Морис Роне (Maurice Ronet; 1927 - 1983) - французский киноактёр, режиссер и сценарист.
Настоящее имя - Морис Жюльен Мари Робине (Maurice Julien Marie Robinet).
Ранние годы
Родился 13 апреля 1927 года в Ницце, Прованс, Лазурный берег, Франция.
Родителя Мориса Роне были известными театральными актёрами. Его родители Эмиль
Робине и Жильберта Дюбрёй, выступавшие на сцене под именами Эмиль Роне (Emile Ronet) и
Пола Де Брёй (Paule De Breuil), рано приобщили своего единственного сына к театру: пока
они были заняты в спектакле, Морис проводил время за кулисами. Неудивительно, что
сын пошел по их стопам. Изучал актёрское мастерство у знаменитого актёра Жан-Луи
Барро в Парижской консерватории (поступил туда в 1944 году).
Был художником, писал рассказы.
Перед зрителями юный Роне впервые предстал в небольшом швейцарском городке в 1941
году, ему тогда исполнилось 15 лет. Это была пьеса Саши Гитри «Столик на двоих» (Les
deux couverts), в которой Эмиль Роне играл отца Мориса, а Жильберта была любовницей отца.
Карьера
Дебют в кино состоялся в фильме режиссёра Жака Беккера «
Свидание в
июле» (1949), в котором он сыграл Роже Мулана - роль, написанную Беккером
специально для него. Кстати, родителей его в фильме играли его родители в жизни -
Эмиль Роне и Пола де Брёй. Однако в тот период он почти не проявлял интереса к
актёрской карьере. Сразу после этого фильма он женился на театральной актрисе и
драматурге Марии Паком, и молодые сразу уехали в Прованс, где он попытался
заняться керамикой.
Отслужив в армии, Морис Роне вернулся в начале 1950-х годов в Париж, продолжив
обучение философии и физике, а также всецело отдаваясь своим увлечениям -
литературе, музыке (пианино и орган), кино и живописи. Продолжал сниматься в
небольших ролях и мечтал сам когда-нибудь стать режиссером. Однако постепенно в
нём проснулся вкус к актёрской профессии.
Успешной стала роль Марка в картине Жака Девилля «
Бесконечные горизонты» (1953), на МКФ в Канне Морис Роне заслужил лестные
оценки критиков. Красивое и нервное лицо актёра, умение в ограниченном
пространстве фильма сконцентрировано обобщить характер персонажа, те качества
которые помогли Морису Роне выйти в ряд популярнейших актёров Франции 1960-1970-х
годов. Мориса приглашают сниматься сразу в нескольких фильмах, в том числе и в
романтической драме «
Колдунья» с Мариной Влади.
Фильм получил широкое признание и множество призов, включая главный приз
Берлинского кинофестиваля 1956 года - «Серебряного медведя». В том же году Морис
разводится со своей первой женой Марией Паком, хотя фактически их отношения
прервались еще в 1954-м, и на период с 1958 по 1960-й год его подругой станет Анук Эме.
В 1960 году Роне снимается в драме Рене Клемана «
На ярком
солнце»: Ален Делон, сыгравший главную роль в этом фильме, станет его близким
другом. Наиболее известной актерской работой Роне станет картина режиссера Луи
Малля «
Затухающий огонек» (1963), где он блестяще сыграл лечащегося от
алкоголизма и безуспешно борющегося с приступами депрессии писателя Алена Леруа.
Картина была восторженно встречена критиками и получила специальный приз жюри
Венецианского кинофестиваля и приз итальянских кинокритиков.
С 1955 по 1975 гг. он снялся более чем в 60 фильмах. Ему доставались в основном роли
самоубийц, убийц или жертв преступления, с трагической судьбой и депрессивным
характером.
Среди лучших ролей - Жюльен Тавернье в остросюжетном фильме Луи Маля «
Лифт на эшафот» (1958), Дикки Гринлиф в экранизации романа Патриции
Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» - «
На ярком
солнце» (1960, реж. Рене Клеман), Ален Лерой в ленте «Блуждающий огонек» (1963, Спец.
приз жюри МКФ в Венеции, номинация на «Оскар»), Поль в триллере Клода Шаброля «
Скандал»
(1966, Премия на МКФ в Сан-Себастьяне, 1967), Чарли в фильме Бертрана Блие «
Отчим» (1981). С
Клодом Шабролем они сделали вместе 4 фильма - «
Скандал» (1966), «
Демаркационная линия» (1966), «
Неверная жена»
(1968) и - вместе с Аленом Делоном и Роми Шнайдер - «
Бассейн» (1969).
Его собственным режиссерским дебютом стала криминальная история, снятая в
Барселоне «
Вор из
Тибидабо» (1964), где он сыграл и главную роль. Затем было два документальных
фильма - про Индонезию и про строительство дамбы в Мозамбике.
Несмотря на предшествующий успех, 70-е годы были для Роне довольно хаотичными. Его
выбор фильмов не всегда был оправдан и удачен. Чтобы заглушить накатывающие
приступы меланхолии, он постоянно злоупотреблял алкоголем. Потеря матери также
стала для Мориса тяжелым ударом - он почувствовал себя по-настоящему одиноким. Тем
не менее, 70-е годы ознаменовались писательским дебютом Роне - в 1973 году выходит в
свет книга «Остров драконов» - хроника создания снятого им документального
фильма «К острову драконов». Еще позже, в 1977 Роне публикует «Ремесло актера» -
откровенное размышление об актерской профессии.
Среди наиболее известных картин Роне в 70-80-х годах можно отметить: «Дон Жуан в
юбке» с Робером Оссейном и Брижит Бардо, «
Марсельский контракт» с Майклом Кейном и Энтони Куином, «
Смерть негодяя» с Орнелой Мути и Аленом Делоном, «Кровные узы» с Одри
Хэпберн.
Личная жизнь
Брак в 1950-м году с актрисой Марией Паком очень быстро закончился расставанием, а в
1956 году - и официальным разводом. Выйдя за него замуж, Мария пожертвовала всем,
бросила актёрскую профессию и занялась живописью, но после развода, в том году она
вернулась к актёрской деятельности.
В 1958-1960 гг. поддерживал отношения с актрисой Анук Эме .
В 1966 году сам спроектировал и построил виллу на Лазурном берегу в городке
Бонньё.
У него есть сын Жюльен Робине (Julien Robinet, 1980 г.р.) от актрисы Жозефин Чаплин (Josephine
Chaplin, третьей дочери Чарли Чаплина и Ооны О’Нил), с которой прожил с 1977 года до
своей смерти. Официально они расписались в 1980 году.
Актёр скончался после тяжёлой болезни (от рака) 14 марта 1983 года в Париже, за месяц
до своего 56-летия. Будучи уже смертельно больным, он до последних дней скрывал
свой диагноз, чтобы уберечь от душевной боли родных, друзей и коллег. Похоронен на
кладбище недалеко от собственного дома в Провансе.
С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek