Майя Михайловна Плисецкая (1925 - 2015) - знаменитая советская и российская
прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Солистка Большого театра в Москве.
Жена композитора Родиона Щедрина . В последние годы жила в Германии (вместе с
мужем, Родионом Щедриным снимала квартиру в Мюнхене). Имела гражданство Испании и
Литвы.
Небезоблачное начало
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора
советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино
Рахиль Мессерер, сестра и брат которой - Суламифь и Асаф Мессереры - были
профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве
ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами.
Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.
Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен
генеральным консулом и начальником угольных рудников. Там Майя Плисецкая училась
в школе, каталась на лыжах, впервые выступила на сцене в самодеятельном
представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».
В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Отец был расстрелян, а мать
была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с
только что родившимся сыном, третьим ребёнком в семье. Затем была выслана в
Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941-м году, за два месяца
до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф
Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое
училище. Там она последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П.
Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну
Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре. Майя Михайловна была
принята в Большой театр после окончания училища в 1943 году и очень быстро стала его
ведущей балериной.
Прима-балерина Большого театра
В 1945 году Майя Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени
(«Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945), а затем в 1959 году она с огромным
успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же
автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).
Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа
Джангировича Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («
Кармен-сюита» Жоржа Бизе - Родиона Константиновича Щедрина,
балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» Александра
Константиновича Глазунова), Одетта-Одиллия («
Лебединое
озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса
Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора
(«Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина),
Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Майя Михайловна выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть
балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая
исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра»
(Балетная труппа театра города Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера,
1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).
Балетмейстер
Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила
балеты: «
Анна Каренина»
Щедрина (1972, совместно с Натальей Ивановной Рыженко и Виктором В.
Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной
партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница
главной партии), «Раймонда» Александра Глазунова (1984, Оперный театр в Термах
Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая
исполнительница главной партии).
«Лед и пламень»
В 1983-1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы
Римской оперы, в 1988-1990 - балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где
возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях
«
Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.
В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из
Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.
Майя Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью
и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от
утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных,
мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные
данные - большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно
гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею - перед ней в первую очередь всегда
вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда
удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с
чистотой линий и совершенством форм.
Большой победой стала партия Одетты-Одиллии: добро и зло, любовь и коварство,
благородство и низменность характера представали в двух образах, созданных
балериной. Движения необыкновенно гибких рук, корпуса создавали иллюзию трепета
крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи
Плисецкой со временем станет мировой легендой. Ее руки в «Лебедином озере»
сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых
крыльев.
Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и
что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не
знаешь - руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым
уплывает лебедь». Шедевром в исполнении Плисецкой стал и «Умирающий лебедь»
Сен-Санса, поставленный еще Фокиным для великой Анны Павловой.
Плисецкая и кино
М. Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в
других видах искусства.
Впервые на кино экране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры
Строевой «
Большой
концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «
Лебединое
озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «
Анна
Каренина». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «
Хованщина».
Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов
«Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».
В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для
телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося
американского хореографа Джерома Роббинса. В экранизации романа Льва Толстого «
Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль
Бетси. Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта маловато, и специфика
кино очень сильно отличается от театральной. Были, правда, у балерины раньше
текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это не то. Бетси -дебют балерины в
академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в
киноленте «
Чайковский»
режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «
Зодиак», где она сыграла
музу Чюрлениса.
В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «
Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Майя Плисецкая
блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось»
хореографичекими дуэтами в постановки балетмейстера Елизарьева.
Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая
редакция 1981), кинофильм «
Балерина» (1969),
телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987). Творчеству
Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения,
«Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.
Бесстрашие истинного художника
По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам
Майя Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной
улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на
ее долю выпало немало испытаний: в детстве - арест родителей, вынужденное
сиротство; позднее - постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за
рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то
бдительное око КГБ, чиновники министерства культуры, руководство Большого
театра).
Плисецкую всегда отличало бесстрашие - творческое и поведенческое. В самых
сложных творческих и жизненных ситуациях Майя Михайловна отчаянно шла на риск,
бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных
возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах,
доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную
независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с
выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского
«Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века»
Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 году из родного Большого театра,
которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в
ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.
Майя Михайловна обладала редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав
еще ни одного движения, она властно приковывала к себе внимание, завораживая
зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией
личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей
колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она
посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину. Специально для жены
он написал балеты «Конек-Горбунок», «
Анна
Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе,
превратил ее в «Кармен-сюиту». Майя Плисецкая - и автор мемуаров «Тридцать лет
спустя: Сердитые заметки в тридцати главах» (2007).
К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина
сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом
городе, хотя Плисецкая и Щедрин жили на три дома - большей частью в Мюнхене, в
Москве и на своей даче в Литве.
Личная жизнь
Первым мужем Плисецкой был начинающий балерун Марис Лиепа . В 1956 году, будучи ещё
совсем молодым, блестяще выступив в Москве на декаде латышского искусства, Марис
получил приглашение станцевать с Майей Плисецкой «
Лебединое
озеро» на гастролях в Будапеште. Творческий союз увенчался законным браком,
что, однако, не привело ни к семейному счастью, ни к вожделенному переходу в
Большой. Примечательно, что о кратковременном супружестве бывшие муж и жена ни
словом не обмолвились в своих мемуарах.
В 1950-е годы Плисецкая бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее
мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна. Там она пропела музыкальные куски из
прокофьевского балета «Золушка», а хозяева записали это на пленку. Эту пленку
дали прослушать молодому композитору Родиону Щедрину (он на 7 лет младше Майи), и
он был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в
соответствующих тональностях. Щедрин и Плисецкая впервые встретились лично,
когда в том же доме принимали Жерара Филипа, и Щедрин играл много своей музыки.
Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить
Большой театр. Здесь Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции. Их свадебным
путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи через Тулу, Харьков,
Ростов-на-Дону. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958
года. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира
на Кутузовском проспекте.
Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой - и это целая балетная культура. На
титульном листе партитуры первого же балета Щедрина - «Конька-Горбунка» - стоит
посвящение: «Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру
юмористических красок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18
сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются
посвящением ей: «
Анна Каренина»
- «Майе Плисецкой, неизменно»; «Чайка» - «Майе Плисецкой, всегда»; «Дама с
собачкой» - «Майе Плисецкой, вечно». Щедрин не только помогал Плисецкой создавать
свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем».
«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», - говорит
Плисецкая о своем муже. Им никогда не было скучно друг с другом. В августе 1958 года
наша героиня забеременела. Ей предстоял трудный выбор - родить от любимого
человека и бросить балет либо продолжать танцевать. Она избрала второй путь.
Несмотря на протесты Щедрина, Майя Михайловна не решилась родить ребенка и
бросить сцену. Балет вновь победил...
Домом для Майи Михайловны была, прежде всего, Москва, её квартира. Когда она ехала
сюда, то всегда думала: «Вот я еду домой». Они с мужем жили также в Мюнхене, где
снимали квартиру. Кроме того, там отличные врачи.
А в Германии - лучшее в мире издательство «Шотт», которое имеет авторские права на
произведения Бетховена, Шумана и других композиторов и которое издает
произведения Щедрина. Везде хорошо. А Литва - это родина ее матери: она родилась в
Вильнюсе. Они жили в Тракае, в маленькой деревушке, в своем доме много-много лет. И
любили эту чудную страну, любили ее людей. И, наверное, они отвечала им
взаимностью. В Тракае работается идеально, там Щедрин столько всего написал.
В самые последние годы Майя Михайловна жила преимущественно в Мюнхене (Германия),
время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург.
2 мая 2015 года умерла в Германии от сердечного приступа.