Кононов Михаил Иванович родился 25 апреля 1940 года в Москве.
В 1963 году окончил Театральное училище им. М. Щепкина и был принят в труппу Малого
театра.
В 1963 - 1968 гг. - актер Академического Малого театра.
С 1968 г. - актер киностудии им. М. Горького.
Ушел из жизни после тяжёлой болезни 16 июля 2007 года.
Начало
Выступать на сцене Михаил Кононов начал еще в школе. Вместе с Андреем Смирновым ,
ставшим впоследствии известным кинорежиссером, они готовили целые эстрадные
программы. Успех в школьной самодеятельности и подтолкнул Кононова к поступлению
в театральное училище.
Окончил Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина в 1963 году. Вместе с
ним на одном курсе в училище учились Виктор Павлов , Виталий Соломин , Олег Даль .
Театр
В 1963 году Михаил Кононов окончил театральное училище им. М. Щепкина, и был принят в
Малый театр. Поначалу казалось, он вписался в театральную среду. Однако в
дальнейшем отношение руководства Малого театра к молодому актеру изменилось -
ходили слухи, будто мэтрам не нравилось, что Кононов делает карьеру в кино. К тому
же, в период, когда актер готовил большую роль (Хлестаков в "Ревизоре"), случайно
брошенные слова стали причиной разразившегося скандала, и ему срочно пришлось
покинуть Малый театр. Проработав пять лет, в 1968 году актер покинул театральные
подмостки навсегда.
Но его актерскую судьбу спасло то, что он уже был известен как киноактер.
Впоследствии стал актёром киностудии им. М. Горького.
Первые роли в кино
Впервые Михаил Кононов снялся в кино еще будучи студентом театрального училища.
В 1961 году он дебютировал ролью Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «
Наш
общий друг». Уже тогда обозначился его типаж - простого, бесхитростного
паренька из народа.
В первые пару десятилетий им были сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька - в
лирической киноповести Исидора Анненского «
Первый троллейбус», Витька Аникин - в картине Михаила Калика «
До свидания, мальчики!», Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова «В огне
брода нет», младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира
Трегубовича «
На войне, как на войне» и другие.
Таким же предстал перед зрителями и ревкомовский писарь Алексей - герой Кононова
в историко-революционной трагикомедии «
Начальник Чукотки», вышедшей на экраны в 1966 году. В этой картине Михаил
Кононов и Алексей Грибов создали великолепный комедийный дуэт. Актеры словно
купались в предоставленном материале, при этом, не переходя границ хорошего вкуса
и щедро позволяя по очереди солировать друг другу.
В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова - выдающаяся
драма Андрея Тарковского «
Андрей
Рублев». Актеру досталась в ней небольшая роль Фомы. Но именно она, по словам
Михаила Ивановича, является одной из лучших его работ.
«Большая перемена»
К началу 70-х годов Михаил Кононов был уже очень популярным и к тому же всенародно
любимым актером. Он много и разнообразно снимался в кино. При этом его герои, как
правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными. Во всех своих ролях -
маленьких и больших - актер оставался бесконечно правдив. И поэтому всегда
верилось в существование его героев.
Самый большой зрительский успех пришелся на телесериал «
Большая перемена», где Михаил Кононов блестяще сыграл учителя Нестора
Петровича. Эта легкая и веселая комедия сразу же завоевала сердца зрителей и
продолжает оставаться любимой многими вот уже не одно десятилетие. Авторы нашли
ту тонкую грань между реальностью и вымыслом. Казалось бы, совершенно абсурдная
идея усадить взрослых, сформировавшихся людей за школьные парты, оказалась не
такой уж и фантастической. Она как бы перекликается с идеей культурной революции,
всеобщей перековки и переобучения всех людей - любимой идеи тоталитарного
строя.
Как ни странно, сам Михаил Кононов недолюбливал те свои работы, которые принесли
ему популярность зрителей - «
Начальник Чукотки», «
Большая перемена» или «Гостья из будущего». «Если говорить о признании
в профессиональных кругах, - говорил актер, - то больший успех принесла мне
небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв». А массовый успех, какой имеют «
Большая перемена» или «Гостья из будущего», меня не волнует. Я просто
отдал свой профессиональный долг. Когда я прочёл сценарий «Большой перемены», то
просто пришёл в ужас и сказал себе: «Ну, если я и это смогу преодолеть, тогда,
наверное, я крепкий актёр». Мне кажется, что я справился с этой ролью, естественно,
при помощи блистательных актёров, которые только начинали в «Большой перемене».
Кино для взрослых и детей
В 70-е - 80-е годы Михаил Кононов особенно много снимался. При этом он нередко
демонстрировал блестящее комедийное дарование. Это относится и к его Нестору
Петровичу из «Большой перемены», и к Павлику в мелодраме «
Начало», и к Митьке Ярмолюку в
трагикомедии «
Здравствуй и прощай», и ко многим другим. Комедийное начало актер умело
сочетает с драматической глубиной.
