Бурляев Николай Петрович Актер театра и кино, режиссер, сценарист поэт, автор
текстов песен
Родился 3 августа 1946 года в Москве.
Дедушка и бабушка - Людмила и Диомид Бурляевы - были актерами передвижных
малороссийских театров, под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции.
Дед был комиком, а бабушка - драматической
актрисой.
Ещё подростком, в возрасте 13 лет, будущий актер снялся в короткометражном фильме
«Мальчик и голубь», над которым Андрей Кончаловский работал на учебной
студии. На престижном Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году на конкурсе
фильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала
«Бронзового льва св. Марка». В фильме «Мальчик и голубь» снимался
Владимир Шурупов, профессиональный актер, который привел Бурляева в Театр имени
Моссовета. Главный режиссер театра народный артист СССР Ю. Завадский занял
новичка в постановке «Ленинградский проспект» по пьесе И. Штока. Главную роль
беспокойного и доброго советского человека Василия Павловича Забродина в
спектакле играл знаменитый Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его
внуком, 14-летним Васей Забродиным. Юный артист сыграл с выдающимся мастером в 150
спектаклях.
Когда в 1966 году Николай Дмитриевич скончался, Бурляев ушел из театра.
В 1960 году Андрей Тарковский увидел Бурляева в тонстудии, где происходила запись
«Мальчика и голубя». Примерно через неделю позвонил Андрей Кончаловский и
предложил прочитать рассказ Владимира Богомолова «Иван». А спустя еще неделю
позвонили ассистенты Андрея Тарковского и предложили Николаю приехать на
Мосфильм, на пробы. Юный актер был утвержден на главную роль в картине «Иваново
детство» (1962). Мститель, маленький разведчик, оборвыш с убийственным металлом в
руке. Как и лента «Мальчик и голубь», фильм «Иваново детство» был
представлен на кинофестивале в Венеции и получил главный приз - «Золотой лев св.
Марка».
Французский мыслитель Жан-Поль Сартр писал об Иване, главном герое картины:
«Маленькая жертва знает, что ей нужно: кровь, мщение. Дорога любви закрыта для
него навсегда».
В 1964 году Николай Бурляев поступил в Школу-студию имени Б.В. Щукина, сразу на 2-й
курс актерского факультета. В дипломном спектакле «Волки и овцы»,
поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым
дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных мужчин» Р. Роуза. Режиссер -
Никита Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.
В 1966 году сыграл роль Бориски в завершающей новелле «Колокол» кинофрески
«Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Фильм был «положен на
полку» и вышел на экраны только в 1988 году с другим названием - «Страсти по
Андрею».
Также долго шла к зрителю картина «Проверка на дорогах» («Операция "С
Новым годом!"»), поставленная Алексеем Германом. Лента была закончена в 1972
году и тут же была запрещена. Фильм был списан в убыток («Ленфильм»
компенсировал государству полную стоимость работы). Только в 1985 году картина
обрела экран. Николай Бурляев сыграл эпизодическую роль - согласившегося служить
гитлеровцам молоденького военнопленного.
В 1972 году сыграл роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока».
Из интервью режиссера Алексея Баталова: «Для молодого человека такая роль -
почти непосильный груз. Но тем не менее мы твердо решили, что Алексея Ивановича
будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме
страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в
Достоевском».
В 1976 году Николай Бурляев закончил режиссерский факультет ВГИКа, дипломная
работа - «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. На
ХХ111 Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене
«Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного
произведения.
В 1984 году сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина фильме «Военно-полевой
роман» Петра Тодоровского. Фильм был удостоен десятков международных наград, а
в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью, а актеру было
присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году Николай Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором
выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа над фильмом
длилась 6 лет, в съемках было занято 5000 человек, участвовало 185 актеров. В фильме
использованы рисунки и картины
Лермонтова, звучат стихи
поэта в чтении самого постановщика. Лента получила негативную оценку, а режиссера
обвинили в «националистическом экстремизме». Фильм «Лермонтов» ни разу
не был показан на Центральном телевидении.
В 1989 году режиссер Юрий Кара пригласил Николая Бурляева на роль Иешуа в
экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита». Натуру снимали в
Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Актер
причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой
Православной миссии в Иерусалиме.
Режиссерскую работу Николай Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив
в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. После
этой работы возникло решение: вместе с Виктором Туровым и актером Владимиром
Гостюхиным Николай Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею - в апреле 1992 года
был организован киноцентр «Русский фильм». Первым практическим деянием
киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и
православных народов «Золотой витязь». Было решено открывать МКФ в день
памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия - 24 мая. Первый фестиваль в
Москве собрал 20 фильмов и 30 участников - были представлены Россия, Беларусь,
Украина и по одной картине от Чехии и Словакии.
Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде - городе, который называют
«сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных,
анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля - «За нравственные,
христианские идеалы.
В 2001 году Николай Бурляев стал художественным руководителем киностудии
«Отечество»