Детство
Михаил Кокшенов родился 19 сентября 1936 года в Москве. Его детство прошло в районе
Замоскворечья. Он рассказывает: «Увы, дом, в котором я провел детство, под номером
36 на Софийской набережной, давно сломали. Но я до сих пор уверен, что Замоскворечье
- сердце столицы. Аура потрясающая. Наверное, поэтому старые москвичи, ютящиеся в
коммуналках, совсем неохотно уезжают из этого района. Место больно сладкое.
Раньше для меня, мальчишки, выйти на набережную, посмотреть на Кремль было
таинством. Тогда еще не было такого сумасшедшего движения в этом районе, и все
выглядело совершенно по-другому. Но все равно я люблю бывать в Замоскворечье, хотя
случается это не так часто, как мне хотелось бы».
Путь в кино
Путь Михаила Кокшенова в кино был долгим и сложным. Первоначально юноша поступил
в Московский индустриальный техникум, который успешно окончил в 1957 году. Михаил
уже готовился стать строителем-дорожником, но тут, совершенно случайно,
поддавшись уговорам друзей из своего двора, решил попробовать себя на актерском
поприще. В результате Кокшенов поступил в театральное училище имени Бориса
Щукина. Училище он окончил в 1965 году. Затем работал на сцене Академического театра
имени В.Маяковского и в Московском театре миниатюр. В кино же молодому актеру
долгое время ему доставались лишь эпизодические роли: Мишка в киноромане Алексея
Салтыкова «
Председатель»,
шофера в фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант»,
Канунникова в оптимистической драме Михаила Швейцера «
Время, вперед!»
и др. Правда в 1967 году Михаилу Кокшенову досталась большая роль. Он снялся в
культовой картине Михаила Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Но, как признается сам
актер: «Мотыль меня взял скорее из-за фактуры. Белобрысый такой долдон, 105 кг, «ни
тени мысли на лице». Или, как позже выражался сам Мотыль: «Цивилизация прошла
мимо».
На съемках одного из фильмов с Михаилом Кокшеновым чуть было не произошел
несчастный случай. Речь идет о детективе Владимира Назарова «
Хозяин
тайги», где главные роли исполнили Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий.
Кокшенов же сыграл одного из сплавщиков леса, на которого падает подозрение в
ограблении магазина. Съемки фильма происходили в Красноярске. Михаил Кокшенов
вспоминает: «По сюжету, мой герой, бравый сплавщик, срывается с бревен, которые
плывут по реке. Они ведь очень красиво бегают по этим бревнам, эти сплавщики. За
меня бежал дублер, потом он «срывался», и тут в воду меня сажали. Только никто не
предупредил, что, во-первых, вода в десять градусов очень бодрит, а во-вторых,
сапоги резиновые, чтобы вода в них не попала, обычно перевязывают специальной
проволокой. Я этого не знал и смело прыгнул в воду. Тут же вода наполнила сапоги до
самых краев, и меня потащило на дно. Хорошо, я тут же уперся ногами во что-то
твердое. Стою по шею в воде, камера работает. Говорю текст, а сам пытаюсь сапоги
скинуть. Сам не помню, как удалось избавиться от сапог, еле заполз на лодку и тут
слышу дикий вопль костюмерши: «Где сапоги?!»
Популярный актер
По-настоящему Михаил Кокшенов приобщился к кинематографу в 1973 году, когда пришел
на постоянную работу в Центральную студию киноактера. Именно с этого года он стал
регулярно сниматься в кино. А вышедшая в 1975 году комедия Леонида Гайдая «
Не может быть!» принесла актеру и первую широкую известность. Затем
последовали небольшие, но заметные роли: Сергуньки Ртищева в
историко-приключенческой комедии «Сказ про то как царь Петр арапа женил», Пашина -
хозяина кота Барсика в альманахе «
По улице комод водили» и других фильмах.
В 1978 году Михаил Кокшенов снялся в единственном за свою биографию музыкальном
фильме - фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «
31 июня». Об этой красивой картине актер
вспоминает с большим удовольствием: «Моим основным партнером там был Владимир
Зельдин. Он меня поражал своей энергией, великолепной пластикой, тем, что всегда
был в хорошем настроении. Он играл Короля, а я - Шута. Интересная у нас получилась
парочка!... По тем временам у нас были потрясающие декорации и великолепные
костюмы. В "королевских апартаментах" стоял стол, примерно 3 х 10, весь заставленный
самыми настоящими яствами!..»
Очень скоро определилось амплуа Михаила Кокшенова. Его, как правило, стали
приглашать на комедийные роли всевозможных глуповатых амбалов, увальней и
деревенских простаков. Самыми яркими работами в этом амплуа стали роли Степана в
комедии Леонида Гайдая «
Спортлото-82», Сашки
Ходоса в фильме Игоря Добролюбова «Белые Росы» и Пряхина в комедии Геральда
Бежанова «
Самая обаятельная и
привлекательная».
При этом в жизни актер совершенно не похож на своих героев. Однако он совершенно
не расстраивается по этому поводу: «Я не жалею, что у меня сложился подобный имидж.
Считаю, что мне повезло. Комедийное амплуа - самое сложное, но, наверное, и
счастливое - для актера. Оно вне политики, вне возраста - вечное...» Как признается
сам актер, одним из учителей для него был знаменитый Савелий Крамаров.
Немало Кокшенову довелось сниматься и в военных картинах. Он был и ефрейтором, и
старшиной, и майором. Правда и здесь его, как правило, использовали все в том же
комедийном амплуа. Сам же Кокшенов с особой теплотой вспоминает роль рядового
Курыкина в фильме Владимира Фокина «Александр маленький». По его собственным
словам, эта роль стоит любой генеральской: «В Курыкине воплотились лучшие
качества нашего воина. Воина-победителя, воина-освободителя. Есть в нем что-то от
Теркина».
Личная жизнь
Со своей супругой Еленой Михаил Кокшенов познакомился весьма оригинально. Вот
как он сам рассказывает о той встрече: «Ехал я как-то по Пятницкой, смотрю, очередь
громадная выстроилась. А как раз в то время в Москве появились эти заморские
фрукты. И я подумал: «А не купить ли мне пару-тройку килограммов?» Останавливаюсь,
иду к началу очереди (меня так Савелий Крамаров учил: «Всегда иди в начало
очереди!» - «Почему?» - «Там ближе!»). А вокруг все кричат: «Артист, нахал, без
очереди лезет!» И тут я вижу, стоит девочка хорошая - во всех смыслах этого слова.
Так вот я и подошел к Лене, будущей своей жене. Попросил взять бананчиков без
очереди, всего пару килограммов. Она мне и взяла пару килограммов».
Когда они познакомились, Елене было всего 19 лет. В последние годы Елена Сергеевна
помогает Михаилу Кокшенову в его работе. Она - ассистент режиссера по актерам. В 2009
году актер ушел из семьи и женился на Наталье Лепехиной, она генеральный директор
фирмы, которая производит нефтепромысловое оборудование.
Режиссер
К началу 90-х годов Михаил Кокшенов уже был одним из самых снимаемых актеров. Как
раз в то время он впервые попробовал себя в режиссуре.
Первой его картиной стала комедия «
Русский
бизнес», рассказывающая о том, как два безработных мужика организовали для
иностранцев охоту на дрессированного медведя.
О своей первой картине Михаил Михайлович вспоминает: «Это был тяжело
психологически. Помню, в первый съемочный день я отснялся в своей сцене и пошел
собираться. Оделся, уже пошел к выходу и вдруг слышу голос Наташи Крачковской:
«Миш, ты куда?» Я отвечаю: «Домой, я же уже отснялся!» «
Дурак, ты же режиссер, ты здесь главный и
должен быть до конца». Для меня это был шок, ведь актер настроен только на роль:
отснялся четыре часа, и все - гуляй, рванина. А тут нужно оставаться до конца».
В картине снялись такие знаменитые актеры, как Савелий Крамаров, Семен Фарада,
Наталья Крачковская. Однако, несмотря на это, вряд ли эту картину можно считать
удачей, также как и последующие «
Русский счет» и «
Русское чудо».
К настоящему времени Михаил Кокшенов снял уже более десятка комедийных фильмов.
Помимо вышеназванных, это «Герой его романа», «Племянник», «
Юбилей прокурора», «
Лифт уходит по расписанию», «
Love - Сервис», «
Детектив по-русски» и др. Во всех своих картинах Кокшенов снимается и
сам. Однако, стоит признаться, что Кокшенов-режиссер все же уступает
Кокшенову-актеру.
Ушел из жизни знаменитый советский и российский актер 5 июня 2020 года. Ему было 83
года. Известно, что последние полгода Кокшенов боролся с тяжелой болезнью. Он
проходил лечение в подмосковном реабилитационном центре.
После кремации урна с прахом захоронена в фамильном склепе на Новодевичьем
кладбище.