Болдуман Михаил Пантелеймонович родился 23 июля 1898 года на станции Израиловка
Могилёвской губернии в молдавско-украинской семье дворян. И, хоть мать его была
княжной, ребёнок по метрической записи значился "из крестьян". Михаил Болдуман
считался достаточно слабым учеником, окончив гимназию с посредственными
оценками, но в дальнейшем удивлял образованнейших людей обширными знаниями и
владением несколькими языками, причём французским с великолепным произношением.
Тайной осталось, где и как он жил в течение всей гражданской войны с семнадцатого
по двадцать первый год. Известно лишь, что был юный Болдуман пацифистом и кровь
соотечественников проливать не мог.
Сценическую деятельность начал в Жмеринке (Винницкая обл.). В 1924-1931 гг. занимал
ведущее положение в Киевском театре русской драмы (Сатин в «На дне», Кошкин в
«Любови Яровой», Яго в «Отелло», Король в «Гамлете»).
Два сезона проведя в Театре б.Корш в Москве, при его закрытии в 1933 г. был переведен
в МХАТ. Медленно вводясь в репертуар, он первые три сезона был занят во
второстепенных ролях (Сысой Пафнутьевич в «Мертвых душах», обер-кондуктор в
«Талантах и поклонниках», этапный офицер в «Воскресении» и пр.). Переломными стали
роли Синцова во «Врагах» и Бориса Годунова в возобновлении «Царя Федора
Иоанновича» (обе - 1935 г.). Внутреннее властное спокойствие, твердость ни перед чем
не сворачивающей воли и непримиримой мысли, специфический романтизм обеих фигур,
назначивших себя в вожди и наделенных даром подчинять, - все это было ново для
мхатовской сцены и схвачено сильно. Вариантом темы власти, притягательной и
раздавливающей, мог стать у Болдумана Людовик XIV в «Мольере», но жизнь этой роли
была слишком коротка.
Став дублером Б. Г. Добронравова в «Платоне Кречете», Болдуман искал обаяние героя
прежде всего в его всецелой сосредоточенности, в преданности делу-идее: его
Платону можно было поверить, что он играет на скрипке впрямь лишь ради упражнения
пальцев, гибкость которых потребна хирургу.
Довольно неожиданным стало назначение Болдумана на роль Вершинина в «Трех
сестрах» вместо репетировавшего ее Качалова. О Болдумане можно было сказать
разве, что он сумел выйти из затруднительного положения. Не стала удачей и работа
в «Кремлевских курантах», где он был дублером Хмелева-Забелина. Зато в «Глубокой
разведке» (1943) тема, волнующая актера, раскрывалась сполна. Майоров, с его
нарочитой, резкой сухостью, с его аскетизмом и нетерпимостью, с его чистой и
строгой душой, был актером романтизирован так же, как его следующий герой -
служитель
чести капитан Горбунов во втором спектакле МХАТ по пьесе А. Крона «Офицер флота»
(1945).
Всего Михаил Болдуман сыграл в МХАТ 46 ролей. Выдвинувшая его и определившая его
артистические приемы тема оказалась отработанной, когда он был еще в расцвете
сил. Благородная сухость, скрывающая глубокую думу, становилась штампом: так был
сыгран полковник Шатров с его выбором в пользу большевиков («Залп «Авроры»», 1952).
Попытка сатирического и острохарактерного хода к роли (Окунев, «Чужая тень», 1949)
не имела продолжения. Надежды возлагались на романтическую «Зимнюю сказку», с ее
драмой ревнивца и политика, верующего в собственное измышление до конца;
специально ради Болдумана была затеяна постановка приподнятого по звучаниям
«Сна разума», посвященного художнику - фанатику творческой идеи. Он сыграл в этих
спектаклях короля Леонта (1958) и Франсиско Гойю (1973).
В свои поздние годы он был также участником спектаклей «Соло для часов с боем»
(Райнер, 1974), «
Все кончено» (доктор,
1979).
Михаил Пантелеймонович был мужем знаменитой дрессировщицы Наталии Дуровой.
Ушёл из жизни 28 декабря 1983 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком)
кладбище.