Диана Викторовна Вишнёва - артистка балета, прима-балерина Мариинского театра,
Народная артистка России.
Диана Вишнёва родилась в Ленинграде (Санкт-Перербурге) 13 июля 1976 года в семье
инженеров-химиков. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в
хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 поступила в Академию русского
балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее первым педагогом была Людмила
Васильевна Бельская, в выпускном классе - Людмила Валентиновна Ковалева.
Учёба в Академии русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой
В 1994 году подающая надежды ученица отправилась в Швейцарию, в Лозанну, на всемирно
известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится ежегодно и
считается по сей день самым престижным в мире конкурсом молодых артистов балета.
Возрастной ценз участников - 15-17 лет. Призерам предоставляется право
стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с
Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). В номинации
«произвольный танец» Диана исполнила в Лозанне миниатюру «Кармен», специально
поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и
получила высший приз - Золотую медаль. Строгость судей этого конкурса можно
оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до
этого Золотой медали удостаивались только мальчики, а после, вплоть до настоящего
времени - высшая награда не присуждалась.
В марте 1995 года студентка Вагановской академии Вишнёва выступила в Торонто в
гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в
паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп,
Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с
которой будет продолжаться долгие годы.
Этапы творческого пути
В 1995 году Диана окончила Академию им. А.Я. Вагановой и была принята в балетную
труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала Ольга Ченчикова. В
это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина,
постановку которых патронирует Фонд Джорджа Баланчина. Вишнёва получила роль
буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере.
Февраль 1996 года, первый показ «Симфонии до мажор» Баланчина, Диана Вишнёва
танцует сольную партию в 3-й части в паре с Сергеем Вихаревым. За эту роль Диана
была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит».
Две премии в самом начале карьеры в Мариинском театре - «Бенуа де ля данс»,
«Золотой софит» - а ведь юная танцовщица даже еще не стала его примой! Впрочем, это
произошло вскоре - в 1996 году Диана получает статус солистки Мариинского театра, и
в этом же году она удостаивается премии «Божественная».
В 1996 году Диана Вишнёва принимает участие в следующих спектаклях и гастролях:
Февраль - главная партия в спектакле Большого театра «Дон Кихот» в Москве (с
Фарухом Рузиматовым), где состоялось награждение Дианы премией «Божественная». В
том же месяце - сольная партия в 1-й части балета Джерома Роббинса «В ночи» (с
Виктором Барановым).
1997 год принес молодой балерине новую роль - она впервые исполнила Жар-птицу в
одноименном балете Михаила Фокина. Диана вновь принимала участие в летних
гастролях Мариинского театра в Лондонском «Колизеуме». В ее репертуаре на этих
гастролях - главные партии в балетах «Дон Кихот», «Симфония до мажор», «Спящая
красавица», «Ромео и Джульетта», «Жар-птица» и «Видение розы».
Ноябрь 1997 года - концерт звезд в Нью-Джерси, в котором Вишнёва танцует па-де-де из
«Ромео и Джульетты» с Виктором Барановым, соло «Кармен» в хореографии Игоря
Бельского и па-де-де из «Корсара» с Фарухом Рузиматовым. В ноябре же - гала-концерт
в Нью-Йорке, на сцене Линкольн-Центра, посвященный Сергею Дягилеву. Здесь Диана
танцует «Видение розы» с Владимиром Малаховым и па-де-де Чайковского-Баланчина с
Вячеславом Самодуровым.
В январе-феврале 1998 года возобновляются связи двух великих российских театров -
Мариинского и Большого. Диана принимает участие в обменных гастролях: Китри в
«Дон Кихоте» с Фарухом Рузиматовым, первый дуэт в балете «В ночи» в программе
«Вечер американской хореографии» и вариация в гран-па в «Пахите» в
гала-концерте.
В июне 1998 года Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты
«Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов исполняют
главные партии во втором премьерном спектакле 26 июня. Манящая, дразнящая Кармен в
интерпретации Вишнёвой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на
сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки, - она танцует вся: глазами, локонами,
неповторимыми линиями каждого своего движения. В том же месяце Вишнёва и
Рузиматов получают приз «Балтика» как «лучший дуэт». Можно ли в жестких канонах
классических балетов выразить собственное «я»? Именно это удается двум
выдающимся танцовщикам. Узкие рамки классики не давят на их индивидуальность, а
позволяют полнее раскрыться таланту.
В феврале 1999 года Диана дебютирует в заглавной партии балета «Жизель». В сезоне
1998-1999 Мариинский театр начинает попытки реконструкции прежних постановок. 30
апреля 1999 года осуществляется премьера реконструкции Сергея Вихарева «Спящей
красавицы» Мариуса Петипа. На премьере Вишнёва танцует принцессу Аврору в паре с
Андрианом Фадеевым. Летом 1999 года Мариинский балет гастролирует в Нью-Йорке.
Вишнёва танцует «Спящую красавицу», «Жизель», «Симфонию до мажор» и Tchaikovsky Pas de
deux.
В следующем сезоне Мариинский театр продолжает постановку балетов Баланчина.
Премьера триптиха «Драгоценности» 30 октября 1999 года вызывает широкий резонанс
прессы. Диана Вишнёва на премьере танцует сольную партию во второй части
«Драгоценностей», в «Рубинах». В этой роли она - истинный «рубин»: ее искрящаяся
манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника идеально
соответствуют духу и хореографическому рисунку партии.Следующая премьера сезона
- «Манон» Кеннета Макмиллана - принесла Диане одну из самых любимых ею ролей.
Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно
прочувствована балериной. В этой партии на Втором фестивале балета «Мариинский»
в 2002 году она будет блистать в паре со знаменитым премьером Парижской Гранд Опера
Мануэлем Легри.
Летом 2000 года в Лондоне, на сцене театра Ковент-Гарден, проходят грандиозные по
масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать
оперных представлений. Мариинский стал первым международным коллективом,
который выступил на сцене Ковент-Гарден после капитальной реконструкции здания.
Первую часть гастролей открывала «Спящая красавица» с Дианой Вишнёва и Игорем
Зеленским, а затем Диана танцевала главную партию в «Рубинах». Во второй части
гастролей Диана исполнила главные партии в «Дон Кихоте», «Спящей красавице»,
«Ромео и Джульетте» и «Шехерезаде». Эти гастроли были поистине триумфальными.
В феврале 2001, на Первом Международном фестивале балета «Мариинский», Диана
Вишнёва танцует «Жизель» с премьером Берлинского государственного балета
Владимиром Малаховым, на заключительном гала-концерте фестиваля исполняет
адажио из «Манон» (также с Малаховым) и вариацию в «Пахите». В марте 2001 года Диана
Вишнёва удостаивается «Золотой маски» - за сольную партию в «Рубинах» Джорджа
Баланчина.
В мае 2001 года указом Президента России Диане Вишнёвой была присуждена
Государственная премия в области литературы и искусства за главные партии в
спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть»,
«Шехеразада». Летом 2001 года Мариинский балет вновь гастролирует в Лондоне, в
театре «Ковент-Гарден». Диана Вишнёва танцует главные партии в «Спящей
красавице», «Рубинах», «Манон», «Симфонии до мажор» и «Шехеразаде». На нескольких
представлениях «Рубинов» и «Симфонии до мажор» ее партнером был премьер Большого
театра Николай Цискаридзе. Об этих гастролях снимают документальный фильм
«Киров-балет. Люди и танцы». В декабре 2001 года Диана дебютирует в театре Ла Скала в
Милане: партия Авроры в «Спящей красавице» (версия Рудольфа Нуреева). Партнер -
Роберто Болле (Roberto Bolle).
В феврале 2002 года Мариинский балет гастролирует в Вашингтоне, на сцене
Кеннеди-Центра. Гастроли открываются «Спящей красавицей» с Дианой Вишнёвой в
главной партии.
5 марта 2002 года в Мариинском театре состоялась мировая премьера балета «Золушка»
в хореографии Алексея Ратманского. Прелестное дитя, сказочная и современная,
Золушка Ратманского и Вишнёвой - не замарашка, превращающаяся в принцессу, а
всегда - принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой
принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана
Вишнёва в нем - то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. За
эту роль Диана была номинирована на премию «Золотая маска».
На Втором Международном фестивале балета «Мариинский» в марте 2002 года Диана
впервые танцует с премьером Парижской оперы Мануэлем Легри («Манон», «Рубины»),
плодотворное сотрудничество с которым продолжается и в последующие годы (отрывок
из «Кармен» на Третьем фестивале балета «Мариинский», март 2003; «Манон» Кеннета
Макмиллана на сцене Гранд Опера, июнь 2003).
2002 год стал особо удачным для Дианы Вишнёвой по части гастрольных спектаклей и
приглашений в престижные балетные театры мира. В сезоне 2002 - 2003 артистическим
директором балетной труппы Берлинской оперы становится Владимир Малахов. По его
инициативе Диана Вишнёва становится «приглашённой звездой» прославленной
немецкой труппы. Новый балетный сезон Берлинская опера открыла балетом «Жизель»
с Вишнёвой и Малаховым в главных партиях. В октябре 2002 Вишнёва и Малахов танцуют
на ежегодном балетном фестивале в Миккели (Финляндия), где они впервые вместе
исполнили главные партии в «Спящей красавице», а также Tchaikovsky Pas de deux в хореографии
Баланчина.
2003 год расписан у балерины буквально по дням. Май - Берлинская опера, премьера Ballet
Imperial Баланчина. Июнь - Гранд Опера, «Манон» с Мануэлем Легри. В 2003 году состоялся
дебют Дианы на сцене Метрополитен-опера (Нью-Йорк) в балете «Ромео и Джульетта»
Кеннета МакМиллана и долгожданная премьера «Лебединого озера» с её участием в
Берлинской государственной опере. По итогам 2003 года Диана стала лауреатом премии
«Душа танца» в номинации «Королева танца», вручаемой ежегодно журналом «Балет».
В 2004 году Диана много танцует в Берлине (Staatsoper) - «Лебединое озеро», «Жизель»,
«Кольцо» в Кольце (Бежар). Гастролирует с Владимиром Малаховым в Японии, Греции и
Москве («Спящая красавица» в Большом). 16 февраля 2005 года исполнилось 10 лет выхода
Дианы Вишнёвой на сцену Мариинского театра с её первым спектаклем («Дон Кихот»).
Юбилей был отмечен её выступлением в «Жизели» 31 января на сцене театра, бенефисом
в Консерватории 4 февраля с «Вечером современной хореографии» и бенефисом в
Мариинском театре 26 марта в рамках Международного фестиваля балета
«Мариинский».
24 мая 2005 года Диана стала прима-балериной Американского театра балета (АВТ) и
блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене
Метрополитен-опера (Нью-Йорк). 21 сентября 2005 года Мариинский театр открыл 223
балетный сезон традиционным «Лебединым озером». Нетрадиционно было то, что
Одетту-Одиллию в спектакле впервые на родной сцене исполняла Диана Вишнёва.
9 и 11 января 2006 года с триумфом прошли выступления Дианы с труппой Парижской оперы,
где она танцевала «Лебединое озеро» в редакции Рудольфа Нуреева. 29 апреля 2006 года
на новой сцене Большого театра в Москве Диана исполнила в качестве приглашенной
солистки «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича. Её выступление вызвало
широкое и длительное обсуждение в прессе и на балетных форумах.
31 января 2007 Указом Президента России солистке Мариинского балета Диане Вишнёвой
было присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие
заслуги в области искусства. 17 сентября 2007 свой юбилейный 225 сезон Мариинский
театр открыл балетом «Ромео и Джульетта» с участием Дианы Вишнёвой. А 7 октября 2007
на сцене Мариинского театра прошла премьера балета «Silenzio. Диана Вишнёва», который
был поставлен Андреем Могучим и Алексеем Кононовым. 23 ноября 2007 у Дианы состоялся
долгожданный дебют в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви».
13 февраля 2008 в Калифорнии (США) прошла мировая премьера нового хореографического
спектакля из трех частей «Диана Вишнёва: Красота в движении». Инициатором и
продюсером проекта стал президент компании «Ardani Artists» Сергей Данилян,
хореографами-постановщиками стали Алексей Ратманский («Лунный Пьеро»), Мозес
Пенделтон (F.L.O.W. - «Из любви к женщине») и Дуайт Роден («Повороты любви»).
В 2009 году в Американском балетном театре Диана станцевала ведущие партии в балете
«Сильвия» Фредерика Аштона и «На Днепре» Алексея Ратманского.
В 2010 году у Дианы состоялось четыре балетных премьеры: «Дама с камелиями» в
Нью-Йорке, «Пери» в Берлине, «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» в Санкт-Петербурге. А
в сентябре 2010 года на Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма
Рустама Хамдамова «Бриллианты», в котором одну из главных ролей сыграла Диана
Вишнёва.
В сезоне 2010-2011 Диана Вишнёва представила работы с балетными компаниями Эдварда
Лока («Новая работа Эдварда Лока») и Марты Грэм («Лабиринт»). Российская премьера
балета «Лабиринт» состоялась на сцене Мариинского театра в рамках бенефиса Дианы
Вишнёвой, посвященного 15-летию её творческой деятельности. 14 апреля 2011 года
состоялась премьера балета "Парк" (хореография Анжелена Прельжокажа), за
исполнение главной партии в котором Диана получила высшую театральную премию
Санкт-Петербурга "Золотой софит".
В 2010 году по инициативе Дианы был учрежден Фонд Дианы Вишнёвой - культурная и
благотворительная организация, действующая на территории России, США и Японии.
Основные цели фонда - повышение доступности балетного искусства для различных
слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь детям
и ветеранам сцены.
В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера нового
балетного проекта «
Диана Вишнева:
Диалоги», объединившая работы хореографов мирового уровня - Марту Грэм (США), Пола
Лайтфута и Соль Леон (Голландия), Джона Ноймайера (Германия). «Диалоги» - это
совместный проект Фонда Дианы Вишневой и Мариинского театра при участии
американской компании «Ардани Артистс». Программа, состоящая из трех
самостоятельных балетов, с успехом была показана затем в Москве и Нью-Йорке.
С 13 по 15 апреля 2012 года в Казани, где обнаружились татарские корни Дианы, состоялся
I Международный балетный фестиваль Дианы Вишневой. В рамках фестиваля публике
была представлена классическая версия балета «Жизель». Главные партии исполнили
Диана Вишнёва и её партнёр по сцене Американского балетного театра (АВТ) Марсело
Гомес. Состоялся также Гала-концерт современной хореографии.
В 2012 году в Большом театре Диана исполнила балет Алексея Ратманского «Утраченные
иллюзии», а в АВТ 4 июня состоялась премьера возобновления балета Джона Кранко
«Онегин», который Вишнёва давно мечтала станцевать.
17 февраля 2013 года в Лозанне Диана станцевала легендарное «Болеро» Бежара. После
Майи Плисецкой она стала первой за четверть века российской балериной,
приглашенной выступить с труппой Мориса Бежара. В 2013 году стала одним из
организаторов международного фестиваля современной хореографии Context, в рамках
которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана («Облака» на музыку Клода
Дебюсси, партнёр - Марсело Гомес). В ноябре 2014 года Фестиваль состоялся вновь.
Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван
Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в
постановке Пола Лайтфута и Соль Леон «Объект перемен».
7 февраля 2014 года участвовала в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в
Сочи, где исполнила «танец голубки мира» - парафраз хореографии Мозеса Пендлтона
для программы «Красота в движении» (Waters Flowers - «Водяные цветы», 3-я часть балета
F.L.O.W.). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена
телезрителям, как одна из величайших балерин современности.
7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна». Премьера
состоялась 29 июня 2014 года в Гамбурге.
Личная жизнь
27 августа 2013 года Диана Вишнёва вышла замуж за своего продюсера Константина
Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная
церемония состоялась на Гавайских островах.