Мария Владимировна Миронова (6 января 1911 года - 13 ноября 1997 года) - советская и
российская актриса. Народная артистка СССР (1991).
Родилась 24 декабря 1910 (6 января 1911 по новому стилю) в Москве.
В 1925 г., окончив 7 классов общеобразовательной школы, Миронова поступила в
Театральный техникум имени Луначарского.
Окончив его, по совету Б.В.Щукина дебютировала во МХАТе 2-м, где проявила себя
острохарактерной актрисой.
В начале 1928 Миронова впервые вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов как
эстрадная актриса с рассказами А.П.Чехова. Миронова придумала номер, а с ним и
новый эстрадный жанр - телефонный разговор некой Капы.
В 1938 г. Миронова заняла одно из ведущих положений в только что организованном
Государственном театре эстрады и миниатюр, играла по две-три роли в один вечер и
всегда при аншлагах.
В 1939 на эстраде появился знаменитый Театр двух актеров - Мироновой и Александра
Менакера (1913-1982). Муж и жена, они психологически тонко разыгрывали сценки вечно
ссорящихся супругов.
В кино Мария Миронова дебютировала в 1938 году, в фильме Григория Александрова
«Волга-Волга».
С 1990 Миронова - в Московском театре-студии под руководством О.Табакова.
В 1995 состоялся ее бенефис в театре «Школа современной пьесы».
В последний раз актриса вышла на сцену в спектакле "Уходил старик от старухи"
С.Злотникова.
От брака с А. С. Менакером у Марии Мироновой 8 марта 1941 года родился сын -Андрей
Александрович Миронов , будущий известный актёр театра и кино. Внучки Марии
Мироновой - Мария Андреевна Миронова (родная) и Мария Андреевна Голубкина
(приемная) - тоже стали актрисами.
Мария Владимировна Миронова ушла из жизни 13 ноября 1997 в Центральной клинической
больнице Москвы. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына -
актёра Андрея Миронова (1941-1987).
В 1999 в Москве (Малый Васильевский, 7) открыт музей-квартира семьи Мироновых.
Детство
24 декабря 1910 года (а по новому стилю 6 января 1911 года) в Москве, в семье школьной
учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых
родилась дочь Маша. Отец Маши очень любил искусство: музыку, живопись, театр. Эту
любовь он старался привить и окружающим, в первую очередь своей дочке.
Когда Маше исполнилось 7 лет, ее отдали учиться в опытно-показательную школу имени
Фритьофа Нансена. Здесь девочка начала постигать азы театрального искусства. Она
участвовала практически во всех постановках школьного театра. Многое у нее не
получалось, но Мария не сдавалась: уже тогда у нее начал вырабатываться упорный
характер. Именно упорство и помогло ей в последствии стать большой актрисой.
Осуществление мечты
В 1925 году Мария Миронова, окончив 7 классов школы, поступила в Театральный
техникум имени Луначарского. А год спустя, вместе с другими студентами,
дебютировала на сцене театра современной миниатюры. В комедии Василия Шкваркина
«Вредный элемент» Миронова сыграла роль Маньки. Культкомиссия тогда высоко
оценила студенческую работу, особо отметив Марию Миронову «давшую четкий и
законченный образ». Но главное, на начинающую актрису обратил внимание актер
МХАТа 2-го Владимир Попов. Он то и порекомендовал Марии поступить в хороший
театр...
Весной 1927 года Мария Миронова окончила театральный техникум. Попасть сразу во
МХАТ ей не удалось - туда брали лишь членов профсоюза. И тогда Мария устроилась во
вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время
танцевала в кордебалете. Здесь же она была принята в профсоюз, что позволило ей
уже осенью подать документы во МХАТ.
Театр
Конкурс во МХАТ 2-й Мария Миронова прошла удачно. Уже с первых ролей (Фани в
спектакле «Хижина дяди Тома» и Маруся в спектакле «Дело чести И.Микитенко») она
проявила себя яркой острохарактерной актрисой. Знаменитая Софья Гиацинтова
вспоминая, отмечала, что Миронова «ни к кому не пристраивалась, ни в какие
группировки не входила, и при этом к делу относилась свято, с большим рвением».
Мария Миронова проявила себя острохарактерной актрисой в ролях Фанни ("Хижина
дяди Тома" Г.Бичер-Стоу), Маруси ("Дело чести" И.Микитенко) и др.
В том же 1927 выступила в роли Лидии Чебоксаровой ("Бешеные деньги" А.Н.Островского)
на сцене Московского театра транспорта.
Но долго работать во МХАТе 2-м Мироновой не пришлось. Ролей ей, в силу разных
причин, доставалось мало, а тут, как раз, подвернулось приглашение нового
художественного руководителя Московского государственного мюзик-холла Николая
Волконского. Мария Миронова приняла это приглашение. Там она с успехом сыграла
Бонни ("Артисты варьете"), явив «блистательный пример органического сочетания
лучших качеств актрисы драматического театра и эстрады». Публика хорошо
принимала ее Раечку ("Под куполом цирка" И.Ильфа, Е.Петрова и В.Катаева), Лючию
("Севильский обольститель" Тирсо де Молина), Мишлину ("Святыня брака" Э.Лабиша).
В 1928 году у Марии случилось несчастье - умерли родители, а вслед за этим тяжело
заболела и она сама. Долгое время актриса не работала, а когда поправилась
-поступила в Центральный театр транспорта (впоследствии он будет называться
Театром им. Н. В. Гоголя).
Эстрада
Параллельно с работой на «большой сцене» Мария Миронова начала свою деятельность
на эстраде. В своем первом выступлении она с большим успехом читала «Случай с
классиком» А. П. Чехова. Затем последовали новые выступления. Фамилию Марии стали
печатать на афишах рядом с известными артистами...
Вдохновленная Миронова решилась на новый шаг, заявив о себе сразу в трех лицах:
автора, режиссера и исполнителя. Так на эстраде впервые появилась Капа, а вместе с
нею новый жанр - телефонные разговоры.
Черный приталенный жакет, длинная прямая цветная юбка с ярко-красными оборками
внизу, парусиновые теннисные тапочки, старая рыжая лиса с облезлым хвостом вокруг
шеи, на голове шерстяной красный берет с маленьким торчком... Капа в исполнении
Мироновой была просто неподражаемой, публику до истерического хохота.
После Капы Миронова продолжила «говорить по телефону» в образах Дуси, Клавы,
Марочки... Эти миниатюры она либо сочиняла сама, либо с помощью писателей Угрюмова
и Полякова. Героини были разными, но всех их объединяло одно - празднословие,
страсть к сплетням, сенсациям, беспардонность и невежество.
В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса
артистов эстрады.
Дебют на киноэкране
В те же годы Мария Миронова дебютировала на киноэкране. Ее первой работой стала
роль секретарши Бывалова в легендарной комедии Григория Александрова
«Волга-Волга». Были и другие роли, но они остались в тени эстрадных выступлений
актрисы. Точнее говоря новой яркой актерской пары - Марии Мироновой-Александра
Менакера.
Встреча с Менакером
В конце 1938 года Мария Миронова пришла в только что организованный
Государственный театр эстрады и миниатюр. Актриса сразу же заняла в нем одно из
самых заметных мест, играя практически во всех спектаклях. Играла смешно,
заразительно, доводя до гротеска каждую роль. Среди них: Зина («Тщетная
предосторожность» Погодина), Жена («Без двенадцати двенадцать» Ленча), Киса («У
актерского подъезда» Полякова), Прачка («Курортное обозрение» Михалкова и Ленча)
и др. Все образы Миронова доводила до гротеска, играла заразительно смешно.
Периодически в спектакли приглашались гастролеры. Так однажды в театре появился
Александр Менакер . Несмотря на свою молодость (Александру тогда было 26 лет, и он
был на три года моложе Марии), он был уже очень знаменитым артистом. Менакер
великолепно пел, виртуозно играл на рояле, выступал с музыкальными фельетонами.
Как можно было не влюбиться в такого человека?! Правда Александр был женат, да и
сама Мария была замужем (за режиссёром), но разве это помеха для настоящей любви?
Решительная Мария Миронова объявила мужу о своем уходе, а Александру Семеновичу,
в свою очередь, пришлось покинуть родной Ленинград, жену - балерину Ирину Ласкари -
и маленького сына Кирилла. Кстати, впоследствии Александр Семенович сделал все
возможное, чтобы его сыновья от первого и второго браков сдружились. Так и
произошло: блистательный Андрюша Миронов и будущий известный хореограф Кирилл
Ласкари стали не сводными, а практически родными братьями.