В 1975 году Михаил Кононов впервые попробовал себя в детском кино. Режиссер
Геннадий Васильев пригласил его на роль Яшки-писаря в фильме-сказке «Финист -
Ясный Сокол». Работа оказалась необыкновенно удачной. Именно, казалось бы,
персонажи второго плана в исполнении Михаила Кононова, Георгия Вицина и Михаила
Пуговкина стали главными героями картины, придав ей тот самый задор.
Сразу же после выхода «Финиста» Геннадий Васильев снова пригласил актера для
совместной работы в свою новую картину «Пока бьют часы» на роль начальника стражи
Грызуна. А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский - постановщик
киносказки «Кольца Альманзора» - увидел в Кононове главного героя, бесстрашного и
бескорыстного садовника со звонким именем - Зинзивер. А чуть позже Кононов
появился в образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском
фантастическом фильме «Гостья из будущего».
В целом актёр сыграл более чем в 60 фильмах. Среди лучших ролей в кино -
Алёша Семёнов («В огне брода нет»), Павлик («
Начало»), Митька Ярмолюк («
Здравствуй и прощай»), Аким («Таёжная повесть»), Василий («
Василий и Василиса»), космический пират Крыс («Гостья из будущего»).
Актёру было свойственно сочетание мягких комических красок с драматической
глубиной. Сам Кононов считал себя трагикомическим актёром. "Я не типажный актер, в
смысле не одного типа: все мои роли очень разные. Чаще всего мои герои -
трагические личности. Смех сквозь слезы - это то, что нужно в искусстве, на мой
взгляд", - отмечал Кононов.
Вне кино
С конца 80-х Михаил Кононов все реже появлялся на
экране. Он сыграл офицера КГБ в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара, или ночь со
Сталиным» (1989), Климента Ворошилова в драме Андрея Михалкова-Кончаловского
«Ближний круг» (1992) и некоторые другие роли. Но от большинства предложений актер
категорически отказывался.
В последнее время Михаил Кононов практически не снимался в кино и редко появлялся
на людях. «Видите ли, я воспитан несколько по-иному - я опираюсь на заповеди, с
какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому, отчаянно не снимаюсь в
сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из
области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею
права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в
живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в
образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения.
И от роли отказался, хотя там предлагали большие деньги. Нельзя выходить на
зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне. Видите ли, нас учили
относиться к своему делу иначе. Если идти на поводу у зрителя, то можно вообще
заблудиться. Что сейчас и наблюдается в кинематографе и на телевидении. Мы можем
показать к месту и не к месту голый зад. Но это же антиискусство, антиэстетика. Мы
же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз. Иначе не нужна наша
профессия. Не нужны ни художники, ни писатели», - говорил Михаил Иванович.
Он с удовольствием вспоминал свои работы у таких режиссеров, как Михаил Калик,
Андрей Тарковский, Глеб Панфилов, Виталий Мельников, и говорил, что с актерской
профессией теперь покончено, и если теперь он и снимется, то только у братьев
Михалковых.
Последние годы жизни[/b]
Последняя роль - в телесериале
«В круге первом» (2006). Вернулся в кино по зову Глеба Панфилова, с которым не
работал со времен «Начала» (1970), «В круге первом» сыграл Спиридона.
В конце 1970-х годов Михаилу Кононову пришлось продать московскую квартиру и начать
многолетнее строительство дома в Истринском районе в деревене с символическим
названием Бутырки.
С начала 1990-х годов актёр всё реже появлялся на экране. От предложений чаще
отказывался, с новым поколением в кинематографе принципиально не дружил и
негативно отзывался о состоянии современного российского кинематографа.
В последнее время актёр мало снимался, редко появлялся на людях и жил в деревне
Бутырки под Истрой. Растил виноград, помидоры, капусту, тыквы. Причем почти в
промышленных масштабах - урожай ведрами отдавали соседям. Но, проведя в деревне 10
лет и так и не став деревенским жителем, за год до смерти купил маленькую
квартирку на окраине Москвы. После возвращения в Москву работал руководителем
службы маркетинга.
Актёр был женат, с женой Натальей прожили вместе 38 лет. Детей, к сожалению актёра, у
них не было.
В 2000-е годы Михаил Кононов написал книгу мемуаров, но ни одно издательство не
приняло её к публикации бесплатно, а денег у него не было - пенсия составляла 3 тыс
рублей.
Скончался 16 июля 2007 года в возрасте 67 лет после продолжительной болезни, от
сердечного приступа. Великий актёр, забытый друзьями и коллегами, умер в полной
нищете. Здоровье у Михаила Ивановича к концу жизни было плохое - он перенес
инфаркт, тромбофлебит и был инвалидом II группы. За две недели до смерти Кононов с
пневмонией лёг в больницу. Однако в больнице его состояние лишь ухудшалось: у
Михаила Ивановича просто не было денег, чтобы приобрести необходимые
медикаменты. На фоне пневмонии у него развились сердечная недостаточность и
тромбоэмболия. Вечером 15 июля его перевели в отделение кардиореанимации, но
спасти жизнь артисту не удалось. Сердце Михаила Кононова остановилось 16 июля в 10
часов 10 минут. Причиной смерти стала тромбоэмболия - тромб в сосудах.
Похоронен в Москве, в колумбарии Ваганьковского кладбища.