Театр
Начинал свою творческую деятельность Михаил Данилов в Студенческом театре ЛГУ. В
1965 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии, работал в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. С 1966 года -
актёр Государственного Большого драматического театра имени М.Горького (БДТ).
С БДТ связана вся творческая жизнь Михаила Викторовича. На этой сцене он сыграл
десятки маленьких ролей, создал «точные стилистические фигуры»: Управляющего у
Саввы Морозова ("Третья стража"), адвоката Шубинского ("Защитник Ульянов"), Отца в
пьесе А.Володина "Киноповесть с одним антрактом", Лагранжа в "Мольере" М.Булгакова.
Его основной темой в творчестве стала история "маленького человека", человека
скромной судьбы, зажатого условностями, сдавленного страхом перед ней, но
преодолевающего всё благодаря доброте, широте и благородству своей души, часто
неожиданным для него самого.
Кино
Михаила Данилова называли «мастером крупного плана». Его лучшие роли - это роли в
телепостановках, где крупный план - главный приём. Правдивость и точность эмоции,
«скупой стиль» игры - вот что делало Данилова блестящим мастером постановок на ТВ.
В том числе и в телефильмах Петра Фоменко «
На всю оставшуюся жизнь» и «
Почти смешная история».
Когда вышел телефильм «
На всю оставшуюся жизнь», едва не каждый ленинградец знал
даниловского доктора Супругова. Михаил Викторович вдруг стал популярен, и этот
факт его жутко раздражал. Прогуливаясь с товарищем, вдруг он замирал, боясь
оглянуться: «Так, пошли, быстро... на нас смотрят!...»
«Мишу известность застала врасплох, - вспоминал его друг, работник БДТ Юрий
Кружнов. - Он-то любил жизнь тихую, вольную, жизнь книгочея, шутника, философа и
мастерового. Он никогда не терпел, например, разные собрания и "тусовки" артистов.
На театральные банкеты тоже никогда не ходил. «Нет ни костюма, ни желания», - любил
приговаривать... Данилов - это мир, и в нём всё - и дар артиста, и нежность к близким,
и безупречный художественный вкус, и высокая культура, и незыблемость
нравственных правил, и владение многими ремёслами...»
Среди других ролей актёра: Толкунов («И другие официальные лица»), Богуславский
(«Вернёмся осенью»), Фогг («
Соучастие в убийстве»), Марчук («
Прорыв»), Кривощапов («
Тихое
следствие»), Чекалинский («
Эти... три верные карты»), Тесть («Чёрная роза - эмблема печали, красная
роза - эмблема любви»), Деян («
Чернов.
Chernov»), Ротшильд («
Анекдоты»), Фёдор («
Курица»). В
так и не вышедшей картине «
Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова Данилов
сыграл Берлиоза.
Творческая личность
Михаил Данилов был блестящим фотографом-художником; он знал трубочное ремесло,
великолепно делал трубки и был хорошо знаком с самим "стариком Фёдоровым". Он
великолепно рисовал и потрясающе знал мировую живопись. Он любил заниматься
кулинарией - и многим, многим ещё. Он не мыслил жизни без Гоголя и Рембрандта,
которых досконально изучил, не представлял свою жизнь без классической
литературы и классического джаза, без астрономии и высшей математики.
Его очень уважал Георгий Товстоногов. Ценил его и как артиста, и как неординарную
личность. Он часто советовался с ним по самым разным вопросам. Михаил Данилов
последние годы тяжело болел, ездил на операцию в США, где ему удалили почку и
половину лёгкого. Несмотря на не проходящие боли, актёр внешне оставался всегда
бодрым и остроумным.