Летом 1939 года театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. И там, под южным небом,
их роман развивался стремительно. Уже на четвертый день знакомства Александр
Менакер проснулся от скрипа пера и увидел, что Миронова что-то старательно
выводит на листе. Он поинтересовался, что же она делает? «Сообщаю мужу о разводе, -
не отрываясь от письма, сказала Мария, - и вам советую сделать то же самое, сообщить
своей супруге о разрыве...» Так началась их долгая совместная жизнь.
Вскоре бывший муж Марии режиссёр Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа».
К чести Мироновой, она не оставила его в беде. Вместе с Менакером они носили
передачи в тюрьму, хотя прекрасно осознавали, чем это может для них обернуться...
Театр двух актеров
Осенью 1939 года Миронова и Менакер впервые вместе выступили на эстраде с
сатирическими диалогами. Публика отреагировала на этот дебют с большим
восторгом. Благожелательно отозвалась и пресса. Так родился прекрасный дуэт,
ставший впоследствии классикой советской эстрады.
Вместе на эстраде Мария Миронова и Александр Менакер проработали более 30 лет,
создав, по сути, театр двух актеров. Они удивительно дополняли друг друга. Как
правило, Менакер появлялся в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла
деспотичную и невежественную жену. Сценки были короткими, не более пяти минут, но
актеры настолько ярко раскрывали свои образы, что создавалось впечатление, будто
перед зрителями в одно мгновение пролетал целый фильм, смешной и искрометный.
Вспоминает Борис Львов-Анохин, главный режиссер Нового драматического театра:
«Этот дуэт встречали с восторгом во всех городах всей России. Их разговоры, споры,
ссоры, препирательства заставляли стонать от смеха огромные залы, до отказа
набитые зрителями. Я имел счастье репетировать с ними в их счастливом доме. Дом
был счастливым, потому что в нем никогда не прекращалась игра - опять-таки
юмористические споры, ссоры, препирательства, обмен колкостями, - быт был весело
театрализован, состоял из талантливейших импровизаций, этюдов, остроумных
пассажей. Очень смешные игры, в которых сквозь юмор светилась огромная
нежность...»
Кино
В отличие от сцены, в кино Марии Мироновой не везло. Снималась она мало, а если ей и
доставались роли, то, как правило, второго плана. Жена директора завода в
спортивной комедии Семена Тимошенко «
Запасной
игрок» (где блистали Георгий Вицин и Павел Кадочников), Леокадия Михайловна в
приключенческой комедии Александра Роу «
Драгоценный подарок» и еще десятка полтора ролей - вот и все, что
оставила Мария Миронова, как киноактриса. И это не ее вина. Скорее это беда нашего
кинематографа, который так и не смог раскрыть незаурядное дарование
замечательной актрисы...
Последние годы
В 1982 году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж Марии Владимировны, ее
спутник по жизни и верный партнер по сцене Александр Менакер. А в 1987 году
скончался их сын, выдающийся актер театра и кино, любимец зрителей
Андрей Миронов .
Вспоминает Татьяна Егорова: «Жизнь сломалась, как молнией перерубленное дерево.
Наступило одиночество - без мужа, без сына, без никого... И ни единой слезы. «Мария
Владимировна, - пыталась я как-то ее утешить, - одиночества нет, всегда рядом
ангел-хранитель». Она пристально посмотрела на меня, как врач на пациента, и
весомо произнесла: «Но он же не пойдет за хлебом».
Страшное испытание - потерю мужа и сына - Мария Миронова перенесла стойко. Никто
никогда не видел Марию Владимировну плачущей. «Железная женщина», - говорили
многие с недоумением. И только одному Богу известно, что ей это стоило...
В 1990 году Мария Владимировна вновь вернулась на сцену. В свой театр позвал ее Олег
Павлович Табаков. Ей уже было под 80, а она все радовала своими работами российских
и американских зрителей (Мария Миронова выезжала с гастролями в США). Работу в
молодом коллективе Мария Владимировна вспоминала с большой теплотой.
В 1994 году Миронову позвали в театр «Школа современной пьесы». Семен Золотников
написал пьесу «
Уходил старик от старухи», и Миронова в паре с легендарным
Михаилом Глузским воплотили ее на сцене. Это была последняя работа Марии
Владимировны. 13 ноября 1997 года она скончалась...