть комедии,
исторические и военные ленты, детективные и фантастические картины -
романтическая фантазия Александра Птушко "Алые паруса", комедия Владимира Фетина
"Полосатый рейс", историческая лента Юлия Карасика "Шестое июля", героическая
комедия Виталия Мельникова "Начальник Чукотки", приключенческий фильм
"Бриллианты для диктатуры пролетариата", фантастическая картина Михаила Швейцера
"Бегство мистера Мак-Кинли". После войны вернулся в Одесский театр, в кино почти не
снимался (были небольшие эпизодические роли).
Второе открытие
Много лет спустя - в 1956 году - когда на "Ленфильме" приступали к экранизации
"Старика Хоттабыча", киношники вспомнили о Волкове, и его открытие как киноактёра
состоялось во второй раз. Приглашения посыпались с такой интенсивностью, что
Николаю Волкову пришлось оставить театр. Его мягкая, без нажима, актёрская манера,
сдержанность, с которой проявляют себя на экране его герои, их интеллигентность -
всё это оказалось очень к месту в нашем кино.
Персонажи Волкова выстраиваются в один ряд: художник Мукомолов («
Тишина»), педагог Симбирцев
(«
Грешный ангел»), американский коммивояжёр Вилли Ломен («
Мост перейти нельзя»), сказочник Эгль («
Алые паруса»),
кубинский рыбак Мануэль («Чёрная чайка»), продавец лотерейных билетов («Человек
идёт за солнцем»).
А вот другой ряд. Импозантные, холёные, породистые аристократы: граф Гельдфорт («
Урок истории»), немецкий посол Мирбах («
Шестое июля»),
английский премьер Вильям Питт («
Корабли штурмуют бастионы»). Они играются актёром тоже в
спокойной тактичной манере, без сатирического акцентирования. Но если
сопоставить их с предыдущими персонажами - романтиками и мечтателями - они являют
собой явный эмоциональный контраст.
Лучшие работы Николая Волкова несут непременную смысловую нагрузку, при этом не
важно, какое место они занимают в картине. И это уже позиция - актёрская и
человеческая. Волкова не решались приглашать на "пустяки", его авторитет был
неизмеримо высок.
Традиции Николая Волкова в кино и на сцене продолжил его сын, Николай
Волков-младший, много лет посвятивший Московскому театру на Малой Бронной.
Умер незаурядный актер 25 октября 1985 года, и последний фильм с участием Николая
Волкова-старшего вышел на экраны уже после его смерти. Похоронен на Введенском
(Немецком) кладбище.