Тони Гатлиф (настоящее имя Мишель Дахмани / Michel (Boualem) Dahmani) - французский режиссёр,
сценарист, актёр, композитор и продюсер цыганского происхождения. Один из
немногих кинорежиссёров, снимающих художественные фильмы на цыганском языке.
Стоит у истоков рождения цыганского кинематографа.
Ранние годы
Родился в семье смешанного происхождения: отец - алжирский кабил (бербер), мать -
цыганка из семьи цыган-кале, оседлой в третьем поколении, в трущобах под Алжиром.
По словам Тони Гатлифа, его детство можно было назвать настоящим адом, оно прошло
в нищете. Кинотеатра в посёлке не было, и телевизоров тоже, зато была школа. В школе
был учитель. Он купил в Алжире кинопроектор и стал показывать детям французские
фильмы. На юного Мишеля большое впечатление производит актёр, его тёзка Мишель
Симон в фильме «Будю, спасённый из воды«, который надолго становится его кумиром
и образцом для подражания.
Когда Мишелю было 12 лет, родители объявили ему о намерении женить его на выбранной
ими девочке. Мальчик убегает из дома во Францию. Во Франции он вертелся в компании
беспризорников, чистил ботинки, приворовывал и рос. Став постарше, сумел
устроиться матросом на маршруте Марсель-Париж. Время от времени снова садился за
мелкое воровство.
В 1965 году 17-летнему Мишелю попадается на глаза афиша спектакля, в котором
участвует Мишель Симон, его кумир! Мишель Дахмани покупает билет и после
представления проникает в гримёрку актёра. Там они долго разговаривают. Этот
разговор становится переломным для Дахмани: он решает, что обязательно станет
кинорежиссёром.
Но сначала он заканчивает драматические курсы в Сен-Жермен-ан-Ле и становится
актёром. После этого он играет в театрах и на телевидении, а в 1974 году дебютирует и
в кино, в фильме Жерара Пиреса «Акт агрессии».
Тогда же пишет свой первый сценарий - по нему снимают фильм «
La rage au poing», он в нём играет настоящую
роль с именем. После этого он снимает два или три своих фильма, среди которых
короткометражка «Беги, цыган!» (Corre, gitano), посвящённая судьбе южнофранцузских кале
в Кали Траш. Все свои первые фильмы Гатлиф снимает на 16-миллиметровую пленку и на
свои деньги - ни одним из них режиссер сегодня не доволен, но они стали хорошей
профессиональной школой.
Карьера
Но известность к нему приходит только в 1983 году, когда он заканчивает работу над
фильмом «
Цыганские бароны» (Les princes). Этот фильм стал первым в его цикле картин,
посвящённых цыганскому народу. Он показал цыган такими, какими тогда их ещё никто
не видел, не воспринимал. Фильм был настоящей бомбой. О Гатлифе заговорили.
Второй фильм цыганского цикла, «Добрый путь» (Latcho drom) был снят только через
несколько его картин и через 10 лет. Это узнаваемо Гатлифовская, медитативная
картина, посвящённая распространению цыган по миру и разнообразию цыганских
племён. Она открывается «цыганами» с цыганской прародины - Раджастана, артистами
индийского племени банджара, и двигается далее, в Турцию, Египет, Румынию,
Словакию, Венгрию, Францию, Испанию. Фильм ничему не пытается нас учить и даже
ничего не пытается рассказать. Он показывает мир цыган таким, каким видит его
своими цыганскими глазами Гатлиф. Цыгане поют, танцуют, играют свадьбы, готовят
еду, позвякивают украшениями, разговаривают - попросту живут. Главная в этой жизни
- музыка. В ней, говорит Гатлиф, вся память и вся душа цыганского народа.
Ещё две картины цикла, «
Странный
чужак» (Gadjo dilo) и «
Трансильвания» (Transylvania) происходят в одном и том же месте, но не
пересекаясь. Наверное, «
Странный
чужак» - самая цыганская картина, которую вообще можно представить, хотя
главный герой в ней француз. Это молодой парижанин по имени Стефан. Он оказывается
в румынской глубинке, потому что ищет женщину, чьё пение было записано его отцом -
румынскую цыганку Нору Люку.
Гатлиф рассказывает: «Я понял, что кино - это мощная власть, которая дается, чтобы
говорить о себе и себе подобных. Я начал интересоваться Тарковским, Параджановым,
Кисльовским, Форманом, Феллини. Я вернулся к авторскому кино как к искусству. А от
этого я пришел к искусству как адвокат, защитник, к кинематографу, который
рассказывает о других, о тех, у кого нет права голоса, кто не может говорить сам».
Многие картины Гатлифа с героями-цыганами, тем не менее, не вошли в цыганский цикл,
поскольку посвящёны другим темам. Так, фильм «
Изгнанники» (Exils)
раскрывает тоску тех, кто оказался оторван от корней, стал чужим для своих и не
стал своим для чужих. Эта картина получила приз за режиссуру на Каннском
фестивале 2004 года, где соперничала с фильмами Кустурицы, Вонга Карвая, Парка
Чанвука и братьев Коэнов. Вообще Гатлиф получал награды не раз. Например, зрители
и критики выделяют его фильмы «Добрый путь« и «
Странный
чужак«. Разнообразны по тематике и сюжетами фильмы «Мир» (Mondo), «Не плачь, май
лав» (Pleures pas my love), «Меня принёс аист» с Роменом Дюрисом (Je suis né d'une cigogne) и
другие.
Тони Гатлиф очень не любит профессиональных актёров за то, что те, как он считает,
не могут быть настоящими. Есть очень мало профессионалов, с которыми он согласен
работать. Например, цыганская актриса и певица Рона Хартнер и француз Ромен
Дюрис.
Всего на данный момент Гатлиф - режиссёр 18 фильмов, для многих он сам писал
сценарий и музыку; это человек, провозглашающий: «В каждой душе живёт цыган».
Музыка в творчестве Гатлифа
Надо сказать, что музыка играет первостатейную роль в работе режиссера. Она
звучит в его фильмах от первого до последнего кадра, звучит во время подготовки к
съемкам картины, во время съемок и после них. По сути, именно музыка организует
экранное действие, заставляя героев проявлять искренние эмоции и сбрасывать
привычные социальные маски. Звук - будь-то буйные ритмы сельской свадьбы,
медитативные арабские мотивы или индустриальная какофония мегаполиса - словно
служит Гатлифу противоядием от лжи. И одновременно привносит в его фильмы
атмосферу документальности, предельной достоверности событий.
Считающий музыку единственной памятью цыганского народа Гатлиф сам, кстати,
пишет песни и играет на множестве инструментов, при этом его произведения
располагаются в диапазоне от традиционного фламенко до транса и техно с
анархическим содержанием